Analitika.at.ua. В очередной раз мы оказываемся свидетелями того, что
тщательно готовившаяся Вашингтоном операция по переделу мира приносит совсем
иные результаты, нежели о них мечтали американские кукловоды. Казалось бы,
вывод американских войск из Ирака в конце 2011 года должен был способствовать
консолидации иракского общества и постепенной нормализации внутриполитической
ситуации в этой стране. Ведь был снят главный раздражитель патриотически
настроенных иракцев – почти восьмилетняя оккупация страны иностранными
войсками. Американцы, в свою очередь, считали, что они оставляют страну с
лояльным Западу премьер-министром Нури аль-Малики, который, по их мнению, мог
бы дальше эффективно управлять страной. О нем Залмай Халилзад, бывший посол США
в Ираке, в свое время заявлял, что «…Малики является человеком, не зависящим от
Ирана, позиционирующим себя как араб и националист, прежде всего».
Однако эти ожидания Вашингтона не оправдались. Как и в
Афганистане, привнесенный на штыках западной военной коалиции иракский
марионеточный режим, оказался несостоятельным и все больше дискредитирует себя.
По мнению самих иракцев, в последнее время на смену Саддаму Хусейну зарождается
новый диктаторский режим - Нури аль-Малики, сторонники которого ставят целью
лишь удержание власти в стране любой ценой и личное обогащение.
Своими действиями или бездействием правительство аль-Малики
усугубляет раскол иракцев по этно-конфессиональному признаку (арабы-шииты,
арабы-сунниты и курды), террористическая активность вооруженной оппозиции и
бандформирований не снижается, коррумпированность госаппарата высока как
никогда, медленно решаются социально-экономические задачи и восстанавливаются
инфраструктура, органы правопорядка, системы жизнеобеспечения (водоснабжение,
электроэнергетика и др.). Деньги, поступающие от экспорта нефти, расходуются
нерационально, расхищается чиновниками, организованной преступностью, идет на,
ничем не оправданные, новые масштабные закупки вооружений и боевой техники за
рубежом (на сумму до 40 млрд. долларов США в течение ближайших нескольких лет).
В результате падает авторитет центральной власти, нарастает недовольство ею со
стороны большинства населения страны, которое пока так и не ощутило каких-либо
перемен к лучшему от восстановления уровня довоенных объемов добычи нефти.
Наиболее серьезные разногласия у правительства аль-Малики
возникли с авторитетным курдским лидером - президентом Иракского Курдистана
Масудом Барзани. К настоящему времени образовалась уже целая группа нерешенных
политических и экономических проблем между Багдадом и Эрбилем, которые имеют
тенденцию к своему дальнейшему обострению (спорные территории, порядок освоения
нефтегазовых месторождений, статус курдских вооруженных формирований «пешмерга»
и др.).
При всей сложности взаимоотношений между Эрбилем и Багдадом,
можно отметить, что обе стороны пока стараются избегать каких-либо насильственных
действий и пытаются продолжать дискуссии в парламенте и за столом переговоров
различного уровня. Масуд Барзани неоднократно подчеркивал, что иракские курды
намерены добиваться своих прав конституционным путем.
Более драматично складываются отношения Нури аль-Малики с
арабами-суннитами, которые при Саддаме Хусейне были привилегированным
меньшинством и служили опорой баасистского режима. По прежнему их
представительство в центральных органах власти не соответствует их численности.
Многие сунниты, опасаясь новых обвинений в сотрудничестве с режимом Саддама
Хусейна, вынуждены жить на нелегальном положении или скрываться в качестве
беженцев в других арабских странах, значительное их число остается в иракских
тюрьмах, отмечаются новые аресты в суннитских районах. Продолжается давление и
на действующих политиков из числа арабов-суннитов, ряд министров федерального
правительства вынужден был подать в отставку, вице-президент Ирака Тарик Хашеми
бежал в Саудовскую Аравию и был приговорен в Багдаде заочно к смертной казни.
Массовые демонстрации протеста в ряде городов Ирака с
преобладанием суннитского населения продолжаются с конца декабря 2012 года.
Митингующие добиваются отмены ряда положений, так называемого,
антитеррористического закона, освобождения содержащихся, по их мнению, «без
суда и следствия» заключенных, прекращения дискриминации суннитов. Следует
иметь в виду, что в свое время Нури аль-Малики был заместителем председателя
так называемого комитета по дебаасизации при Временном правительстве Ирака и
принял непосредственное участие в преследовании наиболее активных сторонников
Саддама Хусейна и функционеров партии Баас.
Необходимо отметить, что протестное движение иракских
арабов-суннитов умело используют в своих подрывных интересах арабские монархии
Персидского залива, где у власти находятся суннитские (салафитские) кланы.
