Главная » 2010»Июль»23 » Эдвард Джереджян: Я не верю в конфликт цивилизаций
Эдвард Джереджян: Я не верю в конфликт цивилизаций
08:51
Analitika.at.ua. Эдвард П. Джереджян — один из самых именитых американских
армян. Его более чем тридцатилетняя дипломатическая карьера «пережила» восемь
президентов США: от Джона Кеннеди до Билла Клинтона. В разные годы он
представлял свою страну в Марокко и Ливане, Иордании и России, служил послом
Соединенных Штатов в Сирии и Израиле. Э.П. Джереджян — основатель и директор
Института публичной политики имени Джеймса Бейкера (штат Техас). Он автор
недавно вышедшей книги воспоминаний «Опасность и возможность. Путешествие
американского посла по Ближнему Востоку» ("Danger and Opportunity. An
American Ambassador's Journey Through the Middle East").
— Господин Джереджян, когда вы поняли, что будете делать
дипломатическую карьеру?
— Все то, что связано с международными отношениями,
заинтересовало меня еще в раннем детстве. Пожалуй, виноваты в этом армянские
корни. Мои родители остались сиротами в результате турецкого геноцида, и я был
американцем в первом поколении. Поэтому я по себе знаю, как мировые события
сказываются на жизни отдельно взятых людей. В старших классах я начал
подумывать о том, чтобы стать американским дипломатом и решил поступить в Школу
дипломатической службы при университете Джорджтауна, чтобы изучать
международные отношения.
— Кем были ваши родители? Помните ли вы своих бабушек и дедушек?
— Отец, Бедрос Минас Джереджян родился в Хаджине и
эмигрировал в Соединенные Штаты в 1920-е годы. Он женился на моей матери, Мэри
Язуджян, уроженке Харпута, который находится на территории турецкого
Курдистана. Они жили в Нью-Йорке, где воспитывали двоих детей: старшего брата
Роберта и меня.
У себя дома мы говорили по-армянски. Родителям приходилось
много работать, чтобы дети получили должное образование. Сами они, учитывая
исторические обстоятельства, были лишены такой возможности. Брат стал успешным
нью-йоркским архитектором, а я поступил на дипломатическую службу. В результате
геноцида родители остались сиротами, выжила только моя бабушка по материнской
линии — Верон. Именно с ней связаны воспоминания о традиционном армянском
матриархате. Вдобавок, она превосходно готовила.
— Какое, кстати, ваше любимое блюдо?
— Это армянское блюдо, которое у нас называлось монте (кебаб
- ред.):небольшой шарик из мяса
ягненка, смешанный с чесноком, петрушкой и специями, заворачивается в кусочек
лаваша и подается на тарелке вместе с йогуртом и соусом сумах. Помню, как мать
готовила его по особым случаям — на приготовление монте требовалось время и
достаточное усердие.
— Опишите какой-нибудь наиболее яркий (счастливый или несчастливый)
день вашего детства.
— Больше всего, пожалуй, мне запомнился день, когда мама
отвела меня в детский сад при общественной школе № 149 в районе Квинс, в
Нью-Йорке. Я воспитывался в доме, где говорили только по-армянски, и неожиданно
попал в англоязычную среду. Классический пример, когда тебя бросают в воду — ты
должен научиться плавать или утонуть. Я выплыл.
— Удалось ли вам побывать на родине предков?
— Мой первый визит в Армению состоялся в 1981 году, когда я
работал политическим советником при посольстве США в Москве. Вместе с женой и
маленьким сыном мы посетили исторические места и Святейший престол в
Эчмиадзине. Поскольку я был американским дипломатом, прием со стороны
руководства коммунистической партии Армении был довольно холодным. В то же
время меня очень тепло встретил Его Святейшество Католикос Вазген I. Он
пригласил нас на обед, и в беседе спросил у моей жены, планируем ли мы завести
еще одного ребенка — чтоб нашему сыну не было одиноко. И тогда моя жена
Франсуаза дала слово Вазгену I выполнить его пожелание. И вот, в 1982 году у
нас родилась дочь.
