Главная » 2011»Февраль»26 » Эксперт: В изолированном виде Израиль более не может существовать в регионе
Эксперт: В изолированном виде Израиль более не может существовать в регионе
00:08
Analitika.at.ua. В условиях урегулирования ближневосточного конфликта,
значительного сближения арабских государств с США Израиль как важнейший до
этого геополитический фактор последовательно сходит с актуальной политической
арены. Израиль по существу завершил свою историческую роль в регионе как
бастиона США, и его геополитическая роль также исчерпана.
Роль Израиля в регионе в перспективе может рассматриваться
исключительно в связке с другими державами – Турцией, Эфиопией, Азербайджаном,
Грузией, Иорданией или в качестве экономического партнера соседних и иных
арабских государств, прежде всего, Палестины, Иордании, Сирии, Ливана и Египта.
В изолированном виде Израиль более не может существовать в регионе как
динамично развивающееся государство. Если в ближайшие 3–5 лет Израиль не решит
важнейшие для себя проблемы – источники воды, получение нефти из
ближневосточных источников, вывод массовых товаров и продукции ВПК на арабские
рынки, интеграция в финансово-банковскую и общую экономическую систему арабских
государств, то экономика Израиля, возможно, перестанет быть конкурентоспособной
на международной арене. Однако осуществление этих задач непосредственно зависит
от позиции и политики Сирии. Поэтому Сирия стала объектом активной политики США
и Израиля.
Быстрое установление нормальных отношений Израиля с Сирией
вряд ли возможно, так как, помимо политической и экономической
целесообразности, следует учитывать этнопсихологические факторы и воспитание
нескольких поколений сирийцев на ненависти к Израилю. Вместе с тем, и это
представляется возможным в общем русле американского плана создания
универсальной системы отношений в регионе.
В настоящее время Валовой внутренний продукт всех соседних с
Израилем государств не намного больше, чем ВВП Израиля (196 млрд. долл.) Их
экономическое развитие, в особенности Иордании и Египта во многом зависит от
американской помощи и инвестиций. В определенной мере сотрудничество Израиля с
Египтом, Иорданией, Катаром и Марокко можно назвать если не политическим, то
экономическим региональным блоком, и остальные арабские государства, так или
иначе, в будущем должны будут считаться с этим обстоятельством. Нужно принять
во внимание, что ряд арабских государств рассматривают урегулирование отношений
с Израилем и блокирование с ним по ряду политических и экономических вопросов
как фактор снижения значимости вмешательства в дела региона Ирана и Турции,
которые являются не очень желательными акторами для современной арабской элиты,
в особенности, для Саудовской Аравии, Египта, Иордании, государств Персидского
залива, а также Алжира, Марокко и Туниса, то есть большей части арабского мира.
Что касается Ирака, то эта страна как и прежде рассматривает Иран и Турцию как
наиболее опасных противников. И только Сирия выступает помехой в создании
некого арабо-израильского блока.
Египетская революция, в определенной мере, имеет задачу
усиления роли Египта в регионе, который должен «подтвердить» свою роль лидера
арабского мира, что предполагает не столько противостояние Израилю, а, скорее,
недопущение обретения Турцией и Ираном новых позиций в регионе, что сделало бы
их региональными лидерами. Сейчас арабы стали опасаться того, что Турция и Иран
могли бы договориться о разделе зон влияния на Ближнем Востоке, хотя это трудно
представить, так как оба государства стремятся усилить свое влияние на одни и
те же страны региона. Хотя аналитики в США и Израиле подвергают сомнению
революционный характер египетских событий, стало понятным, что Египет стремится
обрести утраченные позиции, что предполагает создание регионального блока, с
которым может стать солидарен Израиль, как бы это ни выглядело сейчас
парадоксальным.
