Суббота, 27.04.2024, 01:36
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Ноябрь » 29 » Гаяне Мамаджанян: В жизни у меня был один мужчина, которого вспоминаю с тоской
Гаяне Мамаджанян: В жизни у меня был один мужчина, которого вспоминаю с тоской
13:45

Analitika.at.ua. Листая страницы биографии известных людей, читая воспоминания современников о них, мы редко задумываемся о том, что если бы не их жены, которые были в их жизни не только верными и любящими спутницами, но и надежными и преданными друзьями, достижения этих великих людей в области культуры, искусства, науки или спорта вряд ли бы оказались столь значимыми. Жизнь этих женщин воистину можно назвать подвигом, поскольку они, отодвинув на задний план возможности личной профессиональной карьеры, жили успехами и достижениями своих супругов, делая все, чтобы они оставались верны своему призванию и не ощущали давящего груза бытовых забот и проблем. Очень немногим известно, какой была жизнь этих женщин, мы почти не знаем знаменитых людей в смысле их личных взаимоотношений, их образы в кругу семьи всегда предстают смутными и смазанными. Беседуя с женами знаменитых людей, мы узнаем подробности, о которых мало кто  знает. Их рассказы дают возможность составить более цельное и полное представление об их великих спутниках жизни.

 

Художник Минас Аветисян и Гаяне Мамаджанян

 

Минас Аветисян относился к своей жизни и к своей семье точно так же, как и к искусству,- с беспредельной преданностью и заботой, с любовью и нежностью. Именно таким вспоминает его тикин Гаяне - верный друг и преданная спутница жизни художника. После его трагической смерти она, желая как можно полнее представить миру искусство мужа, излагает на бумаге воспоминания о Минасе Аветисяне, помогает в организации выставок его работ как в Армении, так и за рубежом. В ближайшее время выставки картин Минаса Аветисяна пройдут в трех городах Италии - Флоренции, Венеции и Милане. Она станет первой зарубежной выставкой произведений Минаса после распада СССР.

 

Минас сделал будущей супруге предложение через 30 минут после знакомства

 

О своей первой встрече с художником тикин Гаяне и сегодня вспоминает с нежностью и ностальгией. Она, тогда еще 18-летняя девушка, готовилась поступить в художественное училище имени П. Терлемезяна и, чтобы набить руку, ходила делать наброски в Национальную картинную галерею. Была весна, конец мая, вспоминает тикин Гаяне. Как обычно, она сидела за подрамником и что-то сосредоточенно рисовала, когда вдруг распахнулась дверь и вошел аккуратно одетый длинноволосый мужчина. Позже он расскажет Гаяне, что, окончив Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, он тогда поспешил вернуться в Ереван и сразу побежал в Картинную галерею, чтобы встретиться с друзьями. И откуда было ему знать, что именно здесь встретит он предназначенную ему судьбой спутницу жизни!.. Длинные волосы Минаса, модная одежда произвели на девушку большое впечатление. А Минас, подойдя к ней, сразу завел разговор о живописи, а потом, желая, наверное, завоевать сердце девушки, показал ей черно-белые фотографии своих работ. Гаяне Мамаджанян рассказывает, что, будучи дочерью художника (ее отец, Ашот Мамаджанян, был известным в Тбилиси художником), выросшей в среде людей искусства, она в первый раз увидела столь оригинальную манеру письма. Непосредственность, необыкновенная эмоциональность, простота и искренность картин Минаса восхитили Гаяне. Потом, когда уже в мастерской художника она увидела оригиналы этих работ во всей ясности минасовских красок, то была просто поражена мощью его таланта, которая не могла оставить равнодушными даже далеких от живописи людей.

 

Художник был тронут отношением Гаяне к своему творчеству, тем более что девушка обладала довольно серьезными познаниями в искусстве, а ее красота и весь облик произвели на него такое впечатление, что обычно сдержанный Минас уже через полчаса беседы с ней сделал Гаяне предложение. Однако поженились они лишь год спустя, в 1961-м,- прямо на Новый год (эта дата - 31 декабря - в жизни Минаса окажется не только судьбоносной, но и роковой). Минас был старше Гаяне на 15 лет, однако эта разница в годах не имела для них никакого значения, ибо Минас до конца своей жизни оставался для Гаяне все тем же энергичным, жизнерадостным молодым человеком, каким она увидела его в первый раз.

 

Сказка и действительность

 

На следующий день после женитьбы Минас решил повезти свою молодую жену в свое родное село Джаджур, где жили его родители. Стоял мороз, дорога была завалена снегом. До родительского дома Минаса добирались пешком, художник всю дорогу забавлял Гаяне шутками.

Родители ждали их с нетерпением - Гаяне они еще не видели. Встретили они ее очень тепло, зарезали в ее честь барашка… Радостный и ласковый прием, теплое, душевное отношение… Гаяне полюбила село и отчий дом Минаса. И регулярные посещения вдвоем, а потом и вместе с детьми, Джаджура стало у них семейной традицией. На праздники и в отпуск они всегда отправлялись в Джаджур, и тогда вся семья собиралась под одним кровом и за одним столом.

 

Родителям Минаса полюбилась избранница их сына. Карапет, отец Минаса, внешне выглядел грубоватым и нелюдимым, но на самом деле обладал очень добрым сердцем, да и свою честность, огромное трудолюбие, чувство собственного достоинства Минас перенял от отца. Впервые увидев Гаяне, Карапет, будучи во власти сельских представлений о достоинствах невесты, был удивлен тем, какую худенькую жену выбрал его сын. Но приняли ее с любовью, ибо она была такой же простой, как и они сами. Матушка Софо, мать Минаса, тоже была необыкновенной женщиной. Дочь священника из Карса, женщина эмоциональная и с прекрасным вкусом, она передала эти качества и своему сыну. Невестку и детей сына она всегда принимала со всем радушием, а вместо «классических» отношений невестки и свекрови между ними сложились отношения взаимной любви и уважения.

 

Минас, как рассказывает тикин Гаяне, был человеком принципиальным, патриархальных взглядов - несмотря даже на то, что принадлежал к богеме. Сама Гаяне Мамаджанян также была воспитана в классических армянских традициях, и, наверное, именно этим объясняется то, что каждый из супругов четко осознавал свои обязательства и обязанности перед семьей, а бытовые вопросы и личные отношения в их семье никогда не становились камнем преткновения.

 

Минас добровольно взял на себя походы на рынок и в магазины, а уборка, готовка, воспитание детей целиком легли на плечи Гаяне, хотя в этом деле ей очень помогали мать и няня. Гаяне пожертвовала собственными стремлениями ради счастья и благополучия семьи. Правда, Минас очень любил, когда жена брала в руки кисть или карандаш - у него есть даже картина, на которой он изобразил себя, мать и жену, где у жены под рукой лист бумаги и карандаш (словно наказ - чтобы не забывала рисовать),- однако на это оставалось слишком мало времени. Ее супруг понимал это, поэтому очень высоко ценил самоотверженную преданность жены. А ей действительно приходилось нелегко: мало было всевозможных забот о детях и о муже, так еще в доме у них с утра до вечера были гости - друзья, родственники Минаса и Гаяне, даже совершенно незнакомые люди из разных концов Советского Союза. Не успевали одни уехать, как другие уже стучались в дверь. Нередко гости по настоянию Минаса оставались обедать и ужинать, и всю эту ораву надо было еще и накормить…

 

Мастерская Минаса находилась на втором этаже, и тут всегда было многолюдно. Как умудрялся Минас беседовать с друзьями, спорить, участвовать в обсуждениях и при этом творить - просто уму непостижимо. А ведь большая часть шедевров Минаса была создана именно в таких условиях. И при этом он находил еще время для общения с детьми и родными. Дети были его величайшей радостью. Двух сыновей родил он - Нарека и Армана, один из них сейчас художник, другой - искусствовед. Минас был чрезвычайно внимателен к детям и заботлив, дорожил каждой проведенной с ними минутой, стремился воспитать их в духе высоких нравственных ценностей. Именно поэтому родители часто привозили их в село, учили, что человек счастлив лишь в единении с природой и каждое мгновение жизни следует прожить осмысленно.

 

Верность была его второй натурой: если он отдавался чему-то, то уж до конца. К прекрасному полу он был неравнодушен, но - в рамках приличия. Его единственной богиней была жена, царившая в его мыслях и сердце до самого последнего дня.

 

Как истинного человека искусства, Минаса мало интересовала «низменная материя»: духовные ценности имели для него первоочередное значение - как в человеческих и личных взаимоотношениях, так и в искусстве. Обладая тонким чувством вкуса, он не обращал внимания на внешнюю роскошь, был непритязателен в одежде и не считал зазорным носить какую-нибудь дешевую вещь, но зато любил, чтобы все вокруг него было чистым и опрятным. Да и сам он был очень чистоплотен и следил за собой. Но если речь шла о жене и детях, то тут он мог позволить себе роскошь. Он очень любил делать им подарки. Тикин Гаяне вспоминает, что как-то на продажу к их знакомым привезли очень красивое вечернее платье - из нежно-зеленого джерси с золотой нитью, словно попавшее в наши времена из эпохи Ренессанса, и, естественно, соответствующей цены. Но Минас каким-то чудом раздобыл деньги и купил для жены это платье. Вообще-то Минас как человек довольно патриархальных взглядов был сдержан в выражении своих чувств к жене, однако каждый его жест, взгляд, поступок были полны любви к ней.

 

Роковой пожар

 

Это было 31 декабря 1972 года. Они всей семьей отправились в Джаджур, чтобы встретить там Новый год. В ту ночь Минас был очень беспокоен, долго не мог уснуть, говорил, что сердце предвещает что-то нехорошее. Наутро встал бледный, задумчивый и хмурый, хотя остальные члены семьи, уже собравшись за праздничным столом, весело переговаривались.

 

Вдруг раздался телефонный звонок. Звонили из Еревана: прошлой ночью в мастерской Минаса произошел пожар. Все мужчины немедленно отправились в Ереван. Минас потом рассказал жене, что, увидев сгоревшие полотна, он чуть не сошел с ума. За женой он вернулся в село лишь через 10 дней: она тоже слегла от нервного потрясения и только к этому времени пришла в себя. Отчаяние жены заставило Минаса собраться. Но боль потери осталась в его душе навсегда, хотя он старался скрыть это от близких.

 

Минас предчувствовал и свою скорую смерть и даже признавался порой жене, что жить ему осталось недолго. Именно поэтому он стремился чувствовать, любить, писать как можно больше… 16 февраля 1975 года его сбила машина, и на шестой день Минаса не стало…

 

Жить после смерти мужа - великое борение

 

После смерти мужа все переменилось в жизни тикин Гаяне. Минас был единственной любовью ее жизни, и жить без этой любви было мучительно и трудно. Но оптимистический характер заставил ее жить хотя бы ради детей, а потом и ради искусства, а также - почему бы и нет? - во имя памяти Минаса.

 

Судьба предоставила Гаяне Мамаджанян множество возможностей заново устроить свою жизнь, но никто не смог вновь завоевать ее, найти место в ее сердце. Минас был и остался для нее единственным. И сегодня, через столько лет после потери мужа, она с неизменной любовью признается: «Я считаю себя счастливой женщиной, потому что в моей жизни был мужчина, которого вспоминаю с доброй улыбкой и тоской и которого обожаю. А такое счастье дается не каждому».

 

Тагуи АСЛАНЯН

Источник: Собеседник Армении

Категория: Культура | Просмотров: 1197
Календарь новостей
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru