Analitika.at.ua. Недавно мы писали о замечательном альбоме американского
гитариста Ваагна Тургутяна и прогнозировали его популярность в Ереване. И не
ошиблись: композиции с его альбома в стиле фламенко уже звучат в городском
радиоэфире, а клубы уже интересуются возможностями его выступлений в Армении.
Мы решили познакомиться с ним поближе и представить его публике.
Рос Ваагн в семье, где искусство играло не последнюю роль.
Его мать Сатеник Шахназарян - театральная актриса, дядя Артур Шахназарян -
музыковед, специализирующийся на народной музыке, ну а отец Саркис Тургутян -
гитарист, он был солистом Национального филармонического оркестра Армении. Вот
уже долгие годы семья живет в Америке.
- Мой отец впервые услышал музыку фламенко еще в начале 70-х
годов на концерте великого гитариста фламенко Пако де Люсия, - говорит Ваагн. -
После этого данный стиль стал его манией. Я с самого раннего детства дома
слышал только эту музыку. И поэтому, когда я вырос и стал учиться музыке,
именно фламенко стало для меня тем единственным жанром, в котором я чувствовал
себя спокойно и в своей тарелке.
- А где ты научился так здорово играть именно этот стиль?
- В детстве и юношестве моими занятиями руководил отец. Он
был самым удачным моим педагогом. Когда мне исполнилось 18 лет, я поехал в Испанию,
в Андалузию, и пробыл там около полугода. Я брал уроки гитары у знаменитого
музыканта Пако Серрано. После этого я еще много раз бывал в Испании, брал
мастер-классы, учился, слушал, присматривался. Я буквально вливался в эту
атмосферу музыки, участвовал в различных музыкальных вечерах тамошних
гитаристов, посещал и играл джэм-сейшны вместе с испанскими исполнителями этого
стиля. Лишь там я понял эту музыку до конца, осознал ее душу, хотя я уже
достаточно давно играл фламенко в Америке. А еще мне посчастливилось
встретиться с другой легендой этой музыки, Маноло Санклером, и многому
научиться и у него. Это был прекрасный опыт и замечательное время.
- В то время все молодые люди старались играть рок на
электрогитарах. Как у тебя получилось играть на акустической, да еще такую
"немолодежную" музыку?
- Ты знаешь, я просто практически не знал другой музыки в то
время. Может, я и хотел играть рок на электрогитаре, поскольку практически все
мои друзья играли так, но мой отец был очень тверд в своем намерении сделать из
меня гитариста, играющего классическую музыку и фламенко. Он всегда говорил,
что классика научит меня в музыке всему, а фламенко сформирует мой музыкальный
образ. И он оказался абсолютно прав.
- Ну а кто кроме отца для тебя путеводная звезда в мире
музыки?
- Ну, конечно, как и для всех гитаристов, играющих фламенко,
идолом для меня является Пако де Люсия, он настоящий король в полном смысле
этого слова. Я всегда держал его портрет в футляре от гитары, круглосуточно
слушал его записи и видеоконцерты. Так что я знал его в лицо задолго до того,
как сам начал играть на гитаре. Позже я услышал и имя Маноло Санклэра. С ним,
кстати, связан такой семейный анекдот. Мой отец любит рассказывать, что, когда
он впервые встретил мою маму, как раз только что приобрел очень редкую
пластинку Санклэра, которую невозможно было достать в Ереване. И, чтобы
понравиться маме, он подарил этот раритет ей. И только через несколько дней
понял, что совершил ошибку, и, чтобы как-то ее исправить и вернуть пластинку
себе, женился на маме...
- У тебя уже два сольных альбома. Твой второй альбом,
Solitude, был очень хорошо принят ереванскими любителями музыки, композиции с
него звучат по радио. Можешь ты сравнить его и твою первую работу? Дело в том,
что они разнятся по стилистике...
- Я записал свой первый альбом в самом начале своей
музыкальной карьеры, и это был первый опыт. Но он очень многое мне дал. Я
понял, что надо записывать, а что нет, как надо это делать. А вот Solitude
абсолютно другой, и я считаю, что именно эта работа и есть мой истинный
музыкальный портрет. Когда писал эти композиции, аранжировал их, я четко
представлял себе, для чего это делаю и на какой состав буду раскладывать
мелодии. Он получился у меня очень естественным, мелодии и идеи приходили сами
собой. Этот альбом мы записали всего за 3 дня. Кстати, официальная презентация
альбома в США намечена на начало 2012 года. Так что в Ереване о нем узнали
раньше, чем здесь.
- А как тебе работалось с музыкантами? Ведь в составе,
записавшем альбом, были и армянские, и североамериканские, и латиноамериканские
музыканты...
- Когда я работаю с настоящими профессионалами, для меня нет
и в принципе не должно быть никакой разницы в том, гражданином какой страны и
какой национальности является мой партнер. Ведь музыка - это универсальный
язык. С Тиграном Амасяном мы дружим уже много лет, вместе играли, и, наверное,
поэтому в альбоме так сильно чувствуется армянская составляющая и, конечно,
джаз. Его кандидатура на роль пианиста проекта была идеальной. Другой армянский
музыкант, виолончелист Артем Манукян, тоже не случайный человек. Он в Ереване
играл и джаз, и классику, так что наши с ним дуэты были проверенным вариантом.
Гитара и виолончель дуэтом - прекрасное сочетание. Мне звучание этого
инструмента напоминает человеческий голос, и Артем смог оживить этот голос,
привнести что-то новое в звучание. Та музыка, которую я написал на сей раз,
содержала в себе очень много армянского мелоса и армянской души, и поэтому
наличие армянских музыкантов в составе группы было абсолютно оправданным и даже
необходимым. Они внесли частичку армянской души в музыку альбома, и я счастлив
таким сотрудничеством.
- А чем объяснить популярность фламенко во всем мире? Ведь
это достаточно специфический стиль, и музыка не такая уж простая...
- Я думаю, тем, что ей есть что сказать слушателю. В ней
очень много чувств, энергии и даже огня. Это духовно богатая музыка. Лично Пако
де Люсия тоже добавил ей популярности, благодаря своему мастерству он расширил
ее "ареал проживания", расширил зону действия и сделал ее приемлемой
для среднего человека. Фламенко не испанский фольклор, как думают многие. Это
созданный профессиональными музыкантами очень креативный стиль музыки,
пришедший из Андалузии. Корни этой музыки надо искать в творчестве цыганских
музыкантов, пришедших в Андалузию из Индии, плюс влияние мавританской культуры.
В этой музыке ассимилировалось несколько культур, которые соприкасались на
протяжении сотен лет, и в результате получился уникальный музыкальный продукт.
- Ну и последний вопрос: может случиться так, что твой
состав смогут не только услышать в Ереване, но и увидеть на сцене?
- Сейчас идут параллельные переговоры с несколькими
продюсерами в Ереване о проведении гастролей. Если хоть один из них сможет
организовать нашу поездку, значит, мы свидимся в будущем году. Я буду счастлив
вернуться в Ереван состоявшимся музыкантом и показать моим соотечественникам,
чего я добился за годы отсутствия на родине. Армен МАНУКЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.