Главная » 2010»Июль»25 » Фатих Акин: Мы можем повести за собой политиков
Фатих Акин: Мы можем повести за собой политиков
22:26
Analitika.at.ua. Этот молодой немецкий режиссер успел заявить о себе
настолько громко, что в Германии, да и вообще во всей Европе его заобожали и
обласкали сразу. «Кухня души», продемонстрированная в Ереване, ни к какому
обожанию не приблизила, однако вызвала неподдельный интерес. И поскольку в
нашем городе, наверно, впервые чествовали турка, пусть и на уровне посольства
Германии, я решил не упустить возможности немного пообщаться с немцем турецкого
происхождения, как говорят специалисты, культовым режиссером Фатихом Акином.
Впрочем, без вмешательства славных организаторов «Золотого абрикоса» сделать
мне это вряд ли бы удалось...
Итак, Фатих Акин. Пока вожусь со своим микрофоном, замечаю,
что ему нравится наше красное «Арени».
- Фатих, ты человек, успевший побывать на многих кинофестивалях. Более
того, избалованный ими. Как тебе наш «Золотой абрикос»?
- Конечно, ереванский кинофестиваль еще очень молодой. И,
как и все молодое, отличается некоторыми пионерскими качествами. Потому это еще
и немного наивный фестиваль. Но, когда я говорю наивный, я не вкладываю в это
слово никаких отрицательных эмоций или характеристик. Просто здесь я заметил,
что все хотят изменить мир! И в этом, конечно, ничего плохого нет, а есть
только хорошее, потому что киношники не могут изменить мир к худшему.
Я здесь, к примеру, принял участие в одном семинаре, на
котором встретились армянские и турецкие режиссеры и кинодеятели. Эта часть
программы для меня выглядела как что-то совершенно пионерское, поскольку все
хотели реализовать совместные программы и проекты, снимать вместе кино...
- А насколько ты осведомлен о том, что мы, рассуждая сегодня в Ереване
об армяно-турецких отношениях, о создании некоей армяно-турецкой киноплатформы,
не имеем никаких связей друг с другом, будучи соседями, и у нас нет даже
дипломатических отношений?
- Обычно люди искусства сами предпочитают быть впереди, быть
в первых рядах каких-то, может быть, даже революционных свершений. Все большие
изменения в мире можно назвать заслугой людей искусства. Как, например,
рок-н-ролл в 60-х годах, молодежное движение музыкантов, художников, деятелей
кино. И, думаю, очень часто, когда политики не находят смелости продвинуть
качество жизни, эту смелость демонстрируют именно люди искусства. У нас есть
шанс сделать что-то такое, чтобы повести за собой политиков.
- Фатих, что ты знаешь об армянском кино?
- Я должен признаться, что очень плохо знаю армянское кино.
Единственный режиссер армянского происхождения, которого я знаю и хорошо знаком
с ним, это Атом Эгоян. Конечно, не знаю, можно ли называть его армянским
режиссером или канадским режиссером, поскольку его фильмы на армянскую тематику
отражают действительность диаспоры, и трудно решить, насколько эта реальность
отличается от той, что есть в Армении. Рано или поздно я обязательно познакомлюсь
с армянским кино поближе и надеюсь, что это произойдет очень скоро.
- Ты тоже представитель большой турецкой диаспоры в Германии. Насколько
комфортно ты себя чувствуешь в Европе и, в частности, в Германии?
Есть очень много вопросов в Турции, которые волнуют меня,
вызывают озабоченность. Я бы хотел изменить там очень многое, но не все, как вы
понимаете, в моих руках. Очень часто, когда в Турции слышат критику в свой
адрес, говорят, что критиковать Турцию выгодно определенным людям, поскольку они
получают за это какие-то дивиденды. Многие в Турции говорят, что Орхан Памук
получил свою Нобелевскую премию за критику Турции и других причин для ее
получения не было. Но это довольно жалкая позиция, потому что критика - это
голос общества против власть предержащих и без такой критики не может быть
настоящего демократического общества. Эти жалкие голоса почему-то не хотят себе
представить, что и до этой премии писатель Орхан Памук был уже известен во всем
мире. В этом разница. Об этом нужно думать. И делать из критики выводы...
По-моему, эти люди хотят добиться того, чтобы нам было все
равно, что происходит в Турции, чтобы мы наплевали на нее и отправились
заниматься своей карьерой в Голливуд. И все для того, чтобы критических голосов
не было!
- И возвращаясь к первому вопросу - что может увести с собой
продвинутый режиссер Фатих Акин с такого кинофестиваля, как «Золотой абрикос»?
И что могло бы тебя снова привезти в Армению?
- Это великое гостеприимство, которым меня здесь окружили! Я
бы хотел упаковать его в один гигантский пакет, увезти его с собой и раздать
другим людям, тем, которые это гостеприимство пока не ощутили. И верить в силу
кино!
Я могу снова оказаться здесь, конечно, благодаря
кинофестивалю «Золотой абрикос». Если меня пригласят, конечно, может, в
качестве члена жюри. А может, меня сюда забросит какой-нибудь совместный
кинопроект! Наше сотрудничество может заставить политиков сделать все от них
зависящее для того, чтобы два соседних народа больше знали друг о друге, жили
бы как настоящие соседи, наше кино может приблизить такой день. И если я доживу
до этого дня, мои дети тоже увидят его.
Ашот Газазян, Deutsche Welle (специально для «Собеседника
Армении»)
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.