Другими активными инициаторами геополитического блокирования
в регионе выступают Иран, Ирак (после восстановления суверенитета) и Саудовская
Аравия. Однако успех их инициатив также полностью зависит от позиции и политики
Сирии. В настоящее время отношения между Сирией и Ираном являются гораздо более
дружественными и партнерскими, чем между Сирией и арабскими государствами,
включая и Египет, и Саудовскую Аравию, а также Ирак. Это вызывает «политическую
ревность» со стороны арабских государств, и они готовы предпринять шаги по
«перевербовке» Сирии. Но следует иметь в виду, что это, так или иначе, приведет
к сближению Сирии с США. Поэтому представляются весьма интересными прогнозы
региональных экспертов относительно возможности формирования двух
принципиальных, но несовместимых блоков: Ирак –Саудовская Аравия – Сирия или Иран – Ирак – Сирия.
Первый блок логически ориентирован на больший политический
прагматизм и, следовательно, на США. Уязвимыми сторонами данного блока
являются: отсутствие общих сухопутных границ между этими странами, существенные
различия во внутренних политико-идеологических установках данных режимов,
фактор ваххабизма и весьма тесные отношения Саудовской Аравии с США. Данный
блок во многом может носить формальный характер. Более предпочитаемым блоком
является второй – Иран – Ирак – Сирия – Ливан. Этот блок явился бы наиболее
мощной в военно-политическом отношении геополитической «связкой» в регионе. Не
исключено, что если данный блок сформируется, он будет пользоваться
расположением Саудовской Аравии – наиболее экономически сильного государства
региона. Блок Иран – Сирия – Ирак - Ливан будет иметь не только более
самостоятельное значение, но и вполне определенных региональных противников –
Турцию и Израиль. Этот блок позволит создать обширное безопасное пространство
от Центральной Азии и Индии до Средиземного моря, тем самым контролируя
важнейшие коммуникации и обеспечивая обход Турции и Суэцкого канала.
Ливану представляется крайне выгодным формирование данного
блока, с которым он будет сотрудничать как региональный и мировой
финансово-банковский центр и страна, располагающая важными морскими портами.
Региональные эксперты все более склоны рассматривать Саудовскую Аравию в
перспективе как более нейтральное государство, оказывающее влияние на регион
посредством нефтяных и финансовых ресурсов. Нет сомнений в том, что
турецко-израильский блок при участии в нем государств Южного Кавказа станет
сильнейшим в военном отношении в регионе. Поэтому противопоставление ему
становится важной геополитической задачей государств, подвергающихся
турецко-израильской экспансии – Ирана, Ирака и Сирии, которые, как и раньше,
рассматривают ухудшение турецко-израильских отношений как временное явление, и
убеждены, что эта некая региональная игра Турции, которая вскоре будет свернута
под давлением США и других политических и экономических обстоятельств.
В этой связи представляет интерес рассмотрение роли Ирана в
данном регионе. В беседах с экспертами и политиками Ближнего Востока постоянно
ощущается повышение роли Ирана в регионе. Это связано не столько с прямой
причастностью Ирана к военно-политическим успехам «Хезболла» в Южном Ливане, но
и большим интересом, который вызывает столь крупное государство, создающее
ракетное и ядерное оружие для разобщенных арабских государств, большинство
которых не в состоянии себя защищать самостоятельно. Внутриполитическая борьба
в Иране, безусловно, отразилась на ситуации в исламских радикальных движениях,
прежде всего в партии «Хезболла». Внутри «Хезболла» имеются группировки,
которые симпатизировали президенту М. Хатами (а в дальнейшем и продолжателям
идей реформ и либерализации), и есть верные Хаменеи. Избрание президентом
М.Ахмадинеджада в значительной мере внесло настроения дезориентации в исламские
политические круги. Имеются вполне доказательные признаки того, что Иран
разработал новую политику в отношении «Хезболла» и других шиитских политических
движений. Целью М.Хатами являлось огосударствление организации «Хезболла»,
превращение ее в политическую организацию парламентского и гражданского типа,
проповедующую идею исламской демократии. До сих пор Иран опирался на шиитские
организации в Ливане как вооруженные, что ограничивало сферу влияния Ирана и в
значительной мере создавало неудобства для политических маневров. М.Хатами
пытался преодолеть одностороннее влияние Ирана в Ливане только через «Хезболла»
и положение «Хезболла» в ливанском обществе, где «Хезболла» все более играет роль
политического «полюса», противостоящего многим традиционным силам в
стране.Иранские реформисты пытались
превратить «Хезболла» в партию-носительницу государственнической идеи и с ее
помощью влиять на политику Ливана и общую ситуацию в арабском мире. Иран очень
заинтересован в политическом влиянии в Ливане как стране, которая
рассматривается в определенных планах США и европейцев в рамках новых отношений
в регионе как экономический партнер и конкурент Израиля. Ливан для Ирана
является наиболее благоприятной политической площадкой формирования
финансово-экономического центра региона.
Иран продолжает сокращать оказание помощи «Хезболла»,
предлагая этой организации выйти на «самообеспечение», но с при иранской
помощью. Однако Иран пытается превратить «Хезболла» в более жизнеспособную
политическую организацию, как важный инструмент давления на США, Израиль и
Запад в целом. В настоящее время в шиитской общине Ливана наблюдается рост
популярности «Хезболла» и падение влияния «Амаль», которые предпочитают войти в
альянс. Это связано с благотворительной и экономической помощью «Хезболла»
шиитскому населению Ливана, особенно в долине Бекаа.
Представляет интерес мнение экспертов относительно
сирийско-российских отношений. По их мнению, Сирия будет демонстрировать Западу
политическое дистанцирование от России, хотя уже сейчас предыдущая конструкция
сирийско-российских отношений разрушена, как по объективным, так и по целевым
причинам. Последний визит Хафиза Асада в Москву показал Сирии тщетность попыток
решить вопросы перевооружения армии с помощью России. Сирия практически не
имеет средств для проведения этих масштабных мероприятий и сейчас возлагает
надежды на помощь США и Франции. Однако, совершенно очевидно, что Б.Асад
вернулся к испытанным способам ведения внешней политики и готов установить с
Россией более тесные отношения, вовлекая ее в ближневосточные политические и
экономические процессы.
Арабские эксперты не готовы предположить направления и
подходы в части восстановления позиции России в регионе. Следует отметить, что
арабские эксперты способны блестяще анализировать текущие политические ситуации
и осуществлять краткосрочные прогнозы. Но они совершенно не способны делать
долгосрочные прогнозы и представлять глобальные и региональные геополитические
схемы. Попытаемся очертить схему возможного восстановления позиций России в
регионе. Они связывают это с участием России в формировании не зависимых от
Запада геополитических блоков, которые уже во многом определены. Они считают,
что особенно приемлемым для России является геополитический блок Иран – Ирак –
Сирия, с участием ряда других государств, что будет представлять собой наиболее
мощный блок, способный проводить если не анти-западную, то достаточно
независимую от Запада политику. При этом, можно не сомневаться, что эксперт был
искренне заинтересован в восстановлении Россией позиций в регионе.
Представляют интерес перспективы, которые открываются в
связи с упрочением власти Башара Асада. Нет оснований утверждать, что в
политике это будет отмечено как определенно про-западная позиция. Б.Асад
попытается заручиться поддержкой Франции и европейцев в части исключения
контроля США над Сирией. В этом заключалась одна из важных внешнеполитических
линий Хафиза Асада, которую он так и не сумел реализовать даже отчасти. А внешнеполитическая
доктрина Х.Асада будет реализовываться, так как она составляет важную
составляющую общей политической доктрины нынешнего режима в Сирии. Несомненно,
что нынешнее сирийское руководство не рассматривает Россию как ключевого
политического партнера, но будут пытаться поддерживать с Россией дружественные
отношения, балансируя на международной арене. В целом отношения Сирии с Россией
могут рассматриваться как стратегические или близкие к таковым, если Россия
однозначно поддержит Сирию в ее противостоянии с США и Израилем. В арабском
мире имеется много экспертов, которые сомневаются в том, что Россия может
занять такую позицию. Вместе с тем, усиление роли России в регионе стало бы
важным фактором ослабления влияния Турции.
