Главная » 2010»Апрель»19 » Foreign Policy: Турция и Армения упустили крупный шанс на мир
Foreign Policy: Турция и Армения упустили крупный шанс на мир
16:14
Analitika.at.ua. Журнал Foreign Policy публикуют статью
относительно процесса армяно-турецкого примирения. Приводим статью с
сокращениями:
Не многие границы закрыты в нашем глобализированном мире,
тем не менее граница между Арменией и Турцией до сих пор остается мертвой
зоной, где останавливается железная дорога. Закрытая граница — странная
аномалия в новой Европе, причины же этого коренятся в двух давних трагедиях: до
сих пор неразрешенном конфликте начала 1990-х гг. между Арменией и союзником
Турции Азербайджаном и катастрофе 1915 г., когда все армянское население
восточной Анатолии было депортировано или убито в последние дни Османской
империи.
В Стамбуле турецкий академик Дженгиз Актар рассказал, почему
он считает, что Турция станет свободной, если признает истину о том, что
произошло с пропавшими на ее территории армянами. Это не простой процесс, но
табу на обсуждение этого вопроса было снято в Турции.
В октябре прошлого года Армения и Турция подписали два
протокола о нормализации отношений, однако их будущее остается тревожным. Что
же пошло не так? Анкара охладела в отношении процесса, заявив, что хочет видеть
прогресс в армяно-азербайджанском конфликте вокруг Нагорного Карабаха, даже
если этот конфликт не упоминается в протоколах. В связи с процессом сближения
турки явно не ожидали яростной реакции от Азербайджана, проигравшей стороны в
конфликте вокруг спорной провинции в начале 1990-х. Азербайджан жестко и
эффективно лоббирует против протоколов, и его опасения вполне понятны: он
боится, что если армяно-турецкая граница откроется, пропадет ключевой рычаг влияния
на армян в отношении уступок в Нагорном Карабахе.
Это может быть верно в краткосрочной перспективе, но в
долгосрочной перспективе открытие границы будет связано с трансформацией
южно-кавказского региона, а также это положительно повлияет на нагорно-карабахский
конфликт. Турки станут нейтральным игроком на Кавказе, и впервые у них будут
позитивные рычаги в регионе. Увы, подобное долгосрочное мышление не является
нормой в этом регионе.
Другая сложность связана с приближением 24 апреля — даты,
отмечаемой как День Геноцида армян. Как всегда, предстоящая годовщина
становится причиной раздражения, так как армяне обращаются с ежегодным призывом
к президенту и Конгрессу США назвать убийства 1915 г. «геноцидом», что
приводит в бешенство Турцию.
В адрес президента Сержа Саргсяна звучало много критики со
стороны армянской диаспоры из-за сближения с Турцией. Сейчас на него
оказывается давление отозвать подпись под протоколами и отвести критику внутри
страны и в диаспоре за того, что он позволил туркам обмануть себя.
Требуется краткосрочное решение проблемы, чтобы преодолеть
непосредственную опасность провала в этом процессе. Но здесь есть и
долгосрочный вызов — как вытащить регион Южного Кавказа в целом из его
исторического периода недоверия и тупиковых ситуаций. Местные деятели, кажется,
захвачены в капкан, боясь нарушить частую негативную динамику, которая держит
границы и умы закрытыми. Здесь требуется широкая долгосрочная стратегия,
подобная той, что медленно изменила Балканы в последние полтора десятилетия.
Это означает, что нужно иметь гораздо более твердую
приверженность делу развязывания крупнейшего узла, запутавшего территорию между
Черным и Каспийским морями, а именно армяно-азербайджанского конфликта вокруг
Нагорного Карабаха. В настоящее время международные ресурсы, которые
вкладываются в процесс мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта,
крайне недостаточны, чтобы изменить ситуацию. Конфликт находится в спящем
состоянии, но нет никаких оснований для самоуспокоения. Богатый нефтью Азербайджан
в настоящее время тратит более чем $ 2 млрд. в год на свой военный бюджет —
больше, чем весь годовой бюджет Армении. Через несколько лет это может привести
к тому, что Азербайджан попытается отвоевать Нагорный Карабах силой, начав
региональную войну, которая потрясет весь регион между Россией, Турцией и
Ираном.
Соединенные Штаты также могли бы внести свой вклад в
развитие долгосрочного мышления по армяно-турецкому вопросу, делая примирение
своей стратегической целью, а не рассматривая это как проблему, которая
вспыхивает, как красный свет, лишь раз в году, с приближением Дня Геноцида
армян. В последние годы вопрос о том, будет ли президент США использовать слово
«геноцид» в своем ежегодном послании 24 апреля, превратил то, что должно
отмечаться как память исторической трагедии, в грязные политические торги.
Ключевая дата, столетие армянского холокоста в 2015 году,
виднеется над горизонтом, и она может стать полезной звездой, которой могли бы
руководствоваться турки, армяне и президент Барак Обама. Турецкое правительство
должно признать, что у нее есть пять лет для того, чтобы найти лучший ответ на
армянский вопрос, перед тем как весь мир отметит 100-летие армянского
холокоста. Отодвинув вопрос на пять лет вперед, Обама уважительно, но со всей
серьезностью предоставит турецкому правительству шанс подхватить нарастающие
дебаты в турецком обществе. Если 24 апреля он скажет: «Через пять лет я буду
отмечать столетие Великой катастрофы 1915 г. Я надеюсь отметить его с нашими
турецкими друзьями, а не без них», то он начнет выступать как катализатор
примирения, а не просто как участник игры в непрекращающемся армяно-турецком
споре.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.