Главная » 2010»Май»14 » Эдуард Шармазанов: Анкара явно не желает ограничиваться ролью восточного плацдарма Запада
Эдуард Шармазанов: Анкара явно не желает ограничиваться ролью восточного плацдарма Запада
00:21
Analitika.at.ua. Интервью секретаря парламентской фракции, правящей
Республиканской партии Армении Эдуарда Шармазанова информагентству АрмИнфо
Г-н Шармазанов, какой позиции придерживается ваша партия в отношении
будущего армяно-турецких отношений после приостановки Арменией ратификации
Протоколов?
Наша партия считает, что установление отношений без
предусловий между Арменией и Турцией безальтернативно. Мир стремительно
меняется, и открытые границы между соседними странами сегодня уже являются
требованием времени. Мяч сейчас находится на турецкой стороне поля и его рано
или поздно нужно будет отпасовать, однако пока что Анкара пытается избегнуть
решения проблем в армяно-турецких отношениях. При этом турки не хотят смириться
со своей собственной историей, продолжая заниматься самообманом. Однако, думаю,
что рано или поздно, но мы придем к неизбежному установлению дипотношений, или,
по крайней мере, к пониманию в Турции необходимости процесса, который имел
место в течении последних полутора лет. Если Турция действительно верна и
считает европейские ценности приоритетом, то иного пути у нее нет, и Анкара
рано или поздно окажется перед дилеммой признавать или не признавать
единственно верным декларируемый ею путь в Европу. Думаю, что иного пути у
Турции нет. При этом, для РПА и Армении установление отношений с Турцией любой
ценой вовсе не является сверхцелью. Нам не нужна пиррова победа, нам нужны лишь
нормальные отношения с Турцией без предусловий. Думаю, что в Анкаре должны,
наконец, понять, что, подписав Протоколы об одном, нельзя говорить и требовать
от Армении того, чего в них нет, и никогда не будет. В этом вопросе позиция
Армении предельно четка и мы готовы нести за нее ответственность.
Многие авторитетные политологи считают, что говорить о европейских
перспективах Турции уже является дурным тоном, в РПА же по-прежнему в них
верят?
Турция продолжает говорить о евроинтеграции как о своем
приоритете. Однако, продолжая это говорить, действует Анкара, действительно
по-иному. Последние шаги и Турции в армяно-турецком процессе еще раз наглядно
это продемонстрировали. При этом, «триумвират» Эрдоган-Гюль-Давутоглу
продолжают реализовать политику неоосманизма, призванную превратить Турцию в
регионального лидера. В реальности турки никогда не отказывались от этой
политики, даже в начале 90-х во времена Тургута Озала. Явные же попытки усилить
свое влияние в регионе турки стали делать после войны 08.08.08, когда Эрдоган
предложил создать в регионе так называемую Платформу стабильности и
безопасности. После этого произошли шаги в сторону Сирии, проблемы с Израилем,
потом турки вдруг начали защищать Иран, соответственно становится ясно, что
Анкара явно не желает ограничиваться лишь ролью восточного плацдарма Запада,
будучи самой крупной в военном плане страной НАТО после США. При этом
внешнеполитическая доктрина Ахмеда Давутоглу «ноль проблем с соседями» уже
потерпела полный провал, так как Турция не только не решила старые, но и
создала новые проблемы, как для себя, так и для соседей по региону своими
деструктивными действиями.
Чем в реальности обусловлено желание мировых сверхдержав видеть
армяно-турецкую границу открытой?
Это желание, действительно есть и оно подтверждается тем,
что на Турцию уже давят со всех сторон. Иначе объяснить появление проармянских
резолюций в Конгрессе США и Риксдаге Швеции просто невозможно. Даже в Израиле
появились подвижки в вопросе внесения резолюции по признанию Геноцида армян в
одной из комиссий Кнессета. Истерия, разыгравшаяся в этой связи в Анкаре,
говорит об удачности этих попыток Запада. Вовсе не случайно Турция послала в
Вашингтон представительную делегацию с целью воспрепятствовать достижению
исторической правды. При этом относиться к Турции несерьезно Запад не может,
так как последние 300 лет истории этой страны говорят о многом. Турция такая же
серьезная составляющая нашего региона как Россия и Иран. Поэтому, считаясь с
Турцией и ее потенциалом, Запад чинит препятствия на ее пути в направлении
достижения ее целей в духе неоосманизма. В свое время, Османская империя,
простирающаяся от Балкан до Африки, уже продемонстрировала миру свои
«возможности», соответственно обеспокоенность Запада вполне понятна.
В последнее время к сопредседательству в Минской группе проявляют
интерес Турция, Иран и Казахстан. Насколько целесообразным считает РПА
изменение посреднического формата МГ ОБСЕ?
Наша партия считает, что, являясь страной
председательствующей в ОБСЕ, Казахстан вполне может внести свой вклад в
достижение полного мира в нашем регионе. Однако, при этом мы считаем, что
Минская группа себя не исчерпала, переговоры продолжаются и, соответственно,
необходимости в каких-либо изменений в ее формате нет. Что же касается Ирана,
то РПА полностью разделяет точку зрения главы МИД Эдварда Налбандяна согласно
которой, придавая важность роли Ирана, Армения приветствует любую помощь со
стороны ИРИ в направлении достижения всеобъемлющего урегулирования. Кроме того,
Иран, в отличие от Турции, всегда демонстрировал в направлении карабахского
урегулирования сбалансированный подход, последним проявлением которого стало
заявление, сделанное недавно послом этой страны в Армении согласно которому
Иран фактически признал суверенитет НКР. Думаю, что заявление посла страны
подобной Ирану вряд ли могло являться оговором. В случае же Турции все просто –
эта страна имеет пристрастное отношение к нагорно-карабахскому конфликту,
выраженное в финансовой, военной и консультативной поддержке Азербайджану и,
соответственно, никак не может посредничать в его урегулировании. В этом
смысле, МИД России очень четко отразил ситуацию, заявив, что формат
посредничества может быть видоизменен лишь в случае согласия всех сторон
конфликта. Поэтому говорить об этом, учитывая наш категорический отказ даже
рассматривать эту возможность, не приходится.
Сейчас проходит визит президента РФ в Турцию. Уже известно, что одной
из основных тем на переговорах станет карабахский вопрос. Не испытываете ли вы
опасений или сомнений в этой связи?
Нет, мы не испытываем подобных чувств. Наоборот, Россия
является стратегическим союзником и партнером Армении, и это очень четко
отражено практически во всех сферах взаимодействия наших стран. При этом
позиции Москвы в отношении как карабахской, так и армяно-турецкой проблемы
очень четки и приемлемы для армянской стороны. Россия, исключая военный вариант
решения карабахского конфликта, привержена мирным переговорам, в контексте же
армяно-турецких отношений позицию Москвы прекрасно отразило заявление премьера
Путина сделанное в присутствии Эрдогана согласно которому решение двух вопросов
в одном пакете невозможно. После этого посол России в Турции дополнил эту
мысль, объявив, что Москва не собирается оказывать на армянскую сторону давления
и требовать вывода армянских войск из Нагорного Карабаха. Думаю, что этим все
сказано. Эти страны имеют много других взаимосвязанных интересов, о которых и
будет идти речь на переговорах между президентами РФ и Турции.
В последнее время в Армении вдруг поднялась волна обсуждений по поводу
статуса Нахиджевана. Какова позиция республиканцев в этом отношении?
Ни один из трех президентов Армении пока что не предъявлял
Турции каких-либо территориальных претензий. При этом я вовсе не говорю, что
это не может произойти в дальнейшем. РПА считает Арменией нашу республику,
кроме того есть наша историческая родина с территорией в 300 тысяч кв.м,
находящаяся на Армянском нагорье. Это такая же историческая родина для армян,
какой для кочевых турецких племен являлись горы Средней Азии и Алтая. Точно
также и Нахиджеван, Игдыр, Гандзак, Эрзрум и т.д. продолжают оставаться
исторической родиной, так как именно там и появилась армянская цивилизация.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.