Analitika.at.ua. Евросоюз готовится нанести новый сокрушительный удар по
кризису. Для этого он привел в действие особый механизм – крупный фонд, во
многом независимый от стран-учредителей. Впрочем, реальный эффект может быть не
столь уж велик: он едва ли поможет европейской экономике преодолеть рецессию, в
условиях которой борьба с долговым кризисом почти безнадежна.
На недавнем заседании Совета министров финансов 17 стран
еврозоны в Люксембурге было принято окончательное решение о введении в действие
нового стабфонда – Европейского стабилизационного механизма (ЕСМ), который
"унаследует" активы и руководство у ныне действующего временного
Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС).
Точнее, активами ЕФФС были гарантии стран-членов еврозоны и
МВФ, под которые этот фонд привлекал деньги с рынка под небольшой процент,
чтобы затем предоставить их нуждающимся странам. Главное отличие ЕСМ от ЕФФС
состоит в том (кроме эпитета "постоянный"), что учредившие его страны
"скинулись" не только гарантиями, но и живыми деньгами. Таким образом,
новый фонд будет располагать своим, пусть и небольшим, капиталом – €80
миллиардов. Это должно сделать его собственный кредитный рейтинг менее
зависимым от рейтингов стран-учредителей. Кроме того, ЕСМ наделен правом (при
помощи Европейского центрального банка) скупать долговые обязательства
проблемных стран еврозоны, а также самостоятельно предоставлять помощь банкам
стран-членов, минуя национальные правительства.
В целом же, оба фонда имеют одно предназначение – оказывать
финансовую поддержку государствам еврозоны, испытывающим трудности с
обслуживанием своего долга. В случае, если им становится не по карману
размещать свои облигации на рынке, они могут рассчитывать на получение
льготного кредита от ЕСМ. Конечно, в этом случае они окажутся под наблюдением
финансовых властей ЕС и будут вынуждены согласовывать с ними свою антикризисную
программу.
Премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер – он же и
председатель Еврогруппы – назвал создание ЕСМ "исторической вехой".
По его словам, "теперь у еврозоны есть постоянный, эффективный механизм
защиты, который является неотъемлемой частью нашей общей стратегии обеспечения
финансовой стабильности валютного союза". Впрочем, при ближайшем
рассмотрении эта "веха" оказывается довольно скромной и даже
неоднозначной.
Как сообщил глава обоих фондов Клаус Реглинг,
"кредитная мощность" ЕСМ составит €200 млрд, однако в течение
ближайших полутора лет будет увеличена до €500 миллиардов. Звучит не очень
убедительно, если учесть, что на помощь одной только Греции уже потрачено более
€350 млрд, и не известно, сколько еще понадобится. На очереди Португалия:
еврогруппа одобрила выделение ей очередного транша. Под этой же финансовой
"капельницей" находится Ирландия. Кроме того, вскоре помощь может
понадобиться Испании и Италии – куда более крупным странам. Мадриду, например,
уже в конце октября предстоит выплатить по гособлигациям порядка €20 млрд,
которых у него просто нет. Поэтому в ЕС поговаривают о насущной необходимости
увеличить капитал ЕСМ хотя бы до €2 триллионов. Но крупнейший кредитор фонда – Германия
– выступает категорически против таких идей. Впрочем, Берлин, скорее всего,
уступит натиску.
Как бы то ни было, известие о запуске спасательного
механизма ЕС не воодушевило ни рынки, ни общественность. Как раз в этот день
курс евро относительно доллара упал до отметки $1,3, а европейские фондовые
индексы снизились. Причиной тому стал, конечно, не ЕСМ, а ухудшенный прогноз
Всемирного банка по экономике Азиатско-тихоокеанского региона. Но беда в том,
что новости из Люксембурга не смогли перевесить этот негатив.
Что, в общем, не удивительно. К сожалению, весь опыт
спасения Греции от дефолта с помощью льготных европейских кредитов
свидетельствует, скорее, об их неэффективности. Что происходит сейчас в Греции?
Пояса затягиваются все туже, общественное недовольство растет, деловая
активность затухает, рецессия углубляется. О повышении конкурентоспособности
экономики в таких условиях и речи быть не может. Одним словом, происходящее
мало похоже на спасение. Причем кредиторы по-прежнему недовольны усердием Афин
в области экономии бюджетных средств: в Люксембурге министры так и не приняли
решение о выделении Греции очередного транша. Тем временем греческое
правительство уже предупредило, что, если оговоренная сумма (€31,5 млрд) не
будет предоставлена до конца ноября, суверенный дефолт станет неизбежен.
Деятельность нового фонда, по сути, лишь углубит долговую
яму, в которой находятся проблемные страны еврозоны: да, какое-то время он
будет снабжать их относительно дешевыми кредитами, но не факт, что это поможет им
выкарабкаться. Ведь сопутствующие кредитам требования жесткой экономии лишают
такие страны возможности стимулировать экономический рост и модернизацию
экономики. Поэтому, по крайней мере, для стран Южной Европы, это будет означать
продление агонии их пребывания в еврозоне. При этом привлечение ЕСМ больших
объемов средств будет обескровливать кредитный рынок, увеличивая стоимость
кредитов для частных заемщиков, то есть для бизнеса. Yтро.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.