Пятница, 26.04.2024, 23:33
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Февраль » 25 » Этноджихад правоверных по-азербайджански
Этноджихад правоверных по-азербайджански
17:24

Analitika.at.ua. В последнее время в Азербайджане все более очевидно проявляются самые отъявленные проявления дискриминационной политики, которая ведется данным государством с первого же дня появления его на карте мира – с 1918 года. Хотя Азербайджан весьма молодая страна, а ее народ и того моложе (как известно, впервые этноним «азербайджанцы» появился лишь в 1936 году), дискриминационную политику данного государства, несомненно, можно отнести к  «классике» апартеида. Фактически, власти данной страны уже семь десятилетий проводят необъявленный джихад по отношению к нетюркским этносам, которые с незапамятных времен живут на своих исконных землях.

 

Причем основной мишенью здесь предстают нетюркские народы, исповедующие ислам. Фактически мы имеем дело с весьма странным даже для ислама явлением – необъявленным джихадом по отношению к правоверным, только из-за того, что они являются представителями другой национальности. Данный подход расшатывает саму основу ислама – где в качестве основной структуры выступает "умма” или община правоверных. Но Азербайджан это вовсе не волнует, ведь для элиты данной страны, как властной, так и оппозиционной, ислам является не мировоззрением, а лишь средством нагнетания антиармянской истерии.

 

Этот этноджихад имеет место практически во всех сферах жизни. Основная цель – создать такие невыносимые условия, при которых лишь ассимиляция может стать единственным способом спокойно существовать. В процессе ассимиляции присваивается история, материальные памятники и культура нетюркских народов, переименовываются исторические национальные названия населенных пунктов и т.д. Например, по данным аварских общественных деятелей и ученых, аварский язык не допускается к использованию даже на уровне мелких учреждений. В частности, созданные аварцами частные телекомпании, передачи которых велись на азербайджанском языке, но песни исполнялись на аварском, закрылись под предлогом, что дикторы говорили на "ломаном" азербайджанском". Такая же ситуация и на территориях других национальным меньшинств. Так, по распоряжению главы исполнительной власти Кусарского района там запрещено разговаривать на лезгинском языке в школах и в учреждениях культуры. Бакинский сатрап вызвал к себе директора местного дома культуры, а также директоров школ в ультимативной форме потребовал прекратить использовать в этих учреждениях лезгинский язык. И это в районе, где около 92% населения составляют лезгины.

 

Права этих нацменьшинств нарушаются даже в религиозной сфере. Причем здесь налицо хорошо разработанная государственная политика. К примеру, в Закатальском округе вопросы религиозного образования поставлены под контроль турок. Аварцы, получившие религиозное образование в Дагестане, не допускаются к занятию постов сельских дибиров. Единственные религиозные учреждения в Закатальском регионе: Филиал Бакинского исламского университета (БИУ) в Закатале и медресе в селении Алиабад. Филиал БИУ финансируется турецким Фондом помощи молодежи. Интересно, но турки и назначенец муфтия Азербайджана Пашазаде – Ибрагим Ибрагимов (шекинский азербайджанец) являются суннитами ханафитского мазхаба, в то время как почти все жители региона – сунниты-шафииты.

 

Нацменьшинства оказались в столь тяжелом положении, что начали даже обращаться за помощью к международным структурам и соседним государствам. Например, несколько лет назад председатель Международного комитета защиты прав талышского народа Захираддин Ибрагими и президент Международного фонда Возрождения талышской культуры Азер Мамедов направили обращение тогдашнему президенту России Владимиру Путину. В данном обращении было указано следующее: "Существующая в Азербайджане талышская проблема, на самом деле, заключается в попытках властей завершить насильственную ассимиляцию этого этноса и подавить их сплоченное сопротивление этой дискриминационной политике, направленной на полное уничтожение талышского народа и талышской культуры, и репрессивные меры против представителей интеллигенции талышского народа, осуществленные в последнее время, являются ярким примером вышесказанного. Совершенно очевидно, что Азербайджан так и не выполнил взятые на себя перед мировым сообществом обязательства по сохранению и развитию культуры нетюркских народов республики. Особенно плачевно в этом отношении положение талышского народа.