Наибольшую провокационно-подстрекательскую активность в Ираке проявляют
Саудовская Аравия и Катар, которые по каналам спецслужб и через
неправительственные организации оказывают финансовую, материальную и военную
помощь различным группировкам иракской вооруженной оппозиции. При этом большая
часть денег и оружия попадает в руки наиболее радикально настроенных
группировок (ваххабиты, «Аль-Каида» и другие). Складывается впечатление, что
саудиты и катарцы решили превратить Ирак и весь регион в поле битвы между
суннитами и шиитами и разжечь между ними гражданскую войну по примеру
проводимой ими акции в соседней Сирии. По крайней мере накануне уже были
отмечены первые вооруженные стычки на религиозной почве в Ливане.
Вне всякого сомнения, что за спинами арабских королей и
эмиров Персидского залива стоят США. Ситуация «управляемого хаоса» в регионе на
данном этапе отвечает интересам американской администрации - авторов стратегии
Большого Ближнего Востока. Их ближайшая цель – сменить любой ценой режим в
Дамаске, усилить свои позиции в Ливане и Ираке, добиться еще большей изоляции
столь ненавистного им иранского режима в Тегеране. Как и в Сирии, американцы в
Ираке довольно снисходительно относятся к активизации деятельности исламистских
группировок, внесенных Вашингтоном в число террористических, включая
«Аль-Каиду». Похоже на то, что и на этот раз цинизм внешней политики США и их
региональных партнеров в лице Саудовской Аравии и Катара превалирует над
здравым смыслом и нормами морали.
Подтверждением этому может служить недавнее сообщение
иракских СМИ об аресте в районе Центрального Евфрата террористической группа
(около 250 исламистов-ваххабитов), связанной с главой саудовской разведки Б. бен
Султаном. Кроме организации терактов, ведения подрывной деятельности против
иракских шиитов и разжигания межконфессиональной розни, в задачу группировки
входила вербовка и подготовка террористов-смертников для проведения терактов в
шиитских районах (Багдаде, Кербеле, Неджефе, Дивании). Особое внимание при этом
уделялось террористическим атакам на шиитские святыни в Кербеле и Неджефе. На
финансирование только этой группы выделялось ежегодно до 250 млн. долл. США.
Десятую годовщину вторжения войск США в Ирак 20 марта 2003
года боевики суннитских «легионов смерти» отметили новой серией терактов, в
результате которых в шиитских районах Багдада погибли, по меньшей мере, 56
человек, более 200 иракцев получили ранения. Взрывные устройства были заложены
в нескольких автомобилях, припаркованных в шиитских районах. Кроме того,
террорист-смертник на грузовике протаранил полицейский участок к югу от
Багдада. В МВД Ирака полагают, что организаторами этих терактов выступили
боевики радикальной суннитской группировки "Исламский эмират Ирака",
тесно связанной с "Аль-Каидой".
Казалось бы, аль-Малики, как выходец из среды арабов-шиитов,
мог бы сплотить иракских шиитов и опираться в своей деятельности на их
численное большинство (около 60 % населения страны). Однако он и среди шиитов
не пользуется безоговорочным авторитетом. Радикально настроенные шиитские
лидеры, такие как Муктада ас-Садр, также выступают против волюнтаристских
методов правления аль-Малики, превращения правительства в коррумпированный,
антинародный аппарат и сохраняющейся зависимости Багдада от Вашингтона.
В последнее время отмечаются контакты и переговоры между
лидерами оппозиционно настроенных иракских курдов, арабов-суннитов и
арабов-шиитов в целях создания широкой антиправительственной коалиции и поиска
путей смещения Нури аль-Малики с поста премьер-министра досрочно, в частности в
форме выражения вотума недоверия правительству в парламенте.
Таким образом, очередная попытка Вашингтона силовым способом
поменять режим в конкретной стране и привести к власти своих марионеток терпит
провал. Правительство Нури аль-Малики все меньше справляется с возложенными на
него задачами по нормализации ситуации в Ираке и выводу страны из затянувшегося
политического и финансово-экономического кризиса. Его деятельность не направлена
на сплочение иракского народа, а наоборот, провоцирует все больший раскол
общества и распад страны по этно-конфессиональному признаку. Следует ожидать
дальнейшего нарастания протестных настроений и новых массовых выступлений
против режима аль-Малики в Ираке.
Весьма прискорбно, что эти события в стране проходят на фоне
масштабных террористических актов и все более активного вмешательства во
внутренний конфликт внешних сил, прежде всего Саудовской Аравии и Катара, за
которыми стоят США. Станислав Иванов, Ru.journal-neo.com
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.