Главная » 2010»Июнь»1 » Эксперт: Через 5-6 лет Азербайджан столкнется с масштабной финансовой катастрофой
Эксперт: Через 5-6 лет Азербайджан столкнется с масштабной финансовой катастрофой
11:25
Analitika.at.ua. Совет директоров
Всемирного Банка (ВБ) утвердил проект "Реконструкция-3 магистральных
автодорог Азербайджана". В рамках данного проекта ВБ кредитует
Азербайджану 241,6 миллионов долларов. Согласно проекту, общая стоимость
которого оценивается в $356,15 млн., планируется расширение автомагистрали
Баку-Шемаха.
Здесь следует особо отметить: с учетом того, что на
реализацию первого этапа модернизации указанной автодороги уже истрачено $250
млн., общая стоимость обновленной магистрали превысит $600 млн. Новые кредиты
будут израсходованы на строительство еще двух полос автодороги Баку-Шемаха,
указывает Bizim yol.
Комментируя стоимость и реализацию проекта, председатель
общественного объединения "Помощь экономическим инициативам" (ПЭИ)
Ровшан Агаев сказал, что азербайджанское правительство в беспрерывной погоне за
кредитами продолжает увеличивать внешний долг государства. Он заявил:
"Правительство считает, что размеры внешнего долга, составляющего 7,8%
ВВП, не представляют опасности для государства. Но здесь беспокоит не объем
долга, а стремительные темпы его роста. Если в прошлом году внешний долг
Азербайджана не превышал 4% его ВВП, то в нынешнем году этот показатель вырос
вдвое. Причем часть времени погашения этих долгов может прийтись на период,
когда страна столкнется с тяжелыми финансовыми проблемами. Как известно, с 2015
года доходы от продажи нефти начнут снижаться с ощутимой скоростью. Если мы
сейчас сталкиваемся с катастрофической опасностью затопления ряда районов
страны, то через 5-6 лет мы можем остаться лицом к лицу с масштабной
катастрофой другого рода - неспособностью платить по долгам со всеми
вытекающими последствиями.
Эксперт посетовал, что правительство не обосновывает научно
необходимость увеличения числа полос на трассе Баку-Шемаха. Можно услышать лишь
уверения, что это даст возможность увеличить поступление сельхозпродуктов из
аграрных регионов в Баку. Агаев продолжил: "Мне жаль, что ни
правительство, ни международные финансовые организации не дали ответа на наши
комментарии. Должна существовать рассчитанная на многие годы программа
повышения качества и возможностей существующих и строительство новых дорог в
стране. Есть понятие "пропускной способности" трассы. Кроме того, в
мире существует пять категорий дорог, определяемых по числу полос, пропускной
способности и емкости. Скажем, на дорогах первой категории предусматривается
прохождение в час 10 тысяч автомашин. Однако в Азербайджане, несмотря на
вложенные в строительство и реконструкцию автодорог огромные деньги, их
пропускная способность не указывается. Вот сколько автомашин проходит в час по
автотрассе Баку-Шемаха? На каком основании количество полос увеличивается с
двух до четырех? Общественности не говорится, что, мол, в настоящее время по
этой дороге может проходить всего лишь 3 тысяч машин в час, и именно поэтому
число ее полос нужно увеличить вдвое".
По мнению Агаева, ВБ не контролирует, насколько эффективно
расходуются в Азербайджане выделенные им кредиты. Глава ОО "ПЭИ"
особо отметил, что тот же ВБ во всех других странах обусловливает выдачу
кредитов жесткими требованиями к качеству работ: "Эта организация выделяет
столь большую сумму для создания дорожной инфраструктуры. Но пока все дороги, в
которые в Азербайджане вложены кредиты ВБ, некачественны. Складывается
впечатление, что у данной организации нет механизма контроля.
Мы провели мониторинг реконструированных и заново
отстроенных дорог, выявили их проседание и на днях сообщили об этом
общественности. К примеру, автомагистраль, являющаяся частью Шелкового пути уже
трижды с начала эксплуатации закрывалась на капитальный ремонт. Я уже дал
прогноз, что в ближайшие три года автотрасса Баку-Шемаха будет нуждаться в
капитальном ремонте. Дело в том, что, несмотря на миллионы истраченных манатов
(1AZN=$1,25), дорога очень некачественная".
Подсчеты показали, что в Азербайджане в 2005-2010 годах в
дорожную инфраструктуру вложено инвестиций на сумму, превышающую 6 миллиардов
долларов. Причем порядка $5 млрд. этих денег выделено из госбюджета, $913 млн.
предоставлено в кредит международными финансовыми институтами.
Согласно данным ряда СМИ, приведенным со ссылкой на экспертные
оценки, по величине непомерно "раздутых" инвестиций в дорожную
инфраструктуру Азербайджан считается вторым государством после России.
Наверное, не нужно добавлять, что на зарубежных банковских счетах ряда
причастных к строительству указанной инфраструктуры чиновников оседают суммы со
многими нулями..."
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.