Analitika.at.ua. Потрясающий саксофонист и дирижер: больше ста концертов в
год с тремя ведомыми им оркестрами - "Мелодией", московским и
краснодарским биг-бэндами. Народный артист России, лауреат Госпремии, кавалер
ордена "За заслуги перед Отечеством" и обладатель множества званий и
регалий. Чудесный композитор и аранжировщик: его музыка и музыка в исполнении оркестров
под его управлением звучит в фильмах "Ирония судьбы, или С легким
паром", "Приключения Буратино", "12 стульев",
"Руанская дева по прозвищу "Пышка", "Покровские
ворота" и двух сотнях других. Он успевает вести две авторские программы:
"Джаз-клуб" на "Радио Культура" и "Джем-5" на
телеканале "Культура". А еще - баловать близких и друзей фирменными
блюдами собственного приготовления.
Мы расспросили художественного руководителя и главного
дирижера Краснодарского биг-бэнда творческого объединения "Премьера"
им. Л. Г. Гатова Георгия Гараняна о кулинарии и музыке.
…Час до концерта биг-бэнда во Дворце искусств. За чаем в
одной из гримерок элегантный и обаятельный Георгий Арамович рассказывает о еде
как настоящий поэт и делает признание, которое наверняка поразит в самое сердце
не один десяток читательниц: "Еще люблю мыть посуду. Для меня это
возможность уйти в "другое измерение", подумать. Если буду писать
мемуары, назову их "Мысли над мойкой".
- Друзья обожают мой плов (см. рецепт ниже. - Прим. автора):
в его тонкости меня посвятила мама моей жены Нелли - наполовину узбечки,
наполовину татарки. Ей при приготовлении плова отвожу почетную миссию пробовать
его на соль, - начинает издалека Георгий Арамович. - Секретов в плове немало.
Нужна баранина, потому что некоторые любят, чтобы попадалось мясо. Нужны газ и
казан, который я еще в советские времена купил себе в Краснодаре, а потом
привез такие же многим знакомым. Нужны желтая морковь и хлопковое масло,
которых в Москве не найдешь. А рис беру обязательно "Краснодарский",
он для плова самое то.
Как-то на гастролях в Екатеринбурге Георгия Гараняна
пригласили в местную кулинарную передачу: приготовив три сковородки плова,
маэстро углубился в беседу о джазе. К завершению разговора все три были
девственно чисты.
- Московские музыканты подтвердят: лучше Гараняна никто не
готовит не только плов, но и коронное армянское блюдо - долму. Ее нахваливал
даже мой зять, а уж ему, повару одного из лучших ресторанов Версаля, можно
верить в этом вопросе, - продолжает Гаранян. - Хотя по-армянски я знаю лишь
несколько слов, зато долму могу приготовить нескольких видов: с баклажанами и
помидорами, с сердцем и рисом. Как-то забыл положить крупу и ждал, когда гости
начнут негодовать, но обошлось: только хвалили.
Говоря о кухне Армении и тамошних чудесных коньяках
("Лимон к ним не нужен, он только отбивает вкус"), Георгий Арамович
объясняет, почему не освоил язык родного края: "Моя мама, Вера Петровна, -
русская, а отец-армянин, когда я учился читать-писать, был на фронте: помню,
его отпустили на короткую побывку и я спер его гимнастерку, в которой
расхаживал по двору… Он был инженером, поэтому все детство я переводил его
чертежи на кальку. Лет в семь я понял, что хочу заниматься музыкой: папа был
категорически против, но мама поддержала меня. Отец успокоился только после
того, как я получил звание заслуженного артиста РСФСР", - вспоминает
музыкант.
Впервые Георгий Гаранян взял в руки саксофон, будучи
студентом станкостроительного института (позже он экстерном окончит дирижерские
курсы при Московской консерватории): ему поручили отнести его в починку. Те,
кто поручал донести инструмент до мастерской, вряд ли предполагали, что позднее
саксофон в руках Гараняна зазвучит в лучших оркестрах: Молодежном Центрального
дома работников искусств, оркестре Олега Лундстрема, "Мелодии" и
других.
- Я прошел путь от музыканта до дирижера и композитора
благодаря стремлению все время пробовать что-то новое, а также тем людям,
которые меня окружали. Один из них - первый главный дирижер эстрадного оркестра
Всесоюзного телевиденияи радио Вадим
Людвиковский. Поработав концертмейстером в этом коллективе, я нацелился в
дирижеры, хотя у меня оркестр не звучал. Тогда Вадим Николаевич дал совет:
"Жора, композитор - не тот, кто сочиняет музыку, а тот, чью музыку играют.
Ты телегу-то отпусти, она сама и поедет", - с улыбкой вспоминает маэстро.
Джаз - специфическое искусство: музыка-импровизация,
музыка-эксперимент, где даже записанные на бумаге ноты играются иначе.
Экспериментировать в джазе - вот чего никогда не боялся Гаранян. Ни когда в
1973-м превратил исполнение Первой симфонии Шнитке с оркестром Геннадия
Рождественского в поединок саксофона и десятков инструментов. Ни когда в 1997-м
получил предложение основателя нашей "Премьеры" Леонарда Гатова
("Мы познакомились еще на фестивале "Красная гвоздика" в Сочи,
где продавалось вино "Изабелла", с которым хороши кавказские
сыры", - замечает по ходу беседы Георгий Арамович), болевшего идеей
создать классный биг-бэнд в Краснодаре, руководить им.
- Я рад, что сегодня в России Краснодарский биг-бэнд - это
марка, знак качества. Весь мой оркестр в "Премьере", за исключением
двух музыкантов, - выпускники кубанских творческих вузов. У нас в активе два
альбома, Just for fun и When you are smiling, исовместные концерты со звездами джаза: Чарли Персипом, Тедом Бейкером,
Виктором Гусейновым, Леонидом Пташкой, Давидом Голощекиным - перечислять можно
долго, - говорит Гаранян. - Совсем скоро,
28 ноября, во Дворце искусств "Премьеры", первыми
в России будем играть с французским композитором Мишелем Леграном.
Пока мы беседуем, Георгий Арамович успевает без урона для
диалога: ответить на несколько телефонных звонков, уточнить программу концерта,
рассказать о единственной написанной им не на заказ "Сюите для медных и деревянных",
которую впервые исполнял его Краснодарский биг-бэнд, и сделать еще много чего.
Гаранян и в музыке также феноменально успевает все. Участвовать в фестивале
друга-пианиста Дениса Мацуева Cresсendo, открывающего молодых исполнителей.
Председательствовать в жюри фестиваля "Морской узел" в Новороссийске.
Поддерживать талантливую детвору в московском фестивале "Играем джаз с
Гараняном". Аранжировать "Шехерезаду" и "Синдбада"
Римского-Корсакова для балетной постановки. Готовить с Аллой Демидовой, Михаилом
Козаковым и своим столичным биг-бэндом "Рождественские импровизации"
в Московской консерватории
им. Чайковского, где у него - единственного в России
джазмена - есть персональный абонемент.
- Недавно в московском Театре под руководством Армена Джигарханяна
прошла премьера спектакля "Мона" по пьесе румынского драматурга
Михаила Себастиана "Безымянная звезда" - той самой, что в сознании
многих неразрывно связана с одноименным фильмом Михаила Козакова. Его поставил
режиссер Евгений Гинзбург, с ним мы работали над фильмом "Волшебный
фонарь": насколько это качественное кино, говорит тот факт, что в СССР его
показывали на Пасху, чтобы отвлечь народ от праздника. Мне же поручили написать
мелодию-лейтмотив этого спектакля, - объясняет Георгий Арамович. - Под руку
попался молдавский инструмент най, что-то вроде флейты, я стал играть, и она
родилась. Мелодия была записана в моей домашней студии: оборудовать ее я мечтал
всю жизнь, а технику собирал больше десяти лет. Теперь после кухни, где по
вечерам мы собираемся семьей, это второе сердце дома. И я, и Нелли, и наши дети
любят проводить время именно там.
Супруга Георгия Арамовича, журналист Нелли Закирова, - такой
же авторитет в своей профессии, как Гаранян в джазе. Зрителю она знакома как
новостной тележурналист иавтор
телепередач об искусстве на НТВ и на Первом канале. Давным-давно их познакомил
один из известных российских аукционистов Арсений Лобанов.
- Нелли - не только любимая жена, но и главный критик.От нее можно услышать лишь чистую правду.
Хотя у нее голос совещательный, а не решающий, потому что у нас негласно
принято не вмешиваться в работу друг друга.
Фирменный плов от маэстро
Порезанную луковицу жарим до темного цвета на хорошо
разогретом хлопковом масле в казане, чтобы очистить масло. Килограмм нежирной
баранины нарезаем крупными кусками и обжариваем до корочки: когда мясо начнет
скворчать, убавляем огонь и закрываем казан крышкой на десять минут. Режем
пять-шесть крупных луковиц кубиками, а полкило моркови - соломкой, добавляем их
к мясу и жарим на медленном огне. Занимаемся рисом (если нет
"Краснодарского", подойдет килограмм пропаренного): промываем его
водой до тех пор, пока сливаемая вода не станет прозрачной. Чистим пять-шесть
головок чеснока (пять режем, одну оставляем целой) и "топим" его в
мясе, опять жарим. Через пять минут пригоршнями закладываем рис, выравниваем
его уровень ложкой и накрываем тарелкой. Через десять минут на огне заливаем
рис теплой водой (ее уровень должен быть на два пальца выше уровня риса),
кладем под крышку полотенце и опять ставим томиться. Когда плов впитал всю
воду, закладываем приправы - зру, барбарис, красный перец и соль по вкусу
(предварительно достав целую чесночину, она украсит по центру блюдо на столе) и
отправляем его в заранее разогретую духовку. Через двадцать минут надо
попробовать рис у бортика казана: если он готов, плов пора доставать. Подаем
его так: на большое блюдо выкладывается сначала рис, сверху мясо (его можно
более мелко порезать, чтобы гостям было удобнее), а на него - чеснок. "Будут
претензии у приготовивших - направляйте их ко мне", - сказал на прощание
Гаранян.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.