Главная » 2011»Апрель»16 » Эксперт: К годовщине геноцида армян США "выстрелят дуплетом" по позициям Армении
Эксперт: К годовщине геноцида армян США "выстрелят дуплетом" по позициям Армении
00:08
Analitika.at.ua. Минская группа ОБСЕ 14 апреля выступила с очередным
заявлением по процессу урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
Посредники заявили, что "настало время для завершения и утверждения
базовых (Мадридских - ред.) принципов урегулирования и перехода к разработке
мирного соглашения по нагорно-карабахскому конфликту". В документе
сообщается, что в конце апреля сопредседатели МГ ОБСЕ посетят Вашингтон для
проведения консультаций с высшими должностными лицами правительства США, а
также для обсуждения "статуса прогресса в вопросе мирного
урегулирования". Ранее азербайджанские СМИ сообщали, что сопредседатели
Минской группы ОБСЕ в Вашингтоне проведут встречу с госсекретарем США Хиллари
Клинтон.
В ожидании отчета посредников, США активизировали свою
риторику по "несвязанной" с карабахской проблемой теме -
армяно-турецкому урегулированию. В частности, посол США в Турции Фрэнсис
Рикардоне заявил, что Вашингтон поддерживает идею создания совместной комиссии
историков и экспертов из Турции и Армении по изучению событий 1915 года.
Кажется, американское внешнеполитическое ведомство готовится до 24 апреля, а
именно в этот день армяне скорбят по жертвам геноцида в Османской империи,
"выстрелить" по позициям Армении привычным дуплетом - во-первых,
констатировать завершение процесса согласования Мадридских принципов по
урегулированию нагорно-карабахского конфликта, а заодно дать новое дыхание
армяно-турецкому "примирению". Это освободит американские власти от
неприятной необходимости оправдываться перед армянской общиной США за
непризнание геноцида, а самое главное - способствует росту симпатий Турции. В
последнее время Анкара откровенно торпедирует американские позиции в регионе,
наращивая с одной стороны диалог с Ираном, с другой - давление на Израиль.
Несмотря на демонстративную активность России в процессе
урегулирования карабахской проблемы, совершенно очевидно, что такие полномочия
России лишь делегированы другими участниками переговорного процесса - США и
Францией. Однако главным заказчиком в карабахской теме остается Турция, которая
демонстративно торпедировала Цюрихские протоколы, подписанные с Арменией в
октябре 2010 года при посредничестве США, мотивируя свои действия
безрезультатностью карабахского переговорного процесса. Принятие Мадридских
принципов и выход на выработку всеобъемлющего мирного договора между Ереваном и
Баку может стимулировать возобновление армяно-турецкого процесса, а значит и
спасет лицо Хиллари Клинтон и ее ведомства в данном вопросе.
Важнейшей характеристикой текущего процесса является тот факт,
что он развивается на фоне публичного давления со стороны Баку и Анкары. Если
давление с азербайджанской стороны носит демагогический и эмоциональный
характер, то наступательная политика Турции очевидна и опасна. Она не оставляет
ни единого шанса на получение не только политических или экономических, но даже
и формальных дипломатических дивидендов для Армении. С точки зрения развития
стратегической ситуации в Закавказье, разблокирование ситуации вокруг Карабаха
в текущих политических условиях ущербно и для России. Как уже неоднократно
говорилось, Россия, путь в регион для которой заблокирован Грузией, в случае
открытия армяно-турецкой границы и гашения угроз безопасности вокруг Карабаха
станет свидетелем динамичного развития коммуникационного коридора Восток-Запад,
в том числе проекта NABUCCO, к которому уже присоединилась Туркмения.
Однако уже сегодня можно прогнозировать, что вялотекущий,
несмотря на многочисленные встречи посредников, глав МИД и президентов, процесс
урегулирования карабахского конфликта, с подписанием Мадридских принципов,
получит мощнейший импульс и динамику. Любой армянский или азербайджанский
политик, кто попробует вести его в нужном для себя ритме, будет сметен с
политической арены. Близкие к переговорам источники заявляют, что после встреч
президентов Армении и Азербайджана в Астрахани и Сочи, Мадридский документ был
скорректирован, однако есть все основания полагать, что основные его параметры
сохранились неизменными. А они предполагают:
1. Возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха под
контроль Азербайджана;
2. Наделение Нагорного Карабаха промежуточным статусом,
обеспечение гарантий безопасности и самоуправления; (которые и так и
существуют)
3. Открытие коридора между Арменией и Нагорным Карабахом;
(который и без того открыт)
4. Определение в будущем окончательного правового статуса
Нагорного Карабаха на основе юридически обязательного волеизъявления;
5. Обеспечение права всех внутренне перемещенных лиц и
беженцев на возвращение в места их прежнего проживания; (о возвращении
армянских беженцев в Баку речи не идет)
6. Международные гарантии безопасности, в том числе,
операции по поддержанию мира.
Как видим, прикладными будут пункты об отводе армянских сил,
вводе миротворцев и возвращении азербайджанцев в НКР. 4-ый, принципиальный
пункт, касается определения окончательного статуса Нагорного Карабаха. Вот что
заявил по этому поводу президент Азербайджана Ильхам Алиев буквально за два дня
до вышеуказанного заявления сопредседателей МГ ОБСЕ: "... еще раз хочу
сказать: предоставление сейчас или когда-либо независимости Нагорному Карабаху
невозможно. Это не является и не будет темой переговоров". При этом, Алиев
подчеркнул, что армянская сторона использует все возможности для затягивания
переговоров. "Согласованные на определенном этапе вопросы вновь
выдвигаются ими за столом переговоров, и они отступают от ранее согласованных
вопросов. То есть хотят, чтобы этот процесс был бесконечным, постоянным,
вечным, чтобы эти переговоры шли постоянно, и будто Армения ведет себя на переговорах
конструктивно. Хотя мы неоднократно говорили, что Армения не искренна на
переговорах. Их целью является не решение вопроса. Их цель заключается в том,
чтобы как можно дольше удерживать под своим контролем оккупированные земли и в
будущем превратить ситуацию де-факто в ситуацию де-юре...".
Таким образом, Ильхам Алиев фактически изначально
предопределяет исход переговорного процесса по части стержневого вопроса,
который, собственно, и является причиной конфликта. Подписание базовых
принципов в указанном виде совершенно не гарантирует Армении и, самое главное,
Нагорному Карабаху позитивного исхода переговорного процесса. Более того,
недавний отчет Госдепа США по правам человека в Армении специально акцентирует
внимание всех втянутых в конфликт сторон на том, что Вашингтон считает армян
Нагорного Карабаха - "сепаратистами, держащими под оккупацией
нагорно-карабахский регион Азербайджана". Последующее заявление посла США
в Армении Мари Йованович о том, что госдеповский документ "никоим образом
не предопределяет итоги переговорного процесса между Арменией и Азербайджаном в
рамках Минской группы ОБСЕ" - чистой воды профанация. Какие могут быть
переговоры с "сепаратистами" и "оккупантами"!?
Однако, как мы видим, раз за разом Ильхам Алиев садится за
стол переговоров, подписывает какие-то пустые документы, которые затем
представляются успехом посреднической миссии Дмитрия Медведева, а ситуация в
зоне конфликта лишь ухудшается. Давление нарастает. Одновременно при
американской поддержке держится в напряжении внутриполитическое поле и Армении,
и Азербайджана.
15 апреля посол США в Ереване Йованович заявила о
прекращении программы финансирования сельского хозяйства Армении
правительственным фондом "Вызовы тысячелетия". В качестве причины она
назвала "недостатки в системе управления страной", в число которых
входят "проблемы со свободой СМИ, проведением выборов и организацией
митингов". Незадолго до этого, в преддверии многотысячных митингов
оппозиции, американский дипломат ежедневно транслировала призывы к активизации
"гражданского общества", которое способно "сворачивать
горы". Сомнений в таких способностях гражданского общества, подпиткой
которого уже целое десятилетие занимаются США посредством различных
неправительственных организаций и фондов, нет ни у кого. Нет и иллюзий
относительного того, что все согласованные и подписанные под эгидой США
документы могут затем быть неожиданно дезавуированы самими подписантами. Это
однозначно продемонстрировал Цюрихский процесс и канувшие в Лету
армяно-турецкие протоколы, впрочем, как и подписанные на высшем уровне
заявления о создании мер доверия и планы по отводу снайперов из зоны
карабахского конфликта. Виктор Якубян, ИА Regnum
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.