Пятница, 29.03.2024, 14:59
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Июль » 2 » Европейцы о политике Турции на Балканах
Европейцы о политике Турции на Балканах
12:44

Analitika.at.ua. Турции так и не удалось занять решающие или даже важные позиции на постсоветском пространстве, и сейчас Турция пытается провести «второй» масштабный эксперимент по утверждению в России и в Евразии как одного из ключевых игроков. Но уже имеются признаки того, что этот «второй прорыв» также обречен на провал, так как на этот раз намерения выглядят хотя более респектабельно, но более бесцеремонно.

 

Турция декларировала доктрину неоосманизма и не пытается скрыть истинные цели господства в Евразии, с чем не могут считаться все государства Евразии, которые большей частью противостоят эти намерениям. Пока Турция будет оставаться сильным военным и экономическим государством, она будет предпринимать усилия для достижения господства в Евразии, для чего имеются многие предпосылки. Россия не может не видеть опасности и будет пытаться парировать эти «прорывы», и Запад, как бы не пытался произвести благоприятное впечатление, понимает важность и фундаментальное значение турецко-российского противостояния для мировой политики. Запад, избегая некорректных формулировок, все же, надеется, что схватка между Турцией и Россией будет происходить и в будущем, что отвлечет внимание Турции от ее намерений на Западе. Именно неудача, если не «провал» планов Турции в Центральной Азии привели Турцию к идеям экспансии в иных направлениях, в том числе, на Балканы, которые не являются «классическим» тюркоязычным регионом.

 

Балканы находятся в ожидании того, каким образом будет развертываться турецкая политика. Имеется озабоченность турецким влиянием в регионе со стороны Болгарии, Сербии, Греции, Македонии и Черногории. В данных странах в различной степени наблюдается дискуссия и попытки предпринять превентивные меры, направленные на предотвращение усиления турецкого влияния. Политические руководители и значительная часть предпринимательской элиты настроены спокойно и считают, что Турция могла бы осуществить многие важные экономические проекты и в целом способствовать развитию их стран. Эти настроения постепенно передаются и многочисленным мелким бизнесменам и наемным рабочим, которые готовы принять экономические предложения Турции. Но политические партии и отдельные организации, в особенности, радикального и правого толка, выражают опасения и пытаются обратиться за поддержкой к различным партиям, депутатским группам в Европе.

 

В Болгарии имеет место сотрудничество правых партий с США, которые стараются создать на Балканах политические ресурсы, противостоящие турецкой экспансии. Данные партии и организации в Болгарии и, в меньшей мере, в Сербии, в какой-то мере испытывают надежды на поддержку России, но вряд ли необходимые связи с Россией по этому поводу существуют. Румыния всегда имела хорошие отношения с Турцией и рассматривает ее активность в бассейне Черного моря как важный фактор противодействия России и Украине.

 

Оценки ряда авторов, не относящихся к ведущим экспертами, но занимающихся исследованиями проблем Центральной, Восточной Европы и Балкан и в определенной мере политикой Турции в этих регионах, носят весьма оригинальный характер и во многом не совпадают с точкой зрения мэтров французской политологии. По их мнению, на Балканах разворачивается новая политическая и геополитическая игра, и мировые «центры силы», США и ведущие европейские государства, уже определили место и роль различных стран региона в европейской политике и в общей геополитической конфигурации. При этом, Турция занимает известное место в планах Западного сообщества. Ей придается следующее значение: оказание поддержки в экономическом развитии стран Балканского региона, но не установление доминирующего места в экономике балканских стран; совместное с европейскими государствами сооружение энергетических коммуникаций, которые стали бы альтернативой российским энергокоммуникациям; установление рамок осуществления Турцией региональной политики на Балканах, что означает ограничение ее политического влияния, в особенности на страны и регионы с преимущественно мусульманским населением, исключение проведения Турцией «патронажной» региональной политики, и отсутствие консультаций с США, ЕвроСоюзом и НАТО.

 

По мнению экспертов, определенным политическим кругам в Западной Европе представляется «полезным» осуществление Турцией военных провокаций в Эгейском море, а также в отношении Кипра, так как это усиливает их аргументы в части отказа ей в приеме в Европейский Союз. Можно предположить, что возможные провокации Турции в Боснии или в Косово, также будут «зачтены» в багаже аргументов противников приема Турции в ЕвроСоюз. В настоящее время на Балканах возникает новый «турецкий политический фактор», который, видимо, будет разыгран не только в отношениях между странами региона, но и между Европой и США. В каком–то смысле, Турция призвана заменить на Балканах Россию, которая воспринималась как удобный участник региональной игры, в которой она представлялась как наиболее деструктивная сторона.