 

В Азербайджане ведется целенаправленная политика, суть которой сводится к тому, чтобы стереть талышский народ с карты республики. Существование талышского народа демонстративно игнорируется. Официальная власть и ее масс-медиа, государственные телеканалы республики нас упорно именуют "южанами", а наш талышский регион - Южным округом. Неслучайно, само слово "талыш" находится под запретом. У нас целенаправленно отнимают нашу историю и культуру. Многие памятники талышской истории, и даже надгробные памятники, относящиеся к авестийскому периоду, уничтожены или вывезены в неизвестном направлении. В новых учебниках по истории и литературе Азербайджана талыши вообще не упоминаются, а все культурно-историческое наследие, как талышского региона, так и всего остального Азербайджана приписывается исключительно тюркам.”

 

Но даже в случае утраты представителями нацменьшинств своего языка и даже национального самосознания их не оставляют в покое. Делается все возможное для ограничения их карьерного продвижения. Причем зачастую звучат заявления, которые напоминают пламенные речи нацистских вождей на съездах национал-социалистической партии в 30-х годах прошлого века. Последним из таких речей стало заявление депутат азербайджанского парламента Гудрата Гасангулиева заседании милли меджлиса. Затронув перебои в подаче электроэнергии во время снегопадов в Азербайджане, Гасангулиев заявил, что «Азербайджан является тюркским государством и кровь руководителей стратегически важных отраслей должна быть национальной, наряду с должностными обязанностями их сердце должно болеть за нацию». По некоторым данным эти слова были адресованы главе «Азерэнеджи» Этибару Пирвердиеву, который является ассимилированным курдом. А в прошлом году другой депутат Вахид Ахмедов также затронул пресловутый курдский фактор.

 

Более того, во время интервенции Азербайджана в Арцах в 1992-1994 гг. Нацменьшинств отправляли на передовые позиции фронта, для того, чтобы добиться двух основных целей. Во-первых, физически истреблять представителей нацменьшинств. Во-вторых, попытаться этой политикой вызвать у представителей нетюркских этносов ненависть к армянам и таким образом отвлечь их от необъявленного этноджихада со стороны самого Азербайджана. Но нацменьшинства не поддались на такого рода провокации и в целом ряде населенных пунктов вспыхнули протесты, переросшие в вооруженные столкновения. А талышы в 1993 году во второй раз провозгласили создание своей государственности (первый раз они провозгласили создание талышского государства в 1919 году). В обеих случаях мирные инициативы талышского народа были потоплены в крови бакинскими властями. 

 

Но нацменьшинств до сих пор посылают на передовую, в то время как тюрков держат на тыловых позициях. Именно потому когда случаются перестрелки, основными жертвами становятся представители этих народов. Ярким тому примером является последний инцидент на границе Арцаха и Азербайджана, когда азербайджанская сторона нарушим режим прекращения огня, понесла людские потери, которые состояли исключительно из талышей, аварцев и лезгин.

 

На фоне всего этого цинично выглядят попытки Азербайджана придать азербайджано-карабахскому конфликту религиозный характер и вовлечь в данный процесс мусульманские страны, в частности такую организацию, как Организацию Исламская конференции.

 

Однако этноджихад не ограничивается лишь представителями мусульманских нацменьшинств. Он в весьма специфической форме применяется и к евреям, хотя на словах Азербайджан всячески показывает свое доброе отношение к еврейскому народу и Израилю. В данной связи хотелось затронуть то, что происходит  в центре исторического еврейского квартала Баку, где до сих пор в основе своей проживают евреи. На месте данного квартала планируется построить парк. Дома, находящиеся за Дворцом имени Гейдара Алиева, были снесены еще несколько месяцев назад, а теперь черед дошел и до других домов. Снос домов сопровождается грубым нарушением прав на собственность более десятка семей. Люди отказываются покидать свои дома, поскольку их не устраивает предложенная им сумма компенсации. Каждый квадратный метр расположенного практически в центре города жилья людям предлагают всего 1500 долларов. Люди жалуются в разные инстанции, но пока без толку.  Евреи, проживающие на этой улице, даже пожаловались Агентству еврейских новостей, которое написало: «Пурим 5770 года немало евреев Баку встретят в осаде бульдозеров, заградительных щитов и чиновников столичной исполнительной власти.

 

Причина тому – демонтажные работы, которые ведутся в центре Баку в историческом еврейском квартале: по решению столичной мэрии, территория будущего зимнего бульвара столицы Азербайджана «зачищается» от жилых строений с помощью бульдозеров, экскаваторов, полицейских и чиновников.  «Законопослушные еврейские семьи, чьи дома оказались в зоне сноса, готовы передать их в руки исполнительной власти Баку, но при соблюдении принципиального условия – получения равноценной рыночной компенсации их стоимости», - сообщили AEN в правлении религиозной общины горских евреев Азербайджана. Однако именно в этом ключевом вопросе - размерах компенсаций – не совпадают позиции столичной мэрии и евреев, многие годы проживших в домах на «зачищаемой» бульдозерами улице Физули.

