Analitika.at.ua. У Европы опять назревают проблемы с газом. Если в прежние
годы их причиной были российско-украинские и российско-белорусские газовые
скандалы, то теперь беда пришла и юга: "жасминовая революция" в
Тунисе может дестабилизировать поставки газа из Алжира и Ливии. На этом фоне
руководство Евросоюза предпринимает отчаянные попытки добраться до каспийского
и среднеазиатского газа, реанимируя проект Nabucco.
Сам по себе Тунис представляет весьма небольшой интерес для
европейской энергетики: нефти там добывается мало, а газа нет вообще. Однако
через Тунис проходит одна из важнейших газовых артерий в регионе – TransMed
(Транссредиземноморский трубопровод), берущий начало на крупнейшем в Алжире
газовом месторождении Хасси Рмел и идущий затем по дну моря в Сицилию и далее в
Италию. Если революция в Тунисе приведет к длительной дестабилизации в стране,
газопроводу может угрожать серьезная опасность (есть печальный пример Ирака).
На карте Африки Тунис выглядит как клин, вбитый между двумя авторитарными
державами – Алжиром и Ливией. Обе они добывают и экспортируют в Европу газ, а
население там живет не лучше, чем в Тунисе. И если революционные идеи
перекинутся на эти страны, поставки в ЕС голубого топлива с южного направления
станут вообще проблематичны.
Брюссель лихорадочно активизировался на юго-восточном
направлении газового фронта. В первой половине января председатель Еврокомиссии
Жозе Мануэль Баррозу посетил Азербайджан и Туркмению с целью вдохнуть жизнь (то
есть, газ) в проект Nabucco, по которому ЕС рассчитывает в будущем получать
ежегодно более 30 млрд кубометров каспийского и центральноазиатского газа. Баку
обязался поставлять значительные объемы газа на долгосрочной основе в ЕС,
который, в свою очередь, должен обеспечить доступ этого газа на свой рынок. О
каких объемах идет речь, по-прежнему непонятно, поскольку потенциал главного
месторождения "Шах-Дениз" – основной надежды сторонников Nabucco –
оценивается экспертами неоднозначно. Азербайджанское руководство, понятно дело,
настроено оптимистично и надеется в этом году увеличить объемы добычи с 27 до
30 млрд кубометров; к 2015 г. – когда начнется разработка второй фазы
"Шах-Дениза" – до 45 млрд, а к 2018 г. – вообще до 80 млрд кубов.
Насколько реальны эти планы, сказать трудно, но нынешние объемы добываемого
газа практически полностью законтрактованы (в том числе Россией).
С Туркменией ситуация еще более неопределенная. Она верна
своему принципу: продавать газ на границе и, соответственно, не ввязываться ни
в какие инфраструктурные проекты за рубежом. Баррозу учел эти нюансы, и слова
его были как бальзам на душу туркменского руководства: "Европа готова
приобретать туркменский газ на границе и предлагать свои возможности для
развития и разработки месторождений, готова помогать компаниям, которые смогут
этим заниматься". Однако проблема остается прежней, и называется она
Каспийское море. Туркменский газ должен как-то перебраться через него, чтобы
влиться в Nabucco и в итоге попасть в Европу. А поскольку соглашение о статусе
Каспия по-прежнему не выработано, прикаспийские государства не имеют права без
общего согласия прокладывать трубы по дну моря. Однако предложения европейцев
оказались весьма заманчивы для Ашхабада, и туркменский лидер Бердымухамедов
принялся агитировать Россию за участие в создании транскаспийского газового
моста. На состоявшейся после переговоров с Баррозу встрече с представителями
СМИ президент Туркмении призвал российские компании принять участие в прокладке
подводного газопровода на Каспии.
Но Россия едва ли захочет связываться с проектом, который
даст дополнительные шансы конкурентам. Она твердо намерена проложить по дну
Черного моря "Южный поток", который должен пройти практически
параллельно Nabucco и лишить его последней надежды на выживание. Как напомнил
недавно Владимир Путин, "основная проблема Nabucco – отсутствие
гарантированных объемов поставляемого сырья и источников заполнения этой
системы. Россия ничего не будет поставлять по этому газопроводу, иранские
месторождения еще не исследованы, а азербайджанские объемы сырья малы. Более
того, Азербайджан подписал контракт о поставках с Россией".
Таким образом, Россия в обозримом будущем останется
важнейшим поставщиком "голубого топлива" для ЕС, как бы это ни
раздражало еврочиновников. utro.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.