Analitika.at.ua. Со стороны насилие на Кавказе кажется религиозной войной
или борьбой за независимость, пишет Foreign Policy. "В этой части дневника
своего путешествия наш корреспондент обнаруживает, что в Северной Осетии все
это роковым образом осложнено застарелой межнациональной рознью".
В своем репортаже из Владикавказа и Беслана Том Парфитт
пишет: "В этих сонных городах неудивительно, что возмущение
боевиками-исламистами, терзающими Северный Кавказ, имеет глубокие корни",
- автор напоминает о захвате школы в Беслане в 2004 году, а также терактах в
центре Владикавказа. "Но когда спрашиваешь местных жителей, кого они
по-настоящему винят в этих трагедиях, слышишь нечто неожиданное. Осетины не
воспринимают войну как конфликт партизан с силами безопасности, при котором
гражданское население несет "сопутствующие потери". Они смотрят на
нее через призму давно зреющего межнационального конфликта. По их словам,
истинные враги живут совсем неподалеку, в 20 минутах езды, - в республике
Ингушетия", - удивляется Парфитт. По его мнению, это убеждение обусловлено
частично историей региона, а частично - ошибочными решениями Москвы при выборе
методов борьбы с насилием.
Большинство осетин - православные христиане, тогда как в
Ингушетии преобладают мусульмане. "Трения между этими двумя народами
длятся сотни лет. В XIX веке осетины были ключевыми союзниками России в
регионе, когда Россия воевала, чтобы покорить окрестных горцев-мусульман, в том
числе ингушей, чеченцев и черкесов", - рассказывает автор. В конце Второй
мировой войны Сталин депортировал несколько северокавказских народов, в том
числе 92 тыс. ингушей в Казахстан и Сибирь. "Когда в 1957 году ингуши были
реабилитированы и получили разрешение вернуться на родину, они обнаружили, что
часть их территории - Пригородный район - передана Северной Осетии", -
говорится в статье.
В позднесоветский период ингуши ратовали за повторное
присоединение Пригородного района к Чечено-Ингушетии, отмечает автор, а после
распада СССР в 1991 году "клапан сорвало". "Через год в
Пригородном разгорелись бои. Российская армия встала на сторону осетин. Не
менее 600 человек погибли в ходе боевых действий, от 30 до 60 тыс. ингушей
бежали из своих домов", - утверждается в статье. Ельцин постановил, что
Пригородный район останется в составе Северной Осетии, и конфликт официально
завершился. "Но боль и ярость, которые ассоциируются с этой мини-войной
почти двадцатилетней давности, а также отсутствие слаженных усилий Кремля по
разрешению ее последствий по-прежнему отравляют отношения между Северной
Осетией и Ингушетией", - считает автор.
Недавние события лишь ухудшили ситуацию. По данным
российских властей, 19 из 33 боевиков, захвативших школу в Беслане, были
жителями Ингушетии. Беслан заставил многих наблюдателей предполагать, что
вооруженный конфликт осетин с ингушами вновь разгорится. "Об ингушских
боевиках говорят и в связи с более недавними терактами смертников", - продолжает
автор, упоминая о взрывах близ центрального рынка во Владикавказе в 2008 и 2010
годах.
"Когда на прошлой неделе, - пишет Парфитт, - я
встречался с Сусанной Дудиевой, председателем комитета "Матери
Беслана", она лаконично изложила распространенное мнение. "Ингуши
говорят, что не все ингуши - террористы. Но мы не можем не заметить, что все
террористы - ингуши", - сказала она".
Между тем последние 10 лет обе стороны в войне на Северном
Кавказе склонны умалять роль национальной принадлежности, полагает автор. "Сегодняшние
боевики - часть так называемого Кавказского эмирата - общерегиональной коалиции
исламистов, для которых вероисповедание и товарищество выше национальных и
этнических связей. Со своей стороны, Кремль уверяет, что инсургентов
финансируют из-за рубежа и что они включены в глобальную сеть джихадистов, -
обвинение справедливое, но игнорирующее ключевую роль локальных факторов",
- пишет он.
По мнению журналиста, на деле межнациональная рознь остается
мощным катализатором конфликтов. В Дагестане национальность может служить
основой для сплоченности мафиозных группировок. "Однако
осетинско-ингушское противостояние - самое острое в регионе, так как в нем
сочетаются этнические, территориальные и религиозные различия", -
говорится в статье.
Сегодня в сознании осетин возрождается ощущение, что они
находятся в кольце врагов. "Только наша толерантность не допускает, чтобы
с ингушами случилось кое-что похуже", - сказала автору журналистка газеты
"Осетия сегодня" Света Джиоева. По ее словам, ингуши спокойно приезжают
на базар в Осетию. "Но я не знаю ни одного осетина, который бы поехал в
Назрань - слишком опасно", - заметила она.
"Вы видели христиан среди террористов-смертников? Пусть
мусульмане зададут себе этот вопрос, прежде чем требовать сочувствия. Мы вправе
их бояться", - добавила Джиоева.
Автор наблюдал в одном из интернет-кафе Владикавказа, как
мальчики не старше 12 лет, играя в компьютерную игру, кричали: "Smotri,
Ingush, terrorist - mochi ego!".
"В Беслане вражда ощущается еще острее", -
замечает он. От Сусанны Дудиевой он услышал: "На следующий день после
того, как ингуш взорвал себя на рынке во Владикавказе в сентябре, у моего мужа
случился сердечный приступ от шока". Стратегию Кремля в отношении
исламистов Дудиева назвала слишком мягкой: "Если террорист может убивать
невинных, детей, почему нельзя казнить всю семью, которая вырастила этого
террориста?".
"Такие заявления необязательно перерастают в акты
насилия. Но в последнее время в Осетии наблюдались нападения или дискриминация
в отношении мусульманского меньшинства, составляющего 20% населения
республики", - пишет автор. Так, "Матери Беслана" попросили
администрацию местной мечети не передавать призыв к молитве через динамики, а
некоторые жители были вообще против восстановления мечети.
"В Осетии многие готовы связать слова
"ислам", "ингуш" и "террорист" в единую цепочку.
Я уверен, что точно так же и в Ингушетии многие считают осетин всего лишь
"боевиками, которые нас убивали", - заметил осетинский блогер Алан
Цхурбаев. "Мой знакомый, ингуш Магомед Амирханов, в 1992 году был похищен
осетинскими ополченцами вместе с его полупарализованным отцом и 14 дней пробыл
в плену наряду с десятками других мирных жителей", - пишет автор.
Ингушский правозащитник Тимур Акиев сказал, что Кремль совершенно пренебрегает
историей с Пригородным районом и это помогает боевикам вербовать новых людей.
Что же делать? - вопрошает автор. "В последнее время
правительства двух республик вновь пытаются снять разногласия, и прошлогодние
двусторонние переговоры обнадеживают", - пишет он. По его данным, после
конфликта около 30 тыс. ингушей уже вернулись в свои дома, но имеются
разногласия по вопросу о возвращении в села, где шли самые жестокие бои.
InoPressa.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.