В течение последних двух лет, в связи с активизацией
переговоров по строительству проекта Набукко, стало ясно, что шаги России,
направленные на реализацию альтернативных Набукко проектов, влекут за собой
определенное сближение с Анкарой и Баку. И надо заметить, что Москве в
некотором плане удалось найти общий язык с указанным тандемом и затормозить
Набукко, поскольку его строительство уже, по сути, поставлено под сомнение.
Первоначальный энтузиазм, связанный с проектированием Набукко, очень скоро
улетучился, и не в последнюю очередь, благодаря усилиям Москвы.
И поскольку сегодня геополитические процессы в нашем регионе
и мире в целом основаны на экономических отношениях, то сближение России и
Турции с одной стороны и России и Азербайджана – с другой, стало реальностью.
В основном, за счет торпедирования Набукко?
Не только. Россия имеет проблему увеличения своего
присутствия и его сохранения на Южном Кавказе, она очень чувствительна к этому
региону, и, следовательно, для Москвы очень важно сохранение своего влияния на
страны региона.
Может ли сближение между Москвой и Анкарой таить в себе угрозу для
Армении?
Действительно, с самого начала переговорного процесса по
нормализации армяно-турецких отношений было очевидным «покровительство» США,
проявившееся 10 октября подписанием в Цюрихе протоколов. США надеялись на
скорейшее налаживание диалога между Ереваном и Анкарой с помощью предлагаемых
ими механизмов. Но дальнейшие события показали, что планы Вашингтона не удалось
воплотить в жизнь. Дело в том, что Турция с самого начала процесса и по сей
день не сдает позиций. Она смогла дать понять США о наличии собственных правил
игры, которые могут и не совпадать с целями стратегического союзника. Армянская
сторона, напротив, продемонстрировала свою неспособность противостоять внешнему
давлению.
К примеру?
Процесс нормализации армяно-турецких отношений не был
инициативой руководства Армении, вопреки официальным утверждениям. Не может
быть инициативы, которая не имеет четкой программы, перспектив. Приостановка
процесса ратификации протоколов в парламенте РА была результатом давления. Что
дали Армении «зависшие в воздухе» Цюрихские документы? Ровным счетом – ничего!
Анкаре же они дали простор для маневров. Фактически, Ереван открыл для турецкой
стороны дорогу назад и она может возвратиться к процессу тогда, когда ей это
будет выгодно. И не случаен тот факт, что сразу же после замораживания
ратификации, ведущие державы поспешили поприветствовать готовность Армении
остаться в русле процесса. «Приветствие» означало, что у них есть ожидания от
Армении, скрывающиеся в заявлениях о конструктивной позиции Еревана, в отличие
от Турции. В действительности же, этим державам легче иметь дело с податливой
армянской стороной, нежели с упорной Анкарой. Именно в этом заключается
инструмент давления на РА.
Если Армения хотела добиться определенной самостоятельности
в переговорах с Турцией, то она должна была выступить с требованием о фиксации
конкретных разумных сроков ратификации протоколов. И при истечении сроков, если
Турция не ратифицировала документы, РА следовало выйти из процесса посредством
отзыва подписи под протоколами. В этом случае, Ереван стал бы фактически
неуязвимым. Власти же страны не пошли на подобный шаг, либо по причине
отсутствия сознания в его целесообразности, либо действительно отступили при
первом же нажиме.
Наличие у Турции собственных правил игры и приводит к сближению с
Россией?
Я так думаю. Турция хочет показать, что Америка - не
единственный союзник, и в случае необходимости, ей найдется альтернатива.
Вообще в течение всей своей истории Турции всегда удавалось вести эту игру
между Востоком и Западом. Конечно, это связано и с географическим положением,
но в основном, обусловлено гибкой дипломатической игрой. И сегодня углубление
турецко-российского сотрудничества произойдет именно за счет
турецко-американских отношений.
Может ли Москва предоставить Анкаре карт-бланш для вмешательства в
нагорно-карабахское урегулирование?
Вмешательство Турции может быть двумя способами – либо
Турция становится сопредседателем Минской группы ОБСЕ, либо она активно
работает с одним из сопредседателей и через него проталкивает свою позицию.
Попытки Анкары стать формальным посредником не принесут успеха, поскольку я
надеюсь, что власти Армении понимают всю опасность этой перспективы. Вместе с
тем, на практике турецкая сторона остается активнейшим участником процесса
урегулирования, в первую очередь, из-за армяно-турецких протоколов. Я всегда
придерживался того мнения, что Турции выгоден был сам процесс как таковой, а не
его результат. Посредством этого Анкара рассчитывает активизироваться в
регионе, пытается реализовать свои геополитические амбиции, и это ей в
определенной мере удается. Мне кажется, что Россия учтет позицию Турции в
урегулировании нагорно-карабахского конфликта.
Вы, наверное, помните слова турецкого премьер-министра
Эрдогана о том, что предусловий в протоколах нет, но один из пунктов гласит о
том, что они должны способствовать установлению мира и стабильности в регионе.
А для этого, по его словам, необходимо решение карабахской проблемы. Таким
образом, он в присущей турецкой дипломатии манере коснулся карабахского
урегулирования. Чтение дипломатического документа требует определенных навыков,
что, к сожалению, зачастую отсутствует у армянского руководства,
доказательством чему и являются Цюрихские протоколы. Я согласен, что слова
турецкого премьера в некоторой мере абсурдны и демагогичны, но строки
протоколов позволяют ему обосновывать эту демагогию. Поэтому дипломатический
документ должен быть точным, не допускающим разночтений.
Недавно глава МИД Ирана Манучехр Моттаки предложил провести
трехстороннюю встречу глав МИД Армении, Азербайджана и Ирана. Укладывается ли
этот факт в рамки конкуренции между Ираном и Турцией?
Конечно, одной из главных причин предложения Ирана своих
усилий является конкуренция между указанными региональными игроками. Но, с
другой стороны, кто желает активизироваться в регионе, тот начинает предлагать
свои услуги в урегулировании карабахского конфликта. Быть может, обращаются к
этой теме, так скажем, с добрыми намерениями, но, к сожалению, проблема
Нагорного Карабаха стала предметом различных спекуляций и средством извлечения
политических дивидендов. Однако, мне кажется, что предложение Ирана, во-первых,
несколько опоздало, во-вторых, существующий формат посредников является
самодостаточным, и они не спешат включать кого-то еще в свой состав.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.