Analitika.at.ua. В европейских структурах сложились определенные оценки по
Грузии, и нынешний этап характеризуется интегрированной работой аналитических
учреждений и чиновничьего аппарата, что обусловило более содержательные и
конкретные оценки государств Восточной Европы, а также Средиземноморья и других
регионов. Данные институты и центры сосредоточены, в основном, в Брюсселе,
Лондоне и Париже. Они сейчас более тесно сотрудничают с посольствами различных
европейских государств в странах Южного Кавказа и местными экспертами. В целом,
отмечается стремление стран Европы и политиков Европейского Союза больше
прислушиваться к мнению экспертов.
Политическая и экономическая ситуация в Грузии является
серьезной проблемой для европейского сообщества, которое все более пытается
взять на себя ответственность за судьбу Южного Кавказа. Европейцы вынуждены
более внимательно следить за деятельностью правительства Грузии, в том числе
силовых ведомств и экономического блока правительства.
Европейское сообщество пытается проводить политику в
отношении Южного Кавказа, направленную на обеспечение контроля над регионом,
усиление своего влияния, при выдвижении претензий на конкурентную позицию в
части диалога с США и Россией. В отношении Грузии для европейцев представлялся более
предсказуемым и управляемым правящий режим Э.Шеварднадзе. Режим М.Саакашвили
рассматривается, как право-националистический, с элементами диктатуры.
Европейские политические структуры не располагают
«рецептами» в отношении нынешнего положения в Грузии, не получили достаточно
разработанных рекомендаций. Исследовательские и аналитические учреждения
продолжают отставать от происходящих событий, не способны верно оценить
ситуацию и спрогнозировать ее развитие. Все больший интерес представляют
анализы и предложения экспертов данного региона, которые часто выглядят более
профессионально подготовленными.
В Грузии сложился ряд хронических проблем, которые вряд ли
возможно решить при настоящем уровне государственного управления, экономическом
состоянии и ситуации, связанной с безопасностью. К основным проблемам
относятся: социально-экономическое положение; несостоятельные вооруженные силы
и состояние с безопасностью; этнические проблемы; внутриполитическая
стабильность; территориальная целостность.
При этом, территориальная целостность подчеркнуто относится
европейцами к числу неприоритетных задач, не требующих ускоренного решения.
Европейское сообщество не готово и не может сейчас сконцентрироваться на
решении проблем территориальной целостности Грузии. Это чревато вовлечением
Западного сообщества в целом в ситуацию длительного конфликта и необходимостью
использовать вооруженные силы. Ни сейчас, ни в ближайшем будущем европейцы не
станут участвовать в урегулировании грузинских проблем с использованием вооруженных
сил.
Создаваемые европейские вооруженные силы и намерения НАТО
связаны с совершенно иными стратегическими целями и призваны, прежде всего,
обеспечить европейскую безопасность, хотя и в различных регионах. Положение в
Грузии не представляет собой угрозу ни Европе, ни США, ни их союзникам и
партнерам. Ситуация в Абхазии и в Южной Осетии напряженная, но вполне
управляема. Для Запада гораздо большее значение имело урегулирование ситуации в
Аджарии, что связано с крупными объемами экспорта нефти и проектом «Восток –
Запад».
Западу придется согласиться с исключительной ролью России в
этих проблемах и признать ее ответственность за судьбу данных бывших грузинских
автономий. В Европе хорошо понимают положение Грузии и ее проблемы, в связи с
чем признается целесообразным предоставлении грузинскому руководству «права на
ошибки и попытки их исправления». Но, конечно, же, это отношение не может
продолжаться долго.
Грузия должна привести свою политику в соответствие с
европейскими принципами. Европейские структуры хорошо информированы о
процессах, происходящих в Грузии, имеются хорошие представления об угрозах,
которые испытывает эта страна. Европа играет важнейшую роль в обеспечении
безопасности Грузии, в сдерживании политики России, но европейцы вправе
требовать от Грузии более умеренной политики. На вопрос о правах России на
протекторат Абхазии и Южной Осетии, европейские администраторы отвечают:
«Возможно, это стало бы наиболее критическим путем к разрешению проблемы и
удовлетворило бы абхазов и осетин, но привело бы к дискриминации Грузии, к ее
дальнейшему упадку как государства. Лучшим решением было бы то, которое скорее
приводит к безопасности, но не при принуждении какой-либо стороны».
Представляет интерес то, что данные администраторы не
упоминают принципа сохранения территориальной целостности и международного
права, отдавая предпочтение требованиям безопасности. При этом, ощущается
противоречие в том, что, характеризуя политику России как «несдержанную», они
допускают протекторат России над Абхазией и Южной Осетией (конечно, не
формализируя понятие «протекторат»). Представляет, также, интерес отмеченное
значение Аджарии (Батумского района) для Западного сообщества, как
геополитической точки, связанной с экспортом нефти.
Европейские администраторы сообщали в специальных рапортах,
что Европейскому Совету, Европарламенту и Европейской комиссии хорошо известны
проблемы грузинской провинции Самцхе-Джавахетия с преимущественно армянским
населением. Европейские структуры располагают подробными материалами, характеризующими
ситуацию в данной провинции. Вскоре Грузии предстоит отчитываться в Европейских
структурах по данной и другим проблемам. Отмечается, что 90% усилий армянского
лобби в Европе посвящены проблемам армян в Грузии. Грузия должна выполнить
обязательства по решению проблемы турок-месхетинцев, но европейцы готовы
согласиться с рядом упущений, предлагаемых грузинским руководством.
В целом можно отметить, что Грузия представляет большую
проблему для Европейского сообщества, и европейцы, пока, ограничиваются сдерживанием
всех возможных конфликтных сторон, включая Россию и Армению. Европейские
эксперты и политики хорошо понимают, что Грузия не может развиваться как
независимое, демократическое государство, претендуя на утраченные бывшие
автономии, но нет разработанных рекомендаций по этой проблеме. Европейские
эксперты склоны ожидать возрастания тех или иных политических проблем,
связанных с Грузией. Игорь Мурадян, lragir.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.