Главная » 2009 » Ноябрь » 16 » Два фронта Азербайджана: энергодиалог с Россией и подрыв турецко-армянского сближения
Два фронта Азербайджана: энергодиалог с Россией и подрыв турецко-армянского сближения
00:31
Analitika.at.ua. Министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик
Алиев выступил с любопытным заявлением. По его словам, у проекта газопровода NABUCCO
есть нерешенные вопросы, одним из которых является ресурсная база. "На
сегодняшний день единственной реальной ресурсной базой для газопровода NABUCCO
является Азербайджан, - уточнил министр.- От нас сегодня в этом проекте ничего
не зависит. Мы все сделали, и теперь только ждем дальнейших продвижений по
проекту".
Это заявление можно дополнить тем, что сказал президент
Азербайджана Ильхам Алиев на совместной пресс-конференции с президентом
Болгарии Георгием Пырвановым в Софии: "Нерешенность транзитных вопросов
является, по существу, основным препятствием для реализации проекта
NABUCCO." Напомним, что строительство газопровода NABUCCO стоимостью 7,9
миллиарда евро намечено на 2011 год. Первые поставки ожидаются в 2014 году.
Максимальная мощность трубопровода составит 31 миллиард кубометров в год. Еще
недавно этот проект в Баку- и не только там - представляли в качестве одного из
вариантов осуществления программы по диверсификации вывода своих энергоресурсов
из энергоресурсов из Средней Азии на мировой рынок в обход России. Поэтому
вокруг NABUCCO вертелись острые сюжеты региональной геополитики.
Отрезвление наступает только сейчас. Россия и Словения
подписали завершающее соглашение о взаимодействии в энергетической сфере. По
словам премьер-министра РФ Владимира Путина, "Южный поток" становится
большим общеевропейским проектом". Таким образом у Баку, как заявил
министра Натик Алиев, появился "другой вариант вывода углеводородов на
мировой рынок - "Южный Коридор", который рассматривается
Азербайджаном шире. Не случайно 14 октября между ГНКАР и "Газпромом"
был подписан среднесрочный контракт (с возможностью пролонгации) о
купле-продаже азербайджанского газа в Россию. Он охватывает период 2010-2014
года. Ежегодно азербайджанская сторона будет поставлять в Россию газ в объеме
не менее 500 миллионов кубических метров. Причем в контракте не указан верхний
предел объемов поставки газа.
Но расширяющийся энергетический диалог между Азербайджаном и
Россией происходит на фоне ценовых "недоразумений" между Баку и
Анкарой. Они возникли еще в апреле 2008 года, когда Турция готовилась к
подписанию "Дорожной карты" с Арменией. В этой связи в Баку
вспомнили, что ранее продавали газ Турции по цене в 120 долларов за 1000
кубических метров. Тогда, когда стоимость газа для потребителей на внутреннем
рынке Турции составляет около 380 долларов за 1000 кубических метров. Сейчас,
по словам министра энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыза, Анкара
готова выплатить разницу.
Проблема, конечно, не в долгах. В подвешенном состоянии
может оказаться уже и коммерческое турецко-азербайджанское соглашения по
разработке морского азербайджанского месторождения "Шах-Дениз",
откуда Турция намерена получать 6,6 миллиарда кубических метров газа. Это
означает, что мечта министра энергетики и природных ресурсов Турции Танера
Йылдыза о том, что "при нормальных условиях единственный путь
азербайджанского газа на западные каналы лежит через Турцию", может так и
остаться только мечтой. После того, как цюрихские протоколы попали в турецкий
парламент, ожидаемых Турцией " нормальных условий" не будет.
Баку заметно меняет вектор своей внешней политики. Связано
это с пониманием того обстоятельства, что в ситуации, когда правительство
Эрдогана максимум, что может сделать, так это задержать процесс нормализации
турецко-армянских отношений, но не сорвать его. Даже несмотря на то, что
турецкие официальные лица призывают Азербайджан "верить обещанию
премьер-министра страны о том, что граница с Арменией не откроется, пока не
будет урегулирован нагорно-карабахский конфликт".
Эрдоган посылает миру "неоднозначные сигналы".
Например, выступая на заседании Партии справедливости и развития (ПСР) в
Стамбуле он заявил, что "сближение Турции с Арменией является одним из
существеннейших вопросов, соприкасающихся с демократическим сближением. Мы
стремимся решить этот вопрос". Но при этом на первое место турецкий
премьер-министр выдвигает вопрос азербайджано-армянских отношений, которые, по
его словам, " являются первостепенным" фактором. Что же тут первично
- сначала примирение, а потом решение Карабахской проблемы - или наоборот?
Анкара много не договаривает. Однако, учитывая
многоопытность турецкой дипломатии, можно предполагать, что, вступая в диалог с
Арменией, турки просчитали негативную реакцию Азербайджана и разработали
"запасной сценарий". С одной стороны, действия Турции по
урегулированию отношений с Арменией нашли поддержку мирового сообщества, и в
первую очередь со стороны ведущих держав. Турция фактически солидарна и с
предложениями Россия, США и Франция, которые были озвучены летом нынешнего года
в итальянской Аквиле. Они предусматривают возврат территорий вокруг Нагорного
Карабаха под контроль Азербайджана. Кроме того, определяется промежуточный
статус для Нагорного Карабаха. Армению с Нагорным Карабахом должен связать
коридор. Вопрос определения правового статуса Карабаха должен решиться путем
волеизъявления его граждан. Беженцы должны иметь право на возвращение в места
прежнего проживания.
С другой стороны, Турция нагрузила себя только
урегулированием отношений с Арменией и дистанцируется от карабахского вопроса.
Она понимает, что в случае неудачи возможной посреднической миссии, ее влияние
в Закавказье будет быстро локализовано и переведено в фазу геополитического офсайда.
В этом смысле Анкара приобрела некогда утраченные возможности для ведения
активной политики на Кавказе. Но для нее очевидны риски потерь. Речь идет,
конечно, в первую очередь об Азербайджане. Поэтому на данном этапе сложно
определить, имеет ли место мы фактор совместной игры Турции и Азербайджана, или
дело идет все же к формированию конфликтных отношений между двумя странами,
чего тоже нельзя исключать.
Фактом пока является только то, что Азербайджан запустил в
ход одновременно два параллельных политических проекта: подрыв ратификации турецким
парламентом цюрихских протоколов и расширение энергетического диалога с
Россией. Прагматика диктует Москве поддержать позиции Баку в карабахском
урегулировании хотя бы за счет инициирования процесса очередной модернизации
Мадридских принципов. В то же время интересы большой политики определяют задачу
не выбиваться из общего строя до момента, когда созреют новые нестандартные
решения и ходы в карабахском вопросе. В этом смысле Баку действует примитивно,
предлагая Москве и Анкаре один и тот же "энергетический ребус". Как
правило, в подобной ситуации решения часто приходят со стороны, оттуда, откуда
меньше всего ждешь.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.