— Что совпало и что НЕ совпало с вашими ожиданиями от визита вАрмению?
— До того, как я побывал в Армении, у меня было некоторое
предубеждение относительно страны, входящей в состав Советского Союза. Однако я
был поражен, когда понял, какую историческую роль играет здесь Армянская
церковь. Она – подлинный символ национального патриотизма и богатого
культурного наследия.
— Расскажите, пожалуйста, о вашей семье. Чем занимается ваша супруга?
Какие упования вы связывали с будущим ваших детей? Насколько они оправдались?
— С Франсуазой мы познакомились в 1969 году в Касабланке —
на обеде, устроенном одной армянской семьей. А в 1971-м поженились.
Жена была моей «правой рукой» в течение всей дипломатической
карьеры. Она работала с корреспонденцией — обеспечивала надежную связь с
местными властями, лидерами сообществ… Кроме того, она всегда была и остается
моим верным и непредвзятым советником.
Наши дети — Грегори и Франческа, — которых мы всегда не
только очень любили, но и поддерживали, получили достойное образование. Дочь
училась в Йельском университете, а теперь изучает юриспруденцию в Фордхэмском
университете. Сын — по моему примеру — пошел в Школу дипломатической службы при
университете Джорджтауна. Он также изучал право и сейчас работает руководителем
фирмы в Нью-Йорке.
— Долгое время вы работали на Ближнем Востоке. Помогли ли вам, как
дипломату, ваши армянские корни?
— Да, конечно. Думаю, именно благодаря тому, что я армянин,
мне удавалось на ранней стадии чутко улавливать сложные исторические и
социальные процессы, происходящие на Ближнем Востоке и на Кавказе. Немаловажно
и то, что я с детства был знаком с культурой ближневосточного региона, — это
обстоятельство оказало неоценимую помощь в моей карьере. Когда я был послом в
Сирии, именно мои армянские корни послужили позитивным фактором в отношениях с
президентом Сирии Хафезом аль Асадом. Однажды, принимая делегацию армянских
священников, он пошутил, что, видимо, Соединенные Штаты «наконец» стали
принимать Сирию всерьез, если назначили в качестве дипломата в Дамаск армянина.
— Расскажите, пожалуйста, о каком-нибудь забавном эпизоде, связанном с
вашей профессиональной деятельностью.
— Свое первое назначение по дипломатической службе я
получил, когда мне было слегка за двадцать. Я был специальным помощником
заместителя госсекретаря Джорджа Болла и работал в администрации Кеннеди в
Вашингтоне. В разгар кубинского ракетного кризиса Хрущев прислал в Вашингтон
Анастаса Микояна, чтобы тот помог нейтрализовать кризис. Госсекретарь Дин Раск
встречался с Микояном, и я решил с ним познакомиться. Отец постоянно твердил об
этом армянине — постоянном члене Политбюро. Я думал, мой отец будет счастлив,
если я ему позвоню и скажу, что познакомился с Микояном. Я занял позицию в
коридоре, у двери в офис Раска и Болла, поджидая Микояна. Наконец, он появился.
Микояна окружали четверо охранников в плащах стального серого цвета. Когда он
подошел, я набрался мужества и обратился к нему с вопросом по-армянски: «Как
поживаете, господин Микоян?» По причинам политического характера я намеренно не
назвал его «товарищем». Микоян остановился, удивленно взглянул на меня и
спросил: «Кто ты такой?» Я впервые видел члена советского Политбюро и смиренно
ответил: «Я — Эдвард Джереджян». «Что ты здесь делаешь?» — спросил Микоян.
«Работаю», — сказал я. Он рассмеялся, хлопнул меня по спине и произнес: «Рад
видеть, что армяне неплохо устроились в Соединенных Штатах». «Да и вы, господин
Микоян, преуспеваете в Советском Союзе», — недолго думая, парировал я. Мы оба
рассмеялись, и он направился к представителям прессы, ожидавшим его отзывов о
беседе с госсекретарем Раском. От только сказал им: «Без комментариев», — и
уехал. Затем журналисты окружили меня и стали расспрашивать, что именно Микоян
мне сказал. «Без комментариев», — ответил я, следуя тактике Микояна. После
этого я вернулся в кабинет и тотчас позвонил отцу, который был в восторге от
этого эпизода.
