Главная » 2011»Октябрь»25 » Европа нуждается в понимании конфликтов на Кавказе: комментарий резолюция ПАСЕ из Сухума
Европа нуждается в понимании конфликтов на Кавказе: комментарий резолюция ПАСЕ из Сухума
14:31
Analitika.at.ua. Газета "Чегемская правда" опубликовала
комментарий эксперта центра гуманитарных программ Абхазии Ираклия Хинтба к
резолюции 1832 "Национальный суверенитет и государственность в современном
международном праве - необходимость уточнения", принятую парламентской
ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) 4 октября 2011 года. Приводим текст Ираклия
Хинтба полностью:
"Принятая ПАСЕ 4 октября Резолюция производит
неоднозначное впечатление. С одной стороны, по своему стилю и способу
аргументации она напоминает конспект университетской лекции по международному
праву и практике. С другой стороны, несложно заметить, что за ширмой
"научной объективности" явственно проглядывают элементы политической
пропаганды.
Резолюция, которая носит рекомендательный характер,
начинается с признания того, что "критерии государственности и законной
сецессии являются недостаточно четкими", и что "критерии
государственности остаются спорной проблемой в современном международном праве".
Читатель ожидает, что далее в документе будут предложены такие критерии и
соответствующие разъяснения. Но, к сожалению, то, что следует далее,
представляет собой лишь догматический аргумент неприятия отделения как формы
национального самоопределения.
Таким образом, возникает вопрос: зачем авторы резолюции
призывают к выработке четких критериев и разъяснению проблемы, если их цель
состоит лишь в повторении старого, но все еще неоднозначного и сомнительного
аргумента?
В заключительной части резолюции ПАСЕ содержится призыв ко
всем государствам-членам "воздержаться от признания или любой поддержки
де-факто властей-территорий, образовавшихся путем незаконного отделения". Однако
если нет правовой определенности по вопросу законности сецессий, то как можно,
например, характеризовать отделение Абхазии в качестве незаконного?
Почему резолюция выступает за "непризнание" в
отсутствие четких критериев государственности? В Резолюции говорится, что
"критерии государственности, включая те, которые относятся к образованию
новых государств в результате законной сецессии, так же как способы защиты
национального суверенитета и территориальной целостности государства должны
быть тщательно исследованы в рамках последующей конференции Международной
Комиссии по вмешательству и государственному суверенитету". Но все это еще
не сделано. Если признается существование определенной "правовой
бреши", почему бы тогда не воздержаться от политически пропагандистских
заявлений о незаконности сецессий и движений за самоопределение в регионе?
Второй вопрос касается механизмов или разрешения конфликтов
и других споров, проистекающих от устремлений различных идентичностных групп в
Европе. Почему авторы Резолюции преднамеренно смешивают социальные и
политические конфликты с этнополитическими (этнотерриториальными) конфликтами?
В Резолюции имеется ссылка на более ранний документ
(Резолюция 1334 (2003), который должен был разъяснить и узаконить единственный
способ разрешения "конфликтов - идентичностей" - автономизацию и
децентрализацию. Однако здесь мы снова сталкиваемся с указанной подменой
понятий. Подразумеваемые ими конфликты являются политическими, преимущественно
ненасильственными, вызванными несправедливым распределением власти и
экономических ресурсов. Группы, которые борются за улучшение структурных
условий, необходимо отличать от групп, которые прошли через ожесточенные войны
и требуют независимости. Децентрализация подходит для исправления структурной
несправедливости и усиления властных полномочий групп. Однако в качестве
инструмента разрешения жестких этнополитических конфликтов она вряд ли
применима.
Подобное нежелание признавать различную природу конфликтов в
регионе способствует низкой эффективности европейского вовлечения в разрешение
и трансформацию конфликтов на Южном Кавказе. Характерный пример: авторы
Резолюции предпочли забыть о том, что причиной конфликта между Грузией и
Абхазией служит совсем не то, что они называют "российской
интервенцией" в 2008 году. Настоящие причины - это советский
квази-федерализм, который на деле поощрял этнонационализм, и агрессия
нелегитимного грузинского правительства против его собственных граждан и их
государства в 1992 году (в соответствии с советской Конституцией, автономные
(такие как Абхазия) обладали статусом государства).
Единственное, что внушает надежду, - это заключительный
пункт Резолюции о необходимости "проанализировать происхождение и
тенденции развития движений за самоопределение". Европа действительно
нуждается в более лучшем понимании конфликтов на Южном Кавказе. Возможно, этот
процесс приведет к установлению истины, что поможет Европе более эффективно
работать с конфликтами".
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.