Главная » 2010»Май»5 » Ереван не может согласиться с включением Анкары в состав МГ ОБСЕ
Ереван не может согласиться с включением Анкары в состав МГ ОБСЕ
11:56
Analitika.at.ua. Москва не против предложения Ирана
провести встречу министров иностранных дел Азербайджана, Армении и Ирана по
нагорно-карабахскому урегулированию, заявил официальный представитель МИД РФ
Андрей Нестеренко на брифинге в Москве, сообщает NEWS.am со ссылкой на РИА
Новости. "В отношении такой встречи мы не имеем ничего против. Если такая встреча
состоится, очевидно, нужно дождаться ее результатов и тогда говорить о
возможности иранского посредничества в нагорно-карабахском
урегулировании", — сказал Нестеренко.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ПРОСНУВШЕЕСЯ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ
ЖЕЛАНИЕ ИРАНА вовлечься в процесс карабахского урегулирования выглядит вполне
естественным. На фоне участившихся заявлений Анкары относительно необходимости
установления мира в регионе, ее растущих претензий на роль ключевого игрока в
этих процессах Тегерану в свою очередь тоже необходимо подчеркнуть свое
региональное значение. Тем более что это значение было сведено практически к
нулю два года назад той же Турцией. В пресловутой турецкой платформе по
безопасности в регионе, с которой Эрдоган побежал в Москву в разгар грузино-югоосетинской
войны, Ирану места не нашлось. Его открыто проигнорировала Анкара, посчитав,
что обеспечение региональной безопасности зависит от Москвы, Анкары, Баку,
Тбилиси, Еревана. И только Тегерану в схеме Эрдогана места не нашлось, что
вовсе выглядело абсурдным и демонстрировало искусственность турецкой
инициативы. Как можно вообще говорить о достижении мира и стабильности в этом
регионе без участия в данном процессе такого игрока, как Иран?
Теперь, похоже, Ирану уже не хочется оставаться в тени. Он
сам проявляет интерес к одному из главных региональных процессов – карабахскому
урегулированию. Без всяких платформ и приглашений из Анкары Тегеран пытается
вступить в игру. Такой подход Ирана, пожалуй, может исходить из интересов и
Еревана, и Москвы, ибо способен в какой-то степени минимизировать турецкие
аппетиты на роль ведущего регионального игрока. Ни Москва, ни тем более Ереван
в усилении региональной роли Турции не заинтересованы. Посему вовлечение Ирана
в региональные процессы в принципе не должно вызывать особых возражений.
Тем не менее конкретно для вопроса карабахского
урегулирования здесь очевиден весьма тревожный сигнал. По сути, согласно
заявлению Нестеренко, Москва допускает возможность посредничества Ирана в
урегулировании. Именно так можно истолковать заявление Нестеренко о том, что
"нужно дождаться результатов, а потом уже говорить о возможности иранского
посредничества". Это фактически означает, что Россия, будучи одним из
сопредседателей МГ ОБСЕ, не исключает вероятности параллельных МГ переговорных
форматов. И в этом плане речь может идти не только об иранской инициативе. Как
известно, свое посредничество в переговорном процессе предложил и Казахстан как
действующий председатель ОБСЕ.
БОЛЕЕ ТОГО, НА ДНЯХ В СТРАСБУРГЕ, В РАМКАХ ВЕСЕННЕЙ СЕССИИ
Парламентской Ассамблеи Совета Европы, состоялась встреча глав армянской и
азербайджанской делегаций с участием председателя этой организации Мевлюта
Чавушоглу, на которой тоже обсуждался вопрос карабахского урегулирования.
Причем стороны договорились о проведении второй встречи уже в июне с участием
оппозиционных представителей с обеих сторон. Таким образом, складывается
впечатление, что формируется еще один переговорный формат уже в рамках ПАСЕ.
Кто еще предложит свои посреднические услуги в вопросе карабахского
урегулирования, сказать сложно. Но ясно, что чем больше таких инициатив, тем
больше вероятность медленного, так сказать, ползучего выхода проблемы
карабахского урегулирования за рамки Минского процесса. А это исходит из
интересов Баку и Анкары. Во-первых, Азербайджан давно уже упрекает МГ в
безрезультатности многолетней деятельности. Во-вторых, Турция отлично осознает,
что, несмотря на активные попытки, ей тем не менее никак не удастся занять
место среди сопредседателей МГ ОБСЕ. Кстати, тот же Андрей Нестеренко заявил,
что включение Турции в состав стран-сопредседателей МГ ОБСЕ возможно только при
согласии всех сторон переговоров. По мнению Нестеренко, с учетом того, что
процесс ратификации протоколов о нормализации армяно-турецких отношений приостановлен,
от Еревана вряд ли стоит ожидать такого согласия.
На самом деле Ереван не может согласиться с включением
Анкары в состав сопредседателей вне зависимости от нормализации армяно-турецких
отношений. И это прекрасно понимают и в Турции, и в Азербайджане. Поэтому
перспектива турецкого участия в переговорах рассматривается в иных форматах.
Какие-то форматы диктуются самой Анкарой (речь идет об инициативе председателя
ПАСЕ). Другие возникают без участия Анкары (иранская инициатива), к которой
турки тем не менее явно попытаются примазаться под лозунгом заботы о
региональной безопасности.
И тут многое зависит от позиции как Еревана, так и стран –
сопредседателей МГ ОБСЕ. Она (позиция), пожалуй, не должна резко отличаться от
существующей до сих пор: для карабахского урегулирования формат МГ ОБСЕ -
единственный и наиболее эффективный.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.