В связи с этим представляют интерес также мнения
относительно роли Франции и ЕвроСоюза в регионе и месте Сирии во французской
региональной политике. Согласно этим мнениям, у европейцев имеется
согласованная политика относительно политического и геоэкономического
проникновения в регион. Европейцы уже давно решили здесь свои вопросы в
банковской и финансовой сфере, в части формирования рынков своей лидерной
продукции, в том числе в сфере передачи технологий. Но главной проблемой
европейцев является обеспечение бесконтрольного или малоконтролируемого доступа
к нефтяным и газовым источникам. Нефтяная сфера остается главной ареной
политической борьбы американцев с европейцами. По мнению экспертов, было бы
ошибочным предположить, что урегулирование ближневосточного конфликта позволит
европейцам занять более предпочитаемые позиции в данном регионе. Данное
утверждение не имеет под собой реальной почвы и политической логики. Считается,
что, напротив – по мере урегулирования конфликта роль США будет в регионе
доминирующей, и весьма продолжительное время. Если США удастся навязать Сирии и
другим государствам региона «универсальный режим новых политических и
экономических отношений», в которых будет участвовать Израиль, то США
практически становятся единственным субъектом западного мира в решении
важнейших политических и геополитических вопросов.
В отличие от европейцев, которые не могут надеяться на
проведение вполне самостоятельной политики и вынуждены опираться на достаточно
идеологизированные и поэтому политически немобильные и экономически неэффективные
режимы в регионе, США, напротив, стремятся установить некую систему
универсальных отношений, в чем заключается их неоспоримое политическое и
экономическое преимущество. Кроме того, ЕвроСоюз пока не способен проводить
внешнюю политику, особенно в отношении целых регионов, как «единый
внешнеполитический центр». Франция вынуждена выступать практически единолично,
подразумевая опору на Германию и европейские средиземноморские государства,
которые не являются серьезными партнерами во внешней политике. Это делает
политические усилия европейцев более распыленными. Следует отметить, что в
отличие от американцев, чьими партнерами являются и арабские страны и Израиль,
европейцы не могут рассчитывать на доверительное партнерство с Израилем,
который считает Европу своим онтологическим противников. Но главным фактором
американского преимущества является способность эффективного военного
присутствия и оказание масштабной финансовой помощи, на что не способны
европейцы.
Если эпоха идеологических режимов в данном регионе уйдет в
прошлое (типа сирийского или иракского), то шансы европейцев на политическое
присутствие в регионе станут еще менее реальными. Вполне возможно, что по воле
США европейцы будут допущены к определенному политическому спектру в регионе, в
целях создания иллюзии отсутствия полного диктата США. Но эта роль всегда будет
ограничиваться отсутствием «свободного» доступа к источникам нефти
стратегического значения. Безусловно, что в этом направлении будут всегда
выступать совместно с Великобританией, против европейцев. В этом смысле
положение европейцев в регионе весьма схоже с положением России. И Россия, и
Франция (возможно в тандеме с Германией) могут опереться только на собственно
региональные инициативы (то есть в известном смысле придти на готовое и
решенное политическое поле). У обоих держав есть шансы восстановить свои
позиции в регионе только в сотрудничестве с региональными геополитическими
блоками.Поэтому важной политической
задачей России представляется отслеживание политических процессов в направлении
формирования таковых блоков, осуществление инициатив по ускорению и поддержке
данных блоков и сотрудничество с ними. Так или иначе, египетская революция
форсировала формирование региональных блоков и альянсов. Игорь Мурадян, Иратес
Де-Факто. lragir.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.