Analitika.at.ua. "Евросоюз готов включиться в переговорный процесс по
карабахскому урегулированию", - сообщил в ходе состоявшихся 15 июня
слушаний в Комитете по внешним связям Европарламента глава Европейской службы
иностранных дел ЕС по вопросам России, Восточного партнерства и Западных Балкан
Мирослав Лайчак. Сопредседатель Минской группы от Франции Бернар Фасье там же
заявил, что если стороны карабахского конфликта в ближайшее время не примут
Основные принципы урегулирования, то посредники будут вынуждены предложить
новую концепцию урегулирования.
МЕЖДУ ЗАЯВЛЕНИЯМИ ФАСЬЕ И ЛАЙЧАКА ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ОЧЕВИДНАЯ
СВЯЗЬ, а с учетом возобновления с сентября с.г. деятельности спецпредставителя
ЕС на Южном Кавказе можно сделать вывод о том, что Евросоюз намерен не просто
активизироваться, но играть чуть ли не главенствующую роль в процессе
урегулирования. Во всяком случае слова Лайчака о том, что, дескать,
"карабахский конфликт - единственный, где ЕС не вовлечен напрямую",
прозвучали именно как амбиции на повышение собственного статуса и намек на то,
что мандат одного из трех сопредседателей в лице Франции Евросоюз уже не
удовлетворяет.
В этом контексте проведенные в Комитете по внешним связям ЕП
слушания заслуживают пристального внимания армянской стороны. Потому что
накануне на сайте этой структуры был размещен документ, неадекватный не только
реалиям и сути конфликта и переговорного процесса, но и таящий в себе очевидные
угрозы региональному миру и безопасности. Как иначе воспринять его начальную
фразу: "Нагорный Карабах – территория в признанных границах Азербайджана с
преимущественно армянским населением"?
Документ этот в целом вызывает странные ассоциации.
Евросоюз, позиционирующий себя как носитель европейских ценностей и передовых
идей демократии и евроинтеграции, выставляет себя в нем как прямой и последовательный
преемник печальных традиций большевизма. Организация, которая в конце 80-х -
начале 90-х прошлого века не раз принимала резолюции в защиту
национально-освободительного движения армянского народа, сегодня пыжится
повернуть время вспять, к внутренним границам СССР, о произвольности и
неправомерности которых написаны тома исследований. Более того, сообщая о том,
что "Армения в результате конфликта оказалась в дипломатической изоляции и
впала в зависимость от России", и упоминая о закрытой границе с Турцией,
Европарламент не удосужился хотя бы формально осудить блокаду Армении.
Мы понимаем, что страх отморозить себе следующей зимой
верхние и нижние конечности, не говоря уже о более нежных частях тела, напрочь
отбивает у европейских дядюшек способность мыслить высокими категориями. Столь
же понятно, что вальяжно рассуждать о правах человека и народов куда удобнее в
комфортных условиях беспрерывного поступления азербайджанских энергоносителей.
Однако даже с учетом безусловной капитуляции идеалов демократии перед
топливно-энергетическими интересами нельзя промолчать о следующем.
ПЕРВОЕ. ПРОВОЗГЛАСИВШИЙ "ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА" ОДНИМ
ИЗ ОСНОВНЫХ СВОИХ ПРИНЦИПОВ, Евросоюз руководствуется в данном вопросе
неправовыми категориями и пользуется неправовой терминологией. В частности, это
касается термина "признанные границы" (recognised borders), который
является не более чем примитивным пропагандистским трюком Азербайджана, при
попустительстве Армении ловко введенным в глоссарий карабахского процесса. Поскольку
наша газета не раз писала об этом, коротко напомним, что даже в документах о
принятии той или иной страны в ООН, на которую обычно ссылаются бакинские
идеологи для обоснования утверждений о "международно признанных
границах", ни о каких границах и речи нет – достаточно посмотреть
соответствующие документы 82-й сессии от 2 марта 1992 года. Неужели
евродепутатам не известно, что, принимая в свой состав, ООН априори признает,
что между странами-членами могут быть территориальные споры, и самый наглядный
пример тому – Россия и Япония? Неужели им не известно о таком процессе, как
демаркация границы, которая, кстати, у Азербайджана окончательно не завершена
ни с Россией, ни с Грузией? В этом контексте интернационализация карабахского
конфликта тогда же – в первой половине 1992 года - была однозначным признанием
наличия вопроса Карабаха, хотя Армения и Азербайджан были без проблем приняты в
ООН.
Если евродепутаты не в курсе простых истин, то грош цена
всем их высокопарным заявлениям и требованиям "верховенства права" в
рамках программы "Восточного партнерства". Если же в курсе, но
сознательно пренебрегают правозащитными ценностями в угоду нефтяной трубе – то
сами они гроша ломаного не стоят. Тем более что подобные заявления делаются
спустя пару недель после публикации отчета другой европейской структуры –
Европейской комиссии против ксенофобии и нетерпимости, которая подвергла острой
критике проводимую в Азербайджане на государственном уровне политику
ксенофобии, антиармянизма и дискриминации прав армян.
ДОПУСТИМ, ЧЛЕНЫ ЕВРОПАРЛАМЕНТА НЕ В КУРСЕ ежедневно звучащих
со страниц азербайджанской прессы угроз, оскорблений и нецензурной брани в
адрес армянского народа. Но проводить слушания по столь болезненному вопросу и
не принимать во внимание свежий доклад своих же, европейских коллег – это уже,
согласитесь, ни в какие ворота не лезет. Потому что неизбежно возникает вопрос:
куда же хотят европейские "демократы" насильно затолкать армян
Карабаха - в страну, где им открытым текстом грозят новым геноцидом? Надо ли понимать
так, что Европарламент готов оказать Азербайджану полную и безоговорочную
поддержку в вопросе решения Армянского вопроса по турецкой схеме и взять на
себя ответственность за последствия? И именно для проталкивания такого подхода
готов "активизироваться" в процессе урегулирования?
Если депутатам Европарламента кажется, что безоговорочная
поддержка преступным планам Баку обеспечит им теплые и комфортные зимы, это тем
более говорит о недальновидности тех, кто вершит судьбы Европы. Ибо такой
подход обещает региону только одно: войну, нестабильность и смуту. Не хочется
думать, что европейских мозгов не хватает даже для осознания этой простой
истины.
P.S. Кстати, указанный документ и сообщения о слушаниях 15
июня таинственным образом исчезли с официального сайта Европарламента. О
причинах остается только догадываться. Марина ГРИГОРЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.