— Как вы полагате, не является ли противостояние Запада и Востока в
какой-то степени противостоянием цивилизации и культуры? Ощущаете ли вы,
«двуединый» человек, это противостояние?
— Я не верю в «конфликт цивилизаций». Это политизированная
точка зрения, и она на руку экстремистам в разных культурах и обществах.
Богатство человеческого существования — в его разнообразии. В истории мы
находим свидетельства как конфронтации, так и кооперации между различными
культурами. Они традиционно заимствуют друг у друга лучшие достижения.
Например, существует синтез греческой, мусульманской и европейской культур.
Я сам, родившись в Америке, никогда не испытывал внутреннего
конфликта из-за своих армянских корней. Кстати, ведь и мощь США — в ассимиляции
многочисленных этнических и национальных групп. Это часть моей собственной
судьбы.
— Кто из мировых лидеров вам наиболее симпатичен?
— Больше других я восхищаюсь Нельсоном Манделой, который
словом и делом доказал возможность примирения со своим врагом — в том случае,
если политическая воля и мужество направлены на достижение достойной цели. Он —
уникальная историческая фигура.
— Какой образ России сохранился в вашей памяти?
— Мы с женой восхищаемся Россией, ее богатой культурой и
историей. Одно из любимых наших воспоминаний связано с зимними выходными днями
на русской даче в березовом лесу. Мы дорожим знакомством с русскими людьми
самых разных профессий.
— Чего, по-вашему, этой стране сегодня не хватает? Чего в ней слишком
много?
— Полагаю, главный недостаток России — в слабой развитости
демократических институтов и правовых норм. Только при их наличии Россия сумеет
в максимальной степени проявить таланты своего народа и решить такие проблемы,
как системная коррупция и господство олигархической экономики. Один влиятельный
олигарх в недавнем разговоре в Москве вполне соглашался с тем, что
«государственные средства должны стать средствами народа».
С другой стороны, я считаю, что Соединенным Штатам и Европе
не помешало бы проявить большее понимание тех перемен, которые имеют тут место
после более чем 70 лет тоталитарного коммунистического правления. К тому же,
интересы России находятся в рамках закона.
— Вопрос к вам как к пишущему человеку. Способно ли сегодня
произведение элитарного или массового искусства повлиять на политику? На
будущее человечества? Интересуетесь ли вы кинематографом?
— Я люблю читать исторические и биографические книги, и
полагаю, что искусство и литература способны влиять на политику; с другой
стороны, они могут донести до массового сознания важные политические проблемы.
В этом смысле, фильмы и книги играют весьма важную роль. То же можно сказать и
об изобразительном искусстве — например, о картине «Герника» Пикассо,
посвященной гражданской войне в Испании в 1937 году, бомбардировке фашистами
баскского города — Герники…
Что касается кино, то мои любимые фильмы —
«Касабланка»,«Гражданин Кейн» и
«Лоуренс Аравийский». И это, наверное, неудивительно.
— Исповедуете ли вы какую-нибудь определенную религию? Какая
мировоззренческая модель или жизненная стратегия вам ближе?
— Я с рождения отношу себя к Армянской Апостольской Церкви;
считаю, что церковь играла важнейшую роль в истории армянского народа и страны
в целом.
Что касается мировоззренческих принципов, то я горячий
сторонник демократии и свободы личности. Мои основные политические принципы
вполне согласуются с теми, что отражены в Записках федералиста, каковые
отцы-основатели Соединенных Штатов создали в качестве политической основы
американского общества. На мой взгляд, из всех политических теорий и систем,
придуманных людьми, именно принципы федералистов были наиболее близки к
идеальной схеме демократического управления.
— Ваше любимое высказывание, максима?
— Это выражение приписывают двум выдающимся американским
политикам XX века — Дину Ачесону и Джорджу Кеннану: «В жизни главное не то, что
с тобой происходит, а то, с каким лицом ты встречаешь происходящее с тобой».
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.