Analitika.at.ua. В Сирии армяне жили с давних времен. После принятия ими
христианства в 301 году в регионе появились также отдельные общины армян-халкидонитов,
которые жили смешанно с сирийскими и греческими православными христианами. В
свою очередь, последователи Армянской апостольской церкви стали принимать
активное участие в духовной жизни христиан Сирии.
Многочисленные группы армян переселялись в Сирию, спасаясь
от преследований персов и османцев. Особенно заметную роль они играли в
Антиохии, где христианство было представлено католиками, армянами и
православными христианами. Многие перебрались туда после захвата турками
армянской Киликии. Резня в Адане 1909 года, а также Геноцид армян 1915-1921
годов спровоцировали массовый отток армян в сторону Сирии из Западной Армении и
Киликии. Турецкие националисты уничтожали армян не только в самой Западной
Армении, но и в других регионах Османской Турции. В частности, Дейр Зор и
окружавшая его пустыня были избраны младотурецким правительством в качестве
основного места концентрации депортируемых из Западной Армении и Турции армян.
В сирийской пустыне оказались остатки армянского населения Себастии, Диарбекира
и Харберда. Из шести провинций Западной Армении в сторону сирийской пустыни
было выселено около миллиона человек. В пустыне Дейр Зора было уничтожено свыше
200000 армян.
Сейчас армяне компактно проживают в некоторых регионах
Сирии, в частности, на крайнем северо-западе страны в районе Кесаба, в Алеппо,
Дамаске, Латакии, Эль Ракка, Хасеке и в Камышли.
Армянами в Сирии были построены десятки церквей. Например, в
Алеппо, где проживает самая большая и влиятельная община, есть множество
действующих церквей, из которых 4 евангелические. В районе Латакии действует 9
армянских церквей, причем как апостольских, так и католических и
евангелических. В Сирии имеется довольно активная армянская община католиков и
евангелистов, большинство которых сосредоточено в городе Кесабе и окружающих
армянских селах: Дузахач, Эсгуран, Сев Ахбюр, Чинар, Чахалджех, Керкуна,
Экизлух, Бахджахач, Карадуран, Карадаш, Башурд, а также в столице Сирии
Дамаске. В Кесабе имеется Армянская апостольская церковь, построенная в конце
XIX века, остальные появились в XX столетии. В селах Якубие и Арамо района
Латакия проживают сильно латинизированные армяне, которые не владеют армянским
языком, их родной язык - арабский. Жители этих сел, а также часть армян
Дамаска, в начале прошлого столетия попав под влияние европейских миссионеров,
стали последователями католической и евангелической церквей. Такие семьи живут
изолированно от основной массы армянства, ассимиляционные процессы среди армян
Латакии и Дамаска с арабами-христианами протекают весьма интенсивно.
Армяне-католики также представляют особую группу. Только в
Алеппо имеется 5 католических армянских церквей, самая старая из которых
построена в 1840 году. Число армян-католиков в Алеппо достигает 15000. В городе
Камышли на севере Сирии значительная часть армян также католики, они
сосредоточены вокруг церкви Святого Ованеса. Армянские католические церкви
имеются и в Дамаске, а также в армянских селах Латакии. В районе Эль Ракка, где
проживает большое количество арабизированных армян, всего лишь одна армянская
церковь.
За последние годы в различных регионах Сирии образуются
новые общины, которые принято считать исламизированными и арабизированными. Во
время Геноцида армян тысячи детей были проданы местным арабам и бедуинским
племенам. Многие, чтобы сохранить семьи, принимали ислам. Арабизированные и
исламизированные армяне ныне проживают в Камышли, Хасеке и особенно в Эль Раке.
Церковные учреждения играют большую роль в сохранении
идентичности наших соотечественников. Церковь объединяет осколки армян,
спасшихся от Геноцида. Возвращение к истокам начинается именно с Армянских
церквей Сирии, в которых происходит обряд крещения исламизированных армян.
Сирийская община армян на Ближнем Востоке считается одной из
самых влиятельных. Не случайно, что большинство церковных образовательных и
духовных учреждений находится именно в этой стране. Связь между сирийской
армянской общиной и Республикой Армения исторически прочна. Однако в результате
миграции армянского населения Ближнего Востока и изменения этнодемографической
ситуации в регионах, населенных армянами, политика сотрудничества с диаспорой
требует изменений. Появилась необходимость прагматичного подхода государства ко
всем армянским общинам, в том числе к традиционным, таким как сирийская. Ведь
каждая община имеет свою специфику, и не замечать это - значит игнорировать
роль и значение диаспоры. Арман Акопян, "Ноев Ковчег"
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.