Analitika.at.ua. На днях вышел очередной ежегодный доклад Госдепа США по
странам. Документ уже получил немало экспертных оценок, как позитивных, так и
отрицательных. Но нельзя не отметить: многие специалисты убеждены, что вольно
или невольно, доклад не полностью отражает суть реальных проблем, существующих
в освещаемых странах и регионах.
Одной из подобных, однобоко и неполно освещенных проблем, по
нашему убеждению, является проблема беженцев и вынужденных переселенцев. В
частности, когда речь идет о Нагорном Карабахе. Детально описывая трудное
положение беженцев и вынужденных переселенцев в Армении и Азербайджане,
порожденное конфликтом, как ни странно, доклад не затрагивает собственно
Карабаха. Возникает ощущение, что авторы документа всячески избегали говорить
об этом. Пространно, детально, с приведением фактов и цифр описывается
положение большого числа несчастных людей, которые, как указано в докладе по
Азербайджану, фактически насильно привязаны властями к лагерям беженцев
печально известной еще с советских времен системой "прописки”. Эти люди
практически лишены возможности свободно перемещаться и, по сути, являются
заложниками в руках властей, "разменной монетой” во внешней политике страны. И
это беженцы, которые живут в признанной всеми стране, имеющей широкие политические
и экономические связи с другими признанными и непризнанными государствами,
получающую всевозможную, но неведомо как используемую помощь. Имеется в
наличии, как указано в том же докладе, и сотрудничество с международными
организациями, занятыми решением проблем беженцев (Норвежский совет по
беженцам, Офис Верховного комиссара по делам беженцев ООН и т.п.).
На фоне всего этого, повторимся, остается непонятным, что в
докладах по Армении или Азербайджану не нашлось слов, описывающих положение
беженцев и перемещенных лиц в Нагорном Карабахе. Даже если эта республика не
признана со стороны мирового сообщества, означает ли это, что права человека,
гуманизм не относятся к людям, живущим в непризнанных странах? Рискну
предположить: может, американцы и рады бы опубликовать доклады о положении дел
в непризнанных странах, но, как, например, в случае с Нагорным Карабахом,
возникает проблема, — в доклад какой страны поместить положения, касающиеся
состояния того или иного вопроса?
Можно предложить следующий выход. Он заключается в том, что
надо "рискнуть” вместе с докладами признанных или полупризнанных стран
публиковать доклады и по непризнанным. В этом случае слова о верховенстве прав
человека не будут в определенном смысле голословны и не станут зависеть от
места проживания конкретного человека. В конце концов, любая непризнанная
страна рано или поздно либо признается мировым сообществом, либо ее судьба
складывается иначе. А права человека — величина неизменная, не зависящая от
политической, географической и любой иной конъюнктуры. Армен МАНУКЯН, «Новое
Время»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.