Главная » 2010»Март»26 » Ереван-Анкара: новый этап политических маневров
Ереван-Анкара: новый этап политических маневров
00:04
Analitika.at.ua. Актуализация
отношений РА-Турция активизировала армянскую аналитическую общественность, и
сегодня часто можно встретить исследования и комментарии, посвященные как этим отношениям,
так и вопросам, касающимся Турции. Эта тенденция обогащает нашу политическую
мысль и тем самым способствует ведению нынешнего дипломатического процесса. В
то же время существуют также подходы, не адекватные реалиям, и речь идет отнюдь
не о политических принципах или не столь профессиональных анализах.
Безусловно, армяно-турецкие отношения – крайне щепетильная
сфера, и здесь имеют место любые, даже крайне радикальные оценки. Однако
тревожит то, что отечественные «радикалы» порой не видят какой-либо общности
между понятиями Родина и Государство. Известно также (в истории политики
зафиксировано множество подобных процессов), что подходы такой направленности
иногда внедряются, либо по меньшей мере контролируются третьими сверхдержавами,
либо международными организациями с мощным потенциалом, исходя исключительно из
их интересов. Помимо внешнеполитических целей (достаточно вспомнить, что
идеологической основой украинской и грузинской «цветных революций» был
«вульгарный национализм»), подобные постулаты обесценивают истинные
национальные идеи и ценности.
Наряду с этим, сегодня существует также другая группа
комментаторов, которые также (но в совершенно другом контексте) игнорируют
общие грани между понятиями Родина и Государство. Такие комментаторы рассматривают
армяно-турецкие отношения как опосредованную задачу двух абстрактных
государств, без учета нашей национальной памяти и историко-политического опыта.
Безусловно, это также является проявлением «вульгарного», но уже либерализма и
также не исходит из наших национальных интересов.
Возвращаясь к отношениям РА-Турция, еще раз отметим, что
контекст достаточно жестких современных военно-политических и экономических
реалий императивно диктует политическую гибкость и умение маневрировать.
Сегодня есть все основания утверждать, что в этой сфере официальный Ереван
зафиксировал определенные успехи.
Инициатива принадлежит Еревану. Комплексные политические
действия (известное решение Конституционного суда, уточнившее неопределенные
формулировки, нашедшие место в армяно-турецких протоколах; программное
выступление президента РА в Лондоне; политические комментарии заместителя
руководителя аппарата президента РА в ходе состоявшихся в Турции и США
совещаний и, наконец, известные встречи экс-президента РА в Тегеране) РА
значительно изменили сложившуюся вокруг отношений Ереван-Анкара ситуацию. Можно
констатировать, что в переговорах начался очередной этап, в котором
дипломатическая и информационная инициатива принадлежит армянской стороне.
Активизировались также «курирующие» процесс внешние акторы:
они демонстрируют, что, помимо «призывов», владеют также другими возможностями
влияния. Руководство РФ решительно отвергло турецкую попытку представить в
«одном пакете» Нагорно-Карабахский конфликт и будущее дипломатических отношений
РА-Турция. Отдельного обсуждения заслуживает возможное рассмотрение вопроса
Геноцида армян в Палате представителей Конгресса США. Это обстоятельство США
постоянно используют как средство давления на Турцию, и принятие 252-ой H.RES
резолюции в Комитете по внешним отношениям Палаты представителей (и, как бы
вдобавок, решение шведского парламента) еще больше актуализировали этот вопрос.
Если в одном из теоретически возможных сценариев турецкий парламент отклоняет
«протоколы», а американский Конгресс обсуждает и принимает резолюцию о
Геноциде, то в результате сложившаяся вокруг РА и НКР благоприятная ситуация
компенсирует факт «закрытых границ».
В любом случае, можно констатировать, что вследствие этих
процессов для Еревана сложилась выгодная политическая ситуация, что, в свою
очередь, должно беспокоить Турцию.
