Analitika.at.ua. Журнал "Россия в глобальной политике"
опубликовал статью "Южный Кавказ в поисках общей идентичности"
спецпредставителя Евросоюза по Южному Кавказу в 2006–2011гг. Питера Семнеби, в
которой дипломат представил собственное, как он сам неоднократно дает понять,
видение путей и принципов урегулирования региональных конфликтов с перспективой
превращения региона в зону процветания и жизнеспособный коммуникационный
перекресток.
В своем материале автор настаивает на необходимости усиления
роли европейских структур в процессе урегулирования региональных конфликтов, и,
кстати, не только одних конфликтов ("я выступил инициатором и принял
участие в разработке программы Европейского Союза по связям со средствами
массовой информации и общественным мнением в Армении и Азербайджане", или
"ЕС постепенно осознал тот факт, что у него есть собственные интересы на
Южном Кавказе").
Касательно карабахского конфликта Семнеби считает, что
"Евросоюз мог бы также помимо мягких мер по укреплению доверия внести
практический и политический вклад в работу Минской группы", и вместе с тем
выражает недоумение по поводу того, что за соблюдением режима ненадежного
соглашения о приостановлении огня на Карабахском фронте следят лишь несколько
наблюдателей от ОБСЕ.
Он пишет: "Продолжает углубляться кризис вокруг
Нагорного Карабаха, и ситуация до сих пор кажется тупиковой и неразрешимой.
Внутренняя логика и динамика конфликта чреваты серьезными рисками. Существует
реальная опасность резкой эскалации. Стороны конфликта ввязались в неослабевающую
и дестабилизирующую гонку вооружений. Существует только саморегулирующееся и
ненадежное соглашение о прекращении огня без размежевания воюющих сторон, за
его соблюдением следят лишь несколько наблюдателей от ОБСЕ".
В этой связи напомним, что Армения является единственной
страной – членом Совета Европы, которая вот уже почти двадцатый год
заблокирована двумя другими членами той же организации, Турцией и
Азербайджаном, причем сама блокада поддерживалась еще в период, когда все
военное преимущество находилось на стороне Баку. Напрашивается вопрос: а что
конкретно было предпринято европейскими структурами за прошедшие двадцать лет,
чтобы хоть каким-то образом смягчить блокадный режим Армении или, если
корректнее, не позволить двум своим участникам попирать базовые принципы СЕ?
Ровным счетом ничего!
Таким образом, каждый раз, когда европейцы говорят о своей
заинтересованности привнести мир и спокойствие в регион, вспоминаются слова
легендарного Нансена: "Правительствам Европы надоел вечный Армянский
вопрос. Понятное дело: в этом вопросе они постоянно оказывались не на высоте.
Сами эти слова приводят на память их дремлющей совести обещания, для выполнения
которых они ничего не предпринимали. Ведь дело шло всего лишь о маленьком,
измученном, но талантливом народе, который не имеет ни нефтяных источников, ни
золотых приисков. Горе армянскому народу, оказавшемуся втянутым в европейскую
политику!"
Едва ли стоит упрекать Семнеби только за то, что он является
всего лишь очередным носителем традиционного для европейских политических элит
отношения к Армянскому вопросу. Как дипломат, он взращен и воспитан в атмосфере
определенных стереотипов, и его заблуждения вполне могут носить искренний
характер. По крайней мере он (и не только!) может искренне полагать, что при определенном
стечении обстоятельств и раскладе сил для армян, выстрадавших ценой крови право
жить на родной земле, вопрос статуса Нагорного Карабаха может стать
второстепенным.
Семнеби пишет: "Это случится лишь после того, как будут
удовлетворены главные потребности сторон: физическая безопасность, безопасность
людей и право перемещенных лиц на возвращение. Статус – вторичный вопрос.
Стороны конфликта иначе взглянут на вопросы статуса после того, как будут
удовлетворены их первичные нужды".
