Analitika.at.ua. 16 августа сего года президент
Азербайджана Ильхам Алиев и Президент Турции Абдуллах Гюль подписали «Договор о
стратегическом партнерстве и взаимопомощи между Азербайджанской Республикой и
Турецкой Республикой». Однако текст договора до сих пор остается тайной для
широкой общественности. Во время официального приема от имени И. Алиева в честь
А. Гюля, последний заявил, что подписанный Договор «предусматривает нашу
солидарность и совместную деятельность по всем вопросам. Этот договор очень
важен для всего региона и мира. Намеченное в этом договоре принесет мир, стабильность,
спокойствие, будет способствовать большому экономическому подъему». В свою
очередь, лидер Азербайджана И. Алиев заявил, что подписанный Договор «это
документ, имеющий большое историческое значение. Этот договор определяет нашу
будущую деятельность и будет определять отношения дружбы и братства между
Турцией и Азербайджаном на предстоящие десятилетия».
Примечательно, что перед визитомГюля в Азербайджан не сообщалось о намерении
сторон подписать Договор о стратегическом партнерстве. По всей вероятности,
главы Азербайджана и Турции приняли такое решение в стремлении опередить
подписание армяно-российского обновленного Протокола о статусе российских
военных баз в Армении. Если бы Алиев и Гюль подписали этот договор после визита
Дмитрия Медведева в Ереван, то у официальной Москвы возникли бы все основания
обвинить Анкару в антироссийской деятельности. И власти Турции это отлично
осознают. Именно поэтому, уже после возвращения в Анкару, Абдуллах Гюль заявил,
что «подписанное с Азербайджаном соглашение «О стратегическом партнерстве и
взаимопомощи» не направлено против третьей страны… Турция и Россия
дружественные страны, и мы не соперничаем друг с другом».
Однако если слова президента Турции соответствуют
действительности, то почему Баку и Анкара не публикуют текст Договора?
Представляется, что единственным ответом на этот вопрос является то, что
подобного текста пока еще просто не существует. Об этом свидетельствуют также
общие и невнятные описания содержания Договора президентами Азербайджана и Турции.
Что касается текста Договора, то он, вероятно, будет написан (и опубликован)
лишь после того, как в Баку и Анкаре оценят и проанализируют результаты
государственного визита Дмитрия Медведева в Ереван. В противном случае,
азербайджано-турецкий тандем рискует оказаться по разные стороны баррикад с
Россией.
Тем временем, Россия и Армения наращивают двустороннее
военное сотрудничество, и в ходе визита Медведева в Ереван будет подписана
новая редакция Протокола о статусе российских военных баз на территории Республики
Армения. Согласно новым договоренностям между Москвой и Ереваном, срок
пребывания российской военной базы в Армении продлевается на 49 лет и в течение
всего этого времени кроме осуществления функций по защите интересов Российской
Федерации, база совместно с Вооруженными Силами РА будет обеспечивать также
безопасность Армении. «Для достижения указанных целей Российская сторона
осуществляет содействие в обеспечении Республики Армения современным и
совместным вооружением, военной (специальной) техникой», - говорится в
обновленном варианте Протокола.
По сути, подобное военное сотрудничество между Россией и
Арменией означает лишь одно – отныне Азербайджан и Турция фактически лишены
возможности начать боевые действия против Армении, что в свою очередь означает,
что в случае возобновления военной фазы азербайджано-армянского конфликта,
линия фронта будет проходить лишь по азербайджано-арцахской границе. Это
позволит армянской стороне сконцентрировать в Арцахе намного более значительные
силы, тем самым обеспечив себе новую победу в возможной войне.
Конечно, армяно-российское военное сотрудничество преследует
более глобальные цели, чем обеспечение безопасности государственных границ
Армении. Оно позволяет России заявить о себе как о единственном гаранте безопасности
южнокавказского региона. Роль, которую много лет безуспешно исполнить сыграть
США и ЕС и из-за провала которой в настоящее время Америка и европейские
государства стараются не брать на себя новую ответственность за безопасность
Южного Кавказа. Что касается России, то время покажет, насколько эта роль
соответствует политическим возможностям страны. В настоящее время перед Москвой
стоит одна глобальная проблема: ей необходимо доказать жизнеспособность ОДКБ.
Правительство России, конечно же, понимает, что для эффективного развития ОДКБ
необходимо в первую очередь решить проблему интеграции стран-участников
Договора в единую оборонительную систему. Однако данную задачу невозможно
решить до тех пор, пока остаются политические и экономические разногласия между
странами-участниками Договора. Именно поэтому в Москве считают, что ОДКБ должна
перерасти из чисто военного союза, в более объемную структуру, чему объективно
будут способствовать укрепившиеся позиции России на Кавказе. Если
армяно-российское военное сотрудничество сможет решить задачу минимум, а
именно: нейтрализовать угрозу возобновления войны со стороны Азербайджана, то
Москва может быть спокойна за будущее ОДКБ. В противном случае этот экзамен
должен быть сдан в ликвидационном периоде, когда надо будет доказывать уже не
политическую, а военную мощь Организации Договора о Коллективной Безопасности.
Как развернутся события в будущем, покажет время. Сегодня же нужно
констатировать, что все фигуры уже расставлены на политической доске Кавказа,
однако начало партии пока еще откладывается на неопределенное время.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.