Глобальные сдвиги. Нынешняя активность Турции обусловлена
геополитическими подвижками, протекающими вследствие формирования многополярной
системы. Этот факт на практике выражается в виде четкой тенденции снижения
американского военного присутствия в «большом регионе». Как известно,
Соединенные Штаты готовятся в ближайшем будущем начать вывод своих вооруженных
сил из Ирака (в этом году) и Афганистана (в 2011г.), и это является не временным
явлением, а результатом объективного сокращения общих ресурсов этой державы1.
Очевидно также, что подобный процесс приведет к дестабилизации, и это относится
не только к Ираку или Афганистану (неизбежность этого сценария недавно
обсуждалась, в частности, в Ас-Сувейме (Иордания), на международном форуме
«Ближний Восток-2020»). Пессимистическая перспектива обязывает страны регионе
искать новые формы «существования» и стремиться, в соответствии со своими
представлениями, занять позиции в новой ситуации.
В то же время, все это отнюдь не означает, что таким образом
Вашингтон теряет позиции в регионе, а многолетнее партнерство США-Турция
близится к концу. И здесь речь идет не только о том, что США, владея в
глобальном масштабе исключительными возможностями ведения действий, в
многополярном мире также сохраняют статус лидера. В свое время американцы
приложили достаточно усилий в вопросе формирования политического содержания и
образа нынешней Турции, и не похоже, что они с легкостью «сдадут» эту страну.
Политические технологии и их результаты. Англосаксонская
стратегия имеет богатые традиции сохранения своих интересов в случае
отступления. Выражениям подобной стратегии является, нaпример, формирование
политических сил «особого назначения», которые в дальнейшем, уже в условиях
«свободного плавания», проводят заранее запрограммированную политику.
С этой точки зрения примечательно, что «в эпоху Буша» в СМИ
можно было встретить свидетельства, согласно которым образование и
прогрессирование нынешней турецкой партии «умеренных исламистов»
«Справедливость и развитие» (ПСР) ассоциировалось с названием американских
«неоконов». Позже «неоконовский» подход принял систематизированную форму в
опубликованном в 2007г. корпорацией RAND концепционном труде «Формирование
сетей умеренных исламистов» 2, в котором, в частности, дается характеристика
«умеренным исламистам» и подчеркивается их выгодное отличие от радикалов.
Безусловно, подобные политические технологии содержат
множество рисков, поскольку эволюцию общественно-политических движений, к тому
же на Востоке, трудно прогнозировать. Однако ввод «умеренных исламистов» в игру
был обоснован, поскольку для США, проводивших «антитеррористическую войну»
против «радикального ислама» на два фронта (Ирак и Афганистан) не было более плохого
сценария, нежели образование «радикализированной» Турции. Подобная возможность
выявилась после выборов 1996г., когда в Турции к власти пришла партия
радикальных исламистов «Благополучие», лидер которой Неджмеддин Эрбакан
призывал «выйти из НАТО» и «оставить США». Как известно, усилиями кемалистов
эта партия была запрещена, а Эрбакан был подвергнут домашнему аресту. Пожалуй,
именно это послужило поводом к разработке альтернативного варианта, и уже в
2002г. ПСР одержала победу в выборах, а Реджеп Эрдоган стал премьер-министром.
Эрдоган был сторонником и сподвижником Эрбакана, однако, в соответствии со
своей «умеренной» миссией, был намного сдержаннее в своей политике и
заявлениях.
Заметим, что «исламский путь» созвучен с нынешними
настроениями электората Турции и способствует укреплению турецкой идентичности
в обществе. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты соцопроса,
проведенного в 2007г.
«Исламский путь» дает Турции возможность активнее
участвовать в «исламских» процессах и даже претендовать на статус лидера
исламского мира. Достаточно «уплотнилось» и стало атакующим также
идеологическое поле этой страны, в котором сегодня преобладают тенденции
неоосманизма, неопантюркизма и евразийства (в турецкой интерпретации), и в этом
месиве наличествуют ностальгия по империи и выражения экспансионизма. Подобная
агрессивная идеология и националистические тенденции (будь то в исламской или
светской редакции) адекватно отражены в партийно-политической структуре этой
страны. В Великом Национальном собрании (ВНС) Турции ПСР имеет 338 мандатов,
НРП и партия «Националистическое движение» (часть военизированной организации
«Серые волки»), выступающие в вопросе армяно-турецких отношений с наиболее радикальных
позиций, имеют соответственно 97 и 69 мандатов. Остальные 29 мандатов ВНС
разделены между тремя малочисленными партиями.
Подобный идеологический «ресурс» вынуждает Анкару проводить
активную внешнюю политику, из которой всем известны «Кавказская платформа» и
гораздо менее обсуждаемая инициатива по созданию в Евразии союза стран
наподобие Евросоюза, которые непосредственно относятся к Армении. В то же
время, доминирование в Турции подобного идеологического поля и притязания этой
страны беспокоят ее конкурентов и партнеров.
«Многоплановые маневры». США, способствуя процессу замены
«радикалов» «умеренными исламистами», продолжают оставаться военно-политическим
партнером Турции, и в этом плане достаточно отметить американскую авиабазу
Инджирлик, являющуюся ключевым фактором обеспечения логистики американских ВС в
регионе и на которой размещена значительная часть ядерного оружия, находящегося
за пределами территории США (разные источники отмечают от 60 до 90 единиц4).
В то же время США обеспокоены нынешними развитиями, и это
относится не только к известному «курдскому вопросу» и улучшению
взаимоотношений Сирия-Турция. Как следует из доклада «Тревожное партнерство»5
RAND, посвященного Турции, американцев особенно беспокоят укрепляющиеся
отношения Иран-Турция и возможные «ядерные» притязания Турции. Турция без ядерного
оружия (когда им уже владеют Пакистан и, по всей видимости, Иран) не может
претендовать на роль регионального и исламского лидера. Заметим, что о ядерных
поползновениях косвенно свидетельствует также резкий рост соответствующих
научных публикаций в Турции (а также в Иране). Нельзя также исключать тот
вариант, что в некоторых политических ситуациях Иран может предоставить Турции
ядерные технологии. Безусловно, такая перспектива весьма тревожна, и не только
для США и Израиля. Согласно экспертам RAND, американцы придают важность
иранскому фактору, в том числе в отношениях Ереван-Анкара: они считают, что
урегулирование отношений позволит «отдалить» РА от исламской республики.
Примечательно, что аналогичные соображения существуют также
в связи с сотрудничеством РА-РФ: принято считать, что налаживание дипломатических
отношений с Турцией (и в этом контексте урегулирование Карабахской проблемы)
снизит актуальность стратегического союза Армении и России, что повысит влияние
США и Турции в регионе. Пожалуй, именно это обстоятельство, а также (возможно,
в первую очередь) четкое наличие «турецкого следа» в сепаратистских движениях
Северного Кавказа диктуют России, несмотря на общие интересы с Турцией в
энергетической и экономической сфере, более сдержанную позицию в
армяно-турецких отношениях. Однако, в свою очередь, развитие отношений с
турками Москва может рассматривать как возможность «отдаления» Турции от США.
Вполне созвучно с происходящими в глобальной плоскости
политическими маневрами действует также РА. Налаживание дипломатических
отношений с Турцией позволит Еревану не только быть адекватным региональным и
глобальным «Миролюбовым» партнерам и решать связанные с открытием границ
экономико-коммуникационные вопросы. По нашему мнению, в этом вопросе важно отметить,
что РА стремится формировать отношения с Турцией без предусловий. Известно, что
Турция открыто содействовала Азербайджану в Карабахском конфликте, и это
позволяет de-facto считать эту страну участником этого конфликта. В этом
контексте возможное налаживание дипломатических отношений с Турцией можно
рассматривать как важный прецедент, на основании которого можно найти достойные
решения также в вопросе урегулирования проблемы НКР.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.