Таким образом, дипломат призывает армянское население
расстаться с мыслью о возможности международного признания Нагорного Карабаха в
обозримой перспективе и сосредоточить все свое внимание на усилиях по
налаживанию связей с соседними странами. В качестве панацеи "прозрения
сторон" дипломат предлагает "дальнейшую демократизацию обществ".
Он пишет: "Второй важный приоритет… заключается в том, что Евросоюзу
следует и дальше поддерживать государственное строительство и демократизацию в
странах Южного Кавказа. Однако демократический процесс в регионе пока
буксует".
Это очень пугающее предложение, так как с некоторых пор
ничего более жестокого, кровавого и бесчеловечного, чем "демократизация на
местах", современный мир не знает: фундаментализм исламистских структур
меркнет перед радикализмом апологетов демократии и натовских ястребов.
Демократизация на местах – это война, которая сопровождается не только
многочисленными жертвами мирного населения, не только разрушением экономической
инфраструктуры стран и их общественно-политического устройства, но также лишает
данное "демократизируемое" государство важнейших составляющих
суверенитета.
Западное военно-политическое сообщество должно нести
моральную ответственность, причем как за извращение сути и характера демократии
(экспортируемая демократия - не более чем предлог для установления своего
присутствия в том или ином регионе мира), так и за способы привнесения
извращенной демократии на места. Представители этого сообщества должны крайне
осторожно озвучивать мысли о том, что демократический процесс в той или иной
стране буксует.
Кроме того, война "за торжество демократии"
способна завуалировать истинный характер положения дел в странах с тоталитарным
режимом правления и даже посредством цинизма и жестокости проводимых военных
операций обосновать в массовом сознании право тоталитарных и уже
нежизнеспособных режимов на существование. Иными словами, она способна сместить
акценты и не дать отделить зерна реального кризиса от плевел последующих
толкований (мне, например, представляется более правдоподобным, что изначальной
и главной причиной "арабской весны", как и последующих
"арабского лета", "арабской осени" и т.д., стал на фоне
глобального кризиса кризис власти в этих странах, а вовсе не западный сценарий,
который с большей очевидностью имел место в докризисный период в Грузии или
Украине).
В конце материала Семнеби озвучивает и вовсе парадоксальную
мысль. Он пишет: "Помимо этого, жителям региона необходима единая
идентичность, чтобы лучше ладить друг с другом. Сегодня у них слишком мало
общего. ЕС может добавить новое измерение принадлежности к большой европейской
семье, чтобы помочь странам Южного Кавказа выйти за рамки узконационального
самоопределения, которое вышло на первый план после обретения политической
независимости, а затем было закреплено войнами 1990-х годов… Если это станет
реальностью, то прогноз на следующее десятилетие будет благоприятным".
Эта мысль не выдерживает критики и опровергается самой
историей. Не будем, конечно, вдаваться в прошлое, напомним лишь, что ничего
более эффективного и даже эффектного (в аспекте ощущения людьми своей
принадлежности к единому народу и единой культуре, собственно, это и есть
единая идентичность), нежели семидесятилетний отрезок существования СССР,
мировая практика не знает. И если мощнейший СССР оказался (как выяснилось) не в
состоянии обеспечить окончательного торжества советского народа именно как
образца "единой идентичности", то едва ли это удастся разлагающемуся
ныне европейскому сообществу.
Говорить о том, что отстаиваемые в материале взгляды
являются исключительно личной позицией Семнеби, не совсем правильно. И дело
даже не в том, что сам дипломат является выразителем тех подходов и настроений,
которые доминируют в собирательном сознании определенного слоя европейской
политической элиты. Важнее то, что он, не будучи личностью легендарной (каким
был, например, Фритьоф Нансен), обречен – кстати, независимо от своего желания
– быть носителем общеевропейских предубеждений в отношении Закавказского
региона. Таким образом, важность его статьи обуславливается именно тем, что она
отражает подходы европейских структур в отношении нашего региона и
перспективных путей его развития. Собственно, потому мы и уделили ей такое
внимание. Арис КАЗИНЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.