 

«Если в начале реконструкционных работ компенсация за каждый квадратный метр сносимого жилья составляла 3500 манатов (это более 4000 долларов), то сейчас бакинским евреям чиновники «в индивидуальном порядке» предлагают по 1250 манатов (чуть более 1500 долларов) за квадратный метр жилья», - отметили в правлении общины. При этом в высотных новостройках, расположившихся на соседних улицах, стоимость квадратного метра жилья составляет от 5 до 7 тысяч долларов. Тем же собственникам жилья на улице Физули, кто не соглашается на скромные компенсации, исполнительная власть обещает отключить подачу электроэнергии, газа и воды, одним словом, «взять измором».  А тех, кто выстоит и в таких условиях, но не согласится на скромные компенсации, принудительно выселить с помощью полицейской силы». Как сообщил корреспонденту Vesti.Az глава общины горских евреев Азербайджана Семен Ихиилов, чиновники поступают неправильно, выделяя людям непропорциональную сумму компенсации за их жилье. «Люди живут в тех домах поколениями, а сейчас их просят покинуть свои дома, предлагая взамен сумму, на которую сегодня ничего не купишь. Почему жильцам предлагают компенсацию в долларах, когда в Азербайджане есть своя национальная валюта? Это же противозаконно. В связи с этим я уже обращался в различные инстанции, но какой-либо помощи так и не дождался». Кстати, сносу также подлежит и синагога горских евреев.

 

Как все это напоминает политику бакинских властей по сносу исторического армянского квартала Баку – Арменикенда, когда в начале 1970-х годов десятки тысяч армян были переселены на окраины города под предлогом получения нового жилья. Все мы знаем, что десятилетием позже это переселение трансформировалось в выселение. 

 

Все эти примеры лишний раз показывают, что в Азербайджане вовсю идут весьма негативные и очень опасные для всего международного сообщества тенденции. Международному сообществу, в том числе и исламскому миру, необходимо сделать все возможное, чтобы изменить сложившуюся в Азербайджане философию государственного строительства и развития, пока процессы там не приняли необратимый характер. Иначе, учитывая геополитическое положение региона, а также тот факт, что народы, компактно проживающие в Азербайджане, имеют своих собратьев за пределами данного государства, становится ясно, что государственная политика Азербайджана чревата непредсказуемыми последствиями и новыми конфликтами, которые по своим последствиям и степени вовлеченности разного рода акторов будут намного более масштабными, нежели нагорно-карабахский конфликт.

 

Для создания эффективных преград на пути этого опасного процесса международное сообщество должно предпринять определенные шаги политического и правового характера. Что касается шагов политического характера, то здесь влиятельные страны должны дать Азербайджану понять, что проведение подобного рода политики недопустимо и Баку должен предпринять существенные шаги для демократизации государственных и общественных институтов. Отдельным и самым ключевым аспектом здесь предстает именно уважение прав национальных меньшинств и создание необходимых условий для обеспечения их всестороннего развития.  В данном контексте одним из первоочередных мер предстает оказание влияния на Баку для принятия основополагающих документов в данной сфере, которые Азербайджан все еще не принял.

 

К примеру, Азербайджан не выполняет принятые на себя перед Советом Европы обязательства по ратификации Европейской хартии по региональным языкам и языкам национальных меньшинств, принятой в Страсбурге 5 ноября 1992 года. Он должен был сделать это еще в 2001 году. Азербайджан также обязался перед Советом Европы принять в 2003 году закон "О национальных меньшинствах”, чего также не сделано по сей день. А в сентябре 2007 года Азербайджан не подписал принятую Генеральной Ассамблеей ООН Декларацию по правам коренных народов. Эта декларация по правам коренных народов предусматривает, в частности, равенство коренных народов с титульным, их право на развитие и поддержание собственной национальной идентичности, контроль коренных народов над природными ресурсами мест своего обитания и политическое самоопределение.

 

Нацменьшинства там должны иметь все права и возможности для всестороннего развития. Решение этого вопроса в Азербайджане является одним из ключевых компонентов установления окончательной стабильности в столь важном регионе, как Кавказ.

 

Давид Бабаян

Источник: newsarmenia.ru

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 746
Календарь новостей
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru