Главная » 2012»Май»1 » Эксперты: Эрозия российско-турецких отношений все более углубляется
Эксперты: Эрозия российско-турецких отношений все более углубляется
13:27
Analitika.at.ua. Приводим отрывки из опубликованной в «The Cutting Edge»
статьи адъюнкт-профессора в Отделе международных исследований Университета
Ханьян (Сеул) Йонкъю Кима и профессора по исследованиям в области российской
национальной безопасности в Национальном институте стратегических исследований
Военного колледжа армии США Стивена Бланка:
Российско-турецкие отношения включают в себя
мультирегиональную повестку дня от Балкан до Центральной Азии, охватывая Кавказ
и Ближний Восток и их двусторонние отношения в сфере энергетики. Много было
написано о стратегическом сближении российско-турецких отношений и факторах,
способствовавших этому. Однако, что касается отношений Турции с Россией, 2011
год был трудным, а 2012 - не лучше.
Развитие событий, касающихся целого ряда вопросов, дает
видеть много причин для того, чтобы предположить быструю, но неравномерную
эрозию этих связей. Поскольку эта эрозия происходит неравномерно, вражда не
заменит дружбу за одну ночь.
Российско-турецкое расхождение отражает вновь обретенную
напористость России и Турции именно в тех сферах регионального соперничества, в
которых до сих пор между ними была неопределенность. Турецкая напористость,
особенно в отношении Сирии, Кипра и Израиля, была публичной и сильной, даже
своенравной в некоторых случаях. Возможно, напористость Анкары во многом
обусловлена пониманием того, что ее прежняя политика «ноль проблем с соседями»
сталкивается с трудностями, куда ни гляди. Это включает и Россию. Соседи
отстаивают свои прерогативы и интересы в отношении демократии или ее отсутствия
в Сирии, в отношении энергии на Кипре и в отношении закрытого блока СНГ в
случае с Россией. Однако эти усиливающиеся трения имеют более глубокие корни,
исходящие из уверенности в себе элит обоих государств. Турецкие лидеры
утверждают, что Турция в настоящее время является крупным независимым игроком
со своими правами во всем своем окружении и поэтому она должна отстаивать свои
интересы по-новому, что поразительно напоминает аналогичную напористость
Москвы, приведшую к конфронтации с соседями России.
В 2009 году министр иностранных дел Турции Ахмед Давудоглу,
архитектор турецкой политики, заметил, что ни Вашингтон, ни Москва не могут
навести порядок в регионах, прилегающих к Турции, поэтому новый порядок должен
быть установлен на Ближнем Востоке, на Балканах и на Кавказе; что Турция хочет
играть активную роль в создании этого порядка; что иностранные игроки согласны
с этой ролью; но что «даже и половина статус-кво не была установлена вокруг
Турции до сих пор». Еще совсем недавно Давудоглу начал кампанию, согласно
которой каждый, кто мигрирует за рубеж из Анатолии, будет считаться частью
турецкой диаспоры. Учитывая притязания России на эти же самые роли и задачи,
даже на право вмешательства в защиту своей русской диаспоры и на тот же статус
«системообразующей» державы, на который претендует и Турция, а также принимая в
расчет ее явные усилия с целью господствовать над Кавказом, конфликт с Турцией
по нескольким направлениям, вероятно, неизбежен.
Таким образом, это ухудшение российско-турецких отношений во
многом обусловлено напористостью и готовностью России высказывать угрозы в
адрес Запада, в том числе Турции, а также напористостью Турции. Москва
пригрозила членам НАТО в связи с противоракетной обороной и в нескольких
случаях проявила дипломатию канонерок в Средиземноморье. Она также постоянно
выражает свою решимость превратить СНГ в закрытый российский блок – тенденция,
которая поставит турецкое и европейское снабжение энергоресурсами под риск
чрезмерной зависимости от Москвы и помешает амбициям Анкары на Кавказе, если не
в Центральной Азии. Эти последние шаги не только говорят о доминировании более
антизападной позиции Владимира Путина в сравнении с уходящим президентом
Дмитрием Медведевым, но также показывают явную преемственность приоритетов в
отношении замкнутого блока в СНГ, а также повышенную готовность прибегать к
демонстрации силы, если не ее фактическому использованию, для достижения своих
целей.
Даже без экстравагантной риторики и амбиций Давудоглу,
политика России сама по себе рано или поздно столкнулась бы с турецкими
интересами.
Действия Москвы также предполагают, что политика
перезагрузки подходит к концу. Если это действительно так, то это, скорее
всего, приведет к более сильной напряженности Восток – Запад в целом, которой
Турция не сможет избежать. Москва проявляет постоянное желание вести переговоры
по спорным вопросам с Соединенными Штатами и НАТО и, вероятно, не будет
атаковать президента Обаму во время трудной избирательной кампании (так как
Москва считает, что победа республиканцев может привести к еще худшим
последствиям). Тем не менее, ее решимость противостоять США и НАТО на Ближнем
Востоке и в Евразии и нападки по вопросу ПРО показывают, что еще раз усилия по
сближению Восток – Запад провалились из-за вопросов региональной безопасности в
Евразии – возможно, самого сложного элемента на повестке дня Восток – Запад.
Кавказ
На самом деле Кавказ служит примером этих не таких уж
скрытых противоречий, и двусторонняя напряженность уже видна и там. Азербайджано-турецкое
сближение, частью которого является энергетическая сделка, препятствует
нормализации отношений с Арменией, которая по-прежнему получает российскую
военную помощь на случай возобновления боевых действий в Нагорном Карабахе.
Пока Турция не перестанет связывать нормализацию отношений с
Арменией с разрешением карабахского конфликта, прогресс будет невозможен. Однако
прекращение предъявления такого предусловия все более маловероятно, особенно с
учетом представленных здесь фактов. Учитывая российские имперские планы в
отношении Кавказа, как описано здесь и во многих других работах, позиция США в
плане того, что эти вопросы не должны связываться, кажется донкихотской и
нереалистической. Это так даже в случае, если Вашингтон правильно утверждает,
что статус-кво в Нагорном Карабахе не может длиться долго и что это является
срочной проблемой. Конечно позиция США не приведет к урегулированию путем
переговоров, учитывая местные реалии.
С тех пор как недавние откровения WikiLeaks показали, что
Азербайджан желает полноценного сотрудничества с НАТО и говорит, что будет даже
рассматривать членство в НАТО, если бы не подразумеваемое российское и иранское
противление этому, его отказ от этой прозрачной неоимпериалистической уловки
России практически не вызывает удивления.
Хотя ранее не было такого признака, Москва, очевидно, также
считает, что Вашингтон пытается возродить проект «Большой Кавказ» администрации
Буша, целью которого было вывести Закавказье из орбиты России и каким-то
образом заменить Россию в карабахском процессе. Перегруппировка Турции с
Азербайджаном явно ставит ее в противоположность с Арменией и Россией, и если
ЕС сделает шаги, чтобы присоединиться к этому процессу и ослабить там позиции
России, не исключено, что Турция будет на стороне Баку против Еревана и Москвы.
Помимо этих процессов, на Кавказе еще больше растет
напряженность, в основном из-за более сильных опасений России, что удар США или
Израиля по Ирану может вылиться в этот регион, если не в Центральную Азию. О чем
бы ни говорили эти военные шаги, они, конечно, не приведут к углублению дружбы
с Турцией. NEWS.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.