 

Турция в последние годы заявила очень многое в сфере экономики и политических намерений на Балканах, как и в других регионах. Турция не скрывает своих намерений стать доминирующей силой и диктовать свою волю Балканским странам, надеясь, что данное доминирование будет беспроблемным, когда Турция смогла бы беспрепятственно осуществлять свои не только экономические, но и политические планы. Однако до сих пор Турция не смогла осуществить масштабные планы и проекты в экономической сфере на Балканах.

 

Доля Турции во внешнеторговом обороте Болгарии составляет 10-11%, что немало, если иметь в виду нынешнее сложное экономическое положение Болгарии, но, все же, в целом Турция не смогла ни в одном из балканских государств достигнуть преобладания в одной из ключевых отраслей. Многочисленные социальные и предпринимательские группы населения Балканских стран с большими надеждами воспринимают намерения Турции расширить свое экономическое присутствие в регионе, но в политических кругах, а также в среде успешного крупного бизнеса растет недовольство турецкими планами экспансии.

 

В политической сфере успехи Турции еще более сомнительны, так как ее региональная политика приводит к усилению одностороннего подхода, то есть, она пытается акцентироваться на защите интересов преимущественно мусульманских Албании, Косово и Боснии, а также турецких и других мусульманских этнических групп в Болгарии, Македонии, Греции и в других странах. США и Европейский Союз, в том числе Германия и Франция не проявляют большого интереса к турецким планам на Балканах. Сейчас более-менее США пытаются обозначить свои интересы по поводу турецких намерений в регионе. Эта заинтересованность США проявляется в очень ограниченной форме и распространяется пока только на две страны - Болгарию и Сербию. Видимо, Болгария и Македония станут теми странами, где турецкая политика может привести к первым кризисным ситуациям, и именно здесь может произойти вмешательство США и Европейского Союза в предстоящие события. Во всяком случае, в Болгарии и в Македонии наибольшим образом происходит активизация патриотических сил, противостоящих турецкой политике.

 

Видные румынские и болгарские политологи, интегрированные в европейские и британские экспертные и исследовательские круги, специалисты по проблемам Черного моря, Юго-Восточной Европы и Восточной Европы, и отчасти – Кавказу пытаются разработать новые взгляды на турецкую политику в бассейне Черного моря и Балкан. По мнению экспертов, Турция добилась больших успехов в бассейне Черного моря, обладает самыми мощными военно-морскими силами на Черном море, включая боевую авиацию, способна провести самые крупномасштабные операции в этом регионе и практически преодолела доминирование российского черноморского флота. Турция не скрывает своих планов в Черноморском стратегическом направлении, включая Восточные Балканы, Крым, Украину, Бессарабию и Кавказ. Россия пытается урегулировать и сбалансировать отношения с Турцией, не допустить ухудшения отношений с ней, напротив – Россия пытается максимально привлечь Турцию в орбиту своих планов, заинтересовать ее энергетическими и другими экономическими проектами.

 

Россия опасается Турции, и в Европе и НАТО это очень хорошо поняли. Вместе с тем, в планы Турции также не входит развертывание конфронтации с Россией, отношения с которой она пытается использовать в отношениях с США и Западным сообществом. В настоящее время Турция и Россия, в какой-то мере, договорились о сбалансированности интересов в Черном море, но это не означает, что имеются некие официальные договоренности.

 

США приняли решение пока ограничить свои планы усиление присутствия в Черном море, которые они принялись осуществлять осенью 2008 года, используя соглашения с Румынией и Болгарией. США столкнулись с серьезными проблемами и не в состоянии сейчас осуществить эти планы, без которых они не могут продолжать укрепление своих позиций в Евразии. Кроме того, США не хотели раздражать Россию, в условиях обсуждения и утверждении договоров по СНВ. Входить в дополнительную конфронтацию с Турцией американцы также не хотели бы. Но представители Пентагона продолжают заявлять, что планы США по усилению военно-политического присутствия в Черном море остаются, и они вернутся к ним в ближайшие годы.

 

В решении этого вопроса, большую роль будут играть отношения с Турцией. Если США удастся урегулировать отношений с ней, то, возможно, планы по Черному морю будут либо пересмотрены, либо скорректированы. Но, скорее всего, США не предусматривают скорого разрешения проблем с Турцией, и планы в части Черного моря остаются актуальными. Эксперты утверждают, что американцы дают понять, что их планы в Черном море, а также на Балканах и Кавказе будут выстраиваться независимо от турецкого фактора, либо Турция солидаризируется с США, либо без нее. В настоящее время, ни Франция, ни Германия не проявляют заинтересованности в усилении военного присутствия Запада в Черном море, но со временем они, возможно, будут с большим пониманием относиться к этим планам, если это не будет происходит в конфронтационном режиме в отношении России. По утверждению экспертов, в бассейне Черного моря происходит концентрация интересов, и в этом регионе формируется региональный конфликт в связи противодействием США, Турции и России, который будет иметь второе по значимости, после конфронтационной ситуации на Ближнем Востоке.

 

Эксперты, занимающиеся германской внешней политикой, считают, что в политике Германии происходит форсирование и активность в части Восточной и Юго-Восточной Европы, а также Турции, которая становится все большей проблемой для Германии и Европы. Перед Германией стоят важные задачи удержания Турции в сфере германских интересов как важного партнера в экономических и политических отношениях. Германия на протяжении последних лет говорила с Турцией и на «турецкую тему» достаточно сдержанно, что привело к неадекватному пониманию Турции дозволенности во многих направлениях и действиях. Поэтому, наряду с политикой «удержания», Германия пытается проводить более жесткую политику и дает понять Турции, что пора определиться в отношениях, с учетом перспективы. Это означает, что Германия хотела бы не только «сдерживать» Турцию от экспансии на Балканы и другие регионы, но и «удерживать», как обладателя обширного рынка сбыта продукции, как страны, которая давно, надежно была

связана с Германией.

 

В отличие от Великобритании, чьи промышленные интересы в Турции не столь уж значительны, и Франции, чья промышленность широко представлена в Турции, Германия обладает неоспоримыми преимуществами и является лидером во внешней торговле Турции. Огромный германский промышленный и банковский потенциал позволяет «удержать» Турцию в рамках определенных политических обязательств и отношений. Турция, напротив, считает, что именно эти факторы и обстоятельства позволяют ей оказывать влияние на Германию и Европу. Несомненно то, что экономические факторы очень важны, но вряд ли это позволит «удержать» Турцию от экономической и политической экспансии.

 

Европейская региональная политика происходит в пассивном режиме, так как, в отличие от США, ведущие европейские государства предпочитают ограничиться влиянием на определенные «блоки» стран и регионов, где располагают давними связями, опытом работы и присутствием. Франция занимается Средиземноморским бассейном, Германия – Центральной и Восточной Европой. Данные и другие континентальные европейские государства не в состоянии противостоять или развернуть альтернативную США региональную стратегию, а Великобритания, имеющая огромный опыт региональной политики, ослабла и теперь способна лишь на маневрирование в региональном аспекте. Британская политика провалена в отношении и Турции, и Ирана, не говоря об арабских государствах. Британия уступает Франции и Бельгии прежние позиции на Ближнем Востоке и в других регионах.

 

Важным регионом противодействия Британии и Германии стала Центральная и Восточная Европа. По оценке экспертов, стратегия или долгосрочная системная политика - не непременное условие реагирования Франции и Германии на региональную политику Турции. Данные страны демонстрируют явное нежелание активно реагировать на вызовы Турции, но, так или иначе, это должно произойти, и, видимо, данное реагирование начнется непосредственно на арене Европы, где турецкие интересы уже столкнулись с франко-германскими. По прогнозу экспертов, реагирование Франции и Германии на турецкие вызовы будет происходить при поддержке и солидарности государств Ближнего Востока и Балкан.

 

В целом, европейские эксперты определяют турецкую политику на Ближнем Востоке и в Евразии как лишенную должных политических и экономических ресурсов. Турция не располагает в этих регионах надежными союзниками и вынуждена, во многом, демонстрировать всего лишь лозунги и всевозможные тезисы, не имеющие ничего общего с реальными региональными альянсами, блоками и договоренностями. Институциональные и реальные достижения Турции в части осуществления доктрины неосманизма не значительны, и Турция по-прежнему остается достаточно изолированной страной, которая не пользуется доверием у соседей и различных заинтересованных государств. Сам по себе термин «неоосманизм» только раздражает окружающие государства и народы, не имея сколько-нибудь реального, конкретного идеологического содержания.

 

В настоящее время отношения России и Турции по поводу проблем регионов Кавказа и Центральной Азии оказались в разряде второстепенных, так как в этих регионах усилились США и Китай, а также Европейский Союз пытается, в какой-то степени усилить свое присутствие. Таким образом, сейчас и в перспективе отношения между Россией и Турцией в региональном аспекте будут осуществляться не в «чистом виде», а через призму влияния и интересов других «центров силы». Вместе с тем, данное положение не приведет к сближению Турции и России до уровня альянса, и США и европейские государства не обеспокоены в существенной мере возможностью данной перспективы. Турция и Россия - это два государства с перекрывающимися зонами интересов, и это имеет долгосрочное значение. Игорь Мурадян, lragir.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1031
Календарь новостей
«  Июль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru