Главная » 2011»Октябрь»13 » Гаянэ Новикова: Кавказские нюансы французской политики
Гаянэ Новикова: Кавказские нюансы французской политики
09:46
Analitika.at.ua. Основными приоритетами Запада на Южном Кавказе являются
сохранение относительной стабильности в каждом из государств региона,
недопущение эскалации конфликтов, бесперебойная доставка энергоресурсов,
попытки контролировать миграцию и улучшение ситуации с соблюдением прав
человека и верховенства закона. Об этом заявила в интервью Analitika.at.ua директор Центра
Стратегического Анализа SPECTRUM, Гаянэ Новикова.
«Тем не менее, региональный визит Николя Саркози неслучайно
вызвал большой ажиотаж во всех трех столицах. Напомню, что впервые французский
президент приехал на Южный Кавказ в августе 2008 года с целью найти приемлемый
вариант урегулирования открытого вооруженного противостояния между Россией и
Грузией. Итогом стал «План Медведева - Саркози».
Энтузиазм и уровень вовлеченности Парижа в события на
Ближнем Востоке и в Северной Африке оставляют впечатление того, что Франция
стремится стать ведущей в формулировании внешней политики европейских
государств.
Недавний визит президента Франции в Южно-кавказский регион
вполне укладывается в этот формат. Его можно оценивать как попытку если не
перехвата инициативы у России на Южном Кавказе, то, по крайней мере,
использования ситуации в регионе как еще одно подтверждение способности
проводить независимую французскую политику, а не только придерживаться линии
Европейского Союза или НАТО.
Сделанные в ходе визита французского президента призывы к
добрососедству и пример французско-немецких отношений должны были подчеркнуть
необходимость урегулирования отношений между Арменией, Азербайджаном и Турцией,
и между Россией и Грузией. Однако именно неразрешенные конфликты на фоне крайне
напряженных российско-грузинских отношений и безрезультативности саммитов на
высшем уровне с участием президентов Армении, Азербайджана и России дают
возможность Франции активизироваться в регионе.
Итак, в Армении президент Саркози еще раз подтвердил позицию
Франции по вопросу Геноцида армян в Османской империи и невозможности членства
Турции в ЕС; он подчеркнул, что Франция была и остается другом Армении, и
выразил поддержку внешней политики властей Армении. В вопросе урегулирования
Нагорно-Карабахского конфликта была подчеркнута недопустимость силового
решения. Симптоматично и то, что Н. Саркози не встретился с представителями
оппозиции и не затронул ни в одном из публичных выступлений внутриполитические
проблемы Армении.
В Азербайджане состоялась краткая встреча тет-а-тет
президентов Франции и Азербайджана. В ходе церемонии закладки камня в основание
здания Французского лицея в Баку прозвучал призыв к имплементации ценностей
франкофонии, в основе которой толерантность, свобода, права человека и демократия.
Азербайджанская сторона выразила неудовольствие в связи с
позицией Франции в урегулировании армяно-турецких отношений. Краткосрочность
визита – несколько часов – вызвала разочарование руководства и спекуляции в
прессе и аналитических кругах Азербайджана.
И, наконец, визит в Грузию подчеркнул значимость этого
государства для Европейского Союза, и подтвердил позицию ЕС в вопросе
урегулирования «грузинских» конфликтов. Однако президентом Франции была
озвучена неготовность его страны идти на конфронтацию с Россией, и он призвал
своего грузинского коллегу пересмотреть подходы: «Партнер и друг – вот кем
должна вновь стать Россия для Грузии». Параллельно была выражена осторожная
поддержка намерения Грузии быть интегрированной в ЕС («в будущем»), но не в НАТО.
Следует отметить, что до октябрьского визита Николя Саркози
в регион отношения Франции с тремя государствами строились на паритетной
основе. Сравнение же заявлений, сделанных в ходе визита в трех столицах и
доступных в прессе, свидетельствуют о том, что Армения оказалась в фокусе
внимания.
Однако в турне Саркози по Южному Кавказу есть и другой
интересный нюанс. Длительность визита и антитурецкая направленность его
заявлений в Ереване, подкрепленные подарком – скульптурой Родена, нейтральность
высказываний и отсутствие темы энергоносителей при обсуждениях в Баку, а также
спокойное, без антироссийских выпадов, подтверждение территориальной
целостности Грузии в Тбилиси позволяют констатировать следующее: Франция
формирует самостоятельную внешнеполитическую линию, и не обязательно выражает
интересы всех государств Европейского Союза. Именно партнерам по
евроатлантической коалиции, она демонстрирует свою способность принимать
политические решения и доводить их до определенного результата (таковой была, в
частности, инициатива по операции НАТО в Ливии). Южный Кавказ с этой точки
зрения – «благодатная почва», поскольку:
- Сохранение относительно стабильности на пространстве,
непосредственно граничащим с Турцией, Ираном и Россией, в интересах всех
внерегиональных акторов, прямо или косвенно вовлеченных в проблемы региона;
- Франция рассматривается всеми государствами региона как
дружественное европейское государство. Европейское направление во многом
воспринимается государствами Южного Кавказа как альтернативное, позволяющее
балансировать в той или иной степени между США и Россией.
- Россию, которая все еще имеет серьезные механизмы
воздействия на своих региональных партнеров и контр-партнеров, такая активность
Франции, не скрывающей своих пророссийских симпатий, вполне устраивает;
- Турция оказалась втянута в серьезные внутри- и внешнеполитические
проблемы, и Южный Кавказ в ее политических преференциях занимает далеко не
ключевое место.
Исходя из всего выше изложенного, можно говорить о том, что
Франция формирует политику, руководствуясь своей шкалой приоритетов в отношении
каждого из государств Южного Кавказа. Станут ли французские «кавказские нюансы»
общеевропейской политикой, пока говорить рано», заявила эксперт.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.