Главная » 2011 » Февраль » 23 » Гаянэ Новикова: Конфликт в Карабахе не "замороженный", он скорее "горячий"
Гаянэ Новикова: Конфликт в Карабахе не "замороженный", он скорее "горячий"
19:48
Analitika.at.ua. Корреспондент ИА REGNUM побеседовал о дестабилизации
ситуации на Ближнем Востоке, процессах в Закавказье в целом и в Армении в
частности с директором Центра стратегического анализа Spectrum Гаянэ Новиковой.
- В последнее время взгляды политологов и СМИ прикованы к событиям на
Арабском Востоке. В политическом дискурсе Армении появились тревожные нотки -
опасения, что данные события могут повториться и в Закавказье. На ваш взгляд,
захлестнет ли протестная волна страны региона?
Прежде чем ответить на ваш вопрос, я бы обратила внимание на
несколько факторов. Во-первых, протестное движение инициировано представителями
нового поколения: образованными и квалифицированными специалистами, которых
мировой экономический кризис загнал в тупик. В отличие от демонстраций, которые
прокатились по европейским столицам летом и осенью 2010 года с требованием
проведения антикризисных мероприятий, в арабских государствах, помимо
требования перемен "здесь" и "сейчас", стоит задача смены
власти. Ведь в каждом из арабских государств правила и правит горстка
коррумпированных стариков, лучшие годы которых пришлись на 70-е годы прошлого
века, так что конфликт поколений был неизбежен. Во-вторых, экономический кризис
усугубил конфронтацию - культурную, религиозную и ценностную - по оси
"Запад - Восток" и привел к своеобразному кризису идентичности в Арабском
мире. Роль "детонатора" играли, в целом, незначительные события...
В-третьих, отсутствие единого харизматического лидера в каждом из революционных
движений на Арабском Востоке может привести к еще большему кровопролитию и к
диктатуре. Однозначно усилится и роль исламистских организаций.
В нашем регионе ситуация качественно иная. Активность в
политическом поле трех государств Южного Кавказа, возможно, незначительно
увеличится, в меньшей степени как результат отголосков событий на Арабском
Востоке, в большей степени - в силу своего "сезонного" характера. В
Армении, в связи с приближающейся годовщиной событий 1 марта и с нестабильной
экономической ситуацией, активность будет выше, чем в Грузии или в
Азербайджане. В Грузии оппозиция ищет поддержку на Западе и в России, что
означает, что ей в ближайшее время не удастся выступить объединено. В
Азербайджане (отчасти под воздействием событий в мусульманском мире, отчасти в
связи с жесткими мерами, принимаемыми властями страны) могут несколько
активизироваться выступления сторонников исламистских организаций и движений.
Ни в одной из стран Южного Кавказа нет конфликта поколений - во власти
представители уже постсоветского поколения. Нет кризиса идентичности - все три
государства видят в качестве приемлемой модели развития западную демократию,
западные ценности и прочее. Нет и харизматических лидеров. Важно и то, что
ситуация на Южном Кавказе с точки зрения "продвинутой",
"продвигаемой" или "управляемой" демократии вполне
устраивает основных внешних акторов.
Так что ожидания "захлестывающих волн"
преувеличены. Оппозиция, по разным причинам в каждой из республик, пока не
способна создать протестную "критическую массу" и повести ее за
собой, несмотря даже на ухудшающуюся экономическую ситуацию и рост социальной
напряженности в целом по региону.
- Относится ли ваша оценка и к потенциалу внепарламентской оппозиции
Армении? Можно ли считать, что личность первого президента Армении Левона
Тер-Петросяна отныне не является объединяющим фактором как для оппозиционных
сил, входящих в состав Армянского национального конгресса, так и для
оппозиционно настроенной части армянского общества?
Да, конечно, сказанное относится и к армянской
внепарламентской оппозиции. Левон Тер-Петросян смог объединить вокруг себя
протестную массу осенью 2007 - весной 2008 года, но за эти три года его
политический капитал не прибавился. В армянском обществе трудно поддерживать
общественный интерес, только манипулируя словами. Я не вижу четкой
стратегической линии в поведении оппозиции. Критика властей сводится к
перечислению вполне очевидных фактов, но предложить что-то конструктивное
внепарламентская оппозиция, в том числе и АНК как ее наиболее серьезное звено,
пока не может...
- Насколько, по-вашему, серьезно противостояние между партнерами по
коалиции власти ("Процветающая Армения" и Республиканская партия
Армении)? Считаете ли Вы вероятным возвращение в большую политику бывшего
президента Роберта Кочаряна?
Противостояние между партнерами по коалиции не может быть
серьезным, поскольку в создавшейся внутриполитической ситуации это будет иметь
негативные, если не катастрофические, последствия для обоих. А для возвращения
Роберта Кочаряна в политику должна быть соответственная атмосфера, определенный
общественный спрос, чего сегодня нет.
- В Армении начали обсуждать идею создания двухпалатного парламента.
Некоторые политики отмечают, что идея двухпалатного парламента заключается в
привлечении представителей диаспоры для принятия общенациональных решений. В
случае, если идея двухпалатной системы будет реализована, сумеет ли Верхняя
палата, состоящая из представителей диаспоры, занять самостоятельную позицию в
отношении к исполнительной власти?
Двухпалатность парламента оправдана в тех случаях, когда она
несет функцию обеспечения представительства того или иного меньшинства или тех
или иных интересов, федераций и прочего. Если Сенат создается для обеспечения
представительства Диаспоры в принятии жизненно важных для Армении вопросов, то
подобное изменение структуры высшего органа законодательной власти вызывает
большое количество вопросов правового и практического характера. Боюсь,
эффективность работы парламента станет еще меньшей. Диаспора, к тому же
неоднородная, не может создать качественный и тем более количественный перевес
в нем. Следовательно, проблема снижения уровня контроля над парламентом со
стороны исполнительной власти не будет решена.
- По мнению ряда западных дипломатов, карабахский конфликт - это,
скорее, не "замороженный", а нерешаемый конфликт. Согласны ли вы с
подобным подходом?
Согласна с тем, что конфликт не "замороженный".
Более того, он скорее, "горячий", чем "тлеющий".
Категорически не согласна с тем, что он "неразрешимый". Заявления о
неразрешимости нагорно-карабахского конфликта, тем более, озвучиваемые
представителями западных государств, достаточно опасны. Они a priori создают
почву для провоцирования одной из сторон, в частности, Азербайджана, к
разрешению конфликта силовым методом. Общественное мнение в этой стране и так
уже настроено на волну реванша. За последние два-три года, наверное, не было ни
одного выступления президента Азербайджана, в котором бы не было агрессивных
выпадов в адрес Армении или армян, или обвинений Минской группы в бездействии и
неэффективности. Все чаще звучит уже открытый призыв к началу вооруженных действий
в зоне конфликта.
Последние несколько лет дали множество примеров разрешения
"неразрешаемых" ситуаций. Независимость Косово является отличным
примером повышенного внешнего интереса к разрешению конфликта. Правда, почти
полное безразличие Запада к происходящим в Южном Судане событиям не помешало
населению этой территории проголосовать за независимость, а у властей Судана
хватило мужества принять результаты голосования даже с учетом того, что
основные природные богатства страны сосредоточены на юге.
- Каковы, на ваш взгляд, перспективы разрешения нагорно-карабахского
конфликта? Согласны ли вы, что и без того незначительный интерес к этой
проблеме у международного сообщества снижается?
Замечу, что на фоне последних событий в Арабском мире
снизился интерес к не только к нагорно-карабахскому, но и к
"грузинским" конфликтам. Кроме того, снижению интереса к ситуации по
Карабаху опосредованно способствовала и "привязка" конфликта к
проблеме нормализации армяно-турецких отношений: инициаторы процесса исходили
из того, что снижение напряженности в одном направлении автоматически будет
способствовать появлению положительной динамики по второму направлению. На деле
же тупиковая ситуация в карабахском урегулировании загнала в тупик и процесс
армяно-турецкого примирения.
Относительно перспектив разрешения нагорно-карабахского
конфликта в обозримом будущем я не очень оптимистична. Недавний доклад
Международной кризисной группы предлагает в качестве меры недопущения для
возобновления войны в регионе шесть пунктов, в которых больше требований
предъявляется Армении и Нагорному Карабаху, чем более агрессивно настроенному и
соответственно ведущему себя Азербайджану. Дисбаланс доклада вполне очевиден, и
это тоже не способствует ни снижению напряжения в регионе, ни сближению позиций
сторон.
Динамика внутренних процессов в Армении и Азербайджане также
не способствует созданию атмосферы доверия в обоих обществах, - а именно это
является одним из основных условий разрешения конфликта. Единственное, что
могло бы изменить ситуацию - это включение Нагорного Карабаха в прямой
переговорный процесс. Вся совокупность вопросов, связанных с проведением
референдума, должна обсуждаться и решаться с учетом мнения Нагорного Карабаха.
Еще раз сошлюсь на механизм проведения референдума в Южном Судане как на пример
волеизъявления народа и принятие его решения руководством
"метрополии".
- Недавно президент Грузии Михаил Саакашвили выдвинул идею создания
"объединенного Кавказа" на встрече с министром иностранных дел Турции
Ахмедом Давудоглу. Насколько, по-вашему, жизнеспособна эта идея Михаила
Саакашвили, учитывая его отношения с Москвой, а также карабахский фактор и
заблокированную границу Турции с Арменией?
Едва ли не с момента развала СССР идея "объединенного
Кавказа" является одной из любимых тем турецких политиков. Периодически
инициатором выступает и грузинская сторона. Так что ничего нового предложение
грузинского президента не содержит, и никаких реальных основ под собой не
имеет. Внутренний конфликтный потенциал региона слишком велик. К перечисленным
вами проблемам нужно добавить и напряженность в армяно-грузинских отношениях,
которая неизбежно будет нарастать не только в традиционно тяжелых сферах
двусторонних отношений, связанных с ситуацией в Джавахке/Самцхе-Джавахети, с
сохранением армянского культурного наследия на территории Грузии, но и уже в
сфере экономических интересов.
Однако я бы хотела обратить внимание на следующее: на мой
взгляд, в действиях грузинской стороны прослеживается опасная тенденция
"привязать" Северный Кавказ к Южному. В сентябре прошлого года в
своей речи на Генеральной Ассамблее ООН президент Саакашвили заявил, что
объединенный "Северный и Южный Кавказ войдут в европейскую семью свободных
народов, следуя по пути Грузии". В контексте этого самого "объединенного
Кавказа" был снят визовой режим для граждан России - выходцев с Северного
Кавказа. 3 февраля этого года начата трансляция телевизионного канала
"Первый информационный", вещающего на русском языке, в том числе и на
Северный Кавказ. Во время презентации канала состоялась почти трехчасовая
сессия вопросов и ответов с участием президента Грузии, сделавшего заявления о
том, что народы Северного Кавказа стонут под московским управлением, что их
приютят в Грузии, и "Северный Кавказ превратился в гетто". Подобные заявления,
с одной стороны, безусловно, провоцируют новый виток напряженности в
российско-грузинских отношениях. С другой стороны, они создают серьезную угрозу
безопасности всего региона, в том числе и Армении, поскольку значительно
облегчают деятельность международных террористических организаций на Южном
Кавказе.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.