Analitika.at.ua. Дудук всегда пользовался в Армении особым уважением и
любовью. Его бархатный голос на протяжении многих столетий сопровождает армян и
в радости, и в горе. Благодаря Дживану Гаспаряну дудук в последние годы получил
поистине всемирное признание.
Но по-настоящему, до глубины души, волшебное звучание дудука
очаровало широкую аудиторию в фильме «Гладиатор». После присуждения этой
картине в 2000 году престижной премии «Оскар» авторитетная газета «Нью-Йорк
таймс» заметила: «Как странно, что в нашем безбожном мире еще есть такие
неповторимые и сокровенные звуки, которые дарит нам дудук». Спустя всего лишь
пять лет, в 2005 году, армянский дудук был признан шедевром Всемирного
нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Среди тех, кто сегодня достойно представляет армянскую школу
игры на дудуке – музыкант и педагог, солист созданного им же ансамбля
дудукистов - Георгий Минасов. Это он расширил диапазон и исполнительские возможности
дудука, создав, по сути, новый инструмент. Родился Георгий Минасов в семье
потомственных музыкантов в Баку. С семи лет учился игре на мандолине, в 16
освоил кяманчу. Ко времени призыва на армейскую службу он уже отлично играл на
кларнете и был назначен солистом полкового оркестра. Вернувшись после службы в
армии, работал в ансамбле песни и пляски, был солистом оркестра народных
инструментов Азгостелерадио. Но в 1983 году с семьей переехал в Ереван. Поводом
стала обида. Вернее, как вспоминает сам Георгий Вартанович, обиделся даже не он
– к предвзятому отношению к армянам в Азербайджане было не привыкать.
А случилось так: в связи с 25-летием азербайджанского
телевидения Баку на торжества в Азербайджан был приглашен заместитель
председателя теле- и радиовещания Армении, писатель и журналист Виктор Балаян.
В числе выступавших на праздничном концерте значился и Георгий Минасов, но в
отличие от других, ни имени, ни фамилии его не объявили. Это сильно возмутило
Балаяна, который тут же не преминул резко высказаться в адрес организаторов. И
потребовал, чтобы Минасов продал квартиру и переехал в Ереван. Так началась
новая эра в творческой биографии музыканта. В это время Рубен Алтунян как раз
искал солиста-дудукиста для руководимого им ансамбля гусанской и народной
песни. 23 года Георгий Минасов проработал в ансамбле, объездил с ним десятки
стран, побывал в США, Канаде, Греции, Бельгии, Сирии, Ливане.
Три года назад Минасов создал собственный ансамбль
«Дудукнер», сначала как квартет, затем – квинтет. Кроме обычного классического
дудука, в составе ансамбля есть бас-дудук, баритон и тенор, которые позволяют,
помимо гусанских и народных песен, играть произведения Хачатуряна, Спендиарова,
Комитаса, Нарекаци, Шнорали, Екмаляна, а также классическую музыку Баха, Моцарта,
Рахманинова, Гершвина. Причем создателем этих новых инструментов является
руководитель ансамбля. На вопрос: «Для чего нужно было совершенствовать дудук,
создавая в принципе новый инструмент?» - Георгий Вартанович просто отвечает:
«Чтобы исполнять на нем все те произведения, которые сейчас есть в репертуаре
ансамбля».
Длина обычного дудука около 30 сантиметров, да и диапазон
невелик – чуть больше октавы. Играть на нем сложно. Поэтому нужно, чтобы
инструмент имел две октавы. «То же самое говорили в свое время и
друзья-композиторы, когда я просил их написать или переложить для дудука
классическую музыку», - говорит собеседник. Первые опыты по усовершенствованию
инструмента, по словам Минасова, он начал еще в конце 80-х. Как раз в те годы в
Армению в связи с известными бакинскими событиями переехал великолепный мастер
музыкальных инструментов Сергей Аванесов. Вдвоем они приступили к реализации
этой идеи. В первую очередь необходимо было удлинить дудук почти втрое. Минасов
рассчитал размеры, сделал эскизы, наметил места клапанов – на дудуке метровой
длины они обязательно должны быть, иначе играть на нем будет просто невозможно.
Первый бас-дудук не вполне отвечал требованиям маэстро. Чего-то не хватало.
Потом сделали второй, третий… В конце концов усовершенствованный вариант
бас-дудука был создан в 1992 году. А еще через несколько лет появились другие
инструменты семейства – дудук-тенор и дудук-баритон, на изобретение которых
Георгий Минасов получил авторское свидетельство.
По всеобщему представлению, дудук – народный инструмент и
играть на нем можно только народные мелодии. У многих тогда возникал вопрос:
зачем нужно было создавать новый инструмент и исполнять на нем классику и джаз?
Это что - очередная дань моде? «Нет, это любовь к своему инструменту, желание
расширить его возможности и репертуар. Понимаете, играть все время одно и то же
в ограниченном диапазоне обычного дудука лично для меня стало в какой-то момент
неинтересно. И потом, я всегда любил классику. И если на баяне или аккордеоне
можно исполнять классику, то почему не попытаться сделать это на дудуке? Именно
поэтому я решился на эксперимент. Вспомните, как в свое время было создано
семейство скрипичных инструментов: скрипка, потом альт, виолончель, контрабас.
Я же попытался создать семейство дудуков.
Сегодня «суммарный» диапазон нашего ансамбля имеет целых три
октавы. Поэтому мы можем исполнять всё, в том числе и классику, и джаз», -
рассказывает дудукист-новатор. Действительно, на сегодняшний день ансамбль
«Дудукнер» единственный в своем роде музыкальный коллектив. Ведь таких
инструментов ни у кого в мире больше нет. Музыканты успешно гастролируют с
концертами в Армении, Нагорном Карабахе, России, странах дальнего зарубежья. Но
где бы они ни выступали, трепетное звучание дудука всегда вызывает неподдельный
интерес к этому армянскому инструменту. Ара Ванецян, «Ноев ковчег»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.