Главная » 2010»Январь»2 » Гаянэ Новикова: Новое поколение турок, спустя годы, возможно, будет готово к покаянию
Гаянэ Новикова: Новое поколение турок, спустя годы, возможно, будет готово к покаянию
13:01
Analitika.at.ua. Интервью директора Центра Стратегического Анализа
Spectrum Гаянэ Новиковой
Госпожа Новикова, какова Ваша оценка текущего процесса по нормализации
армяно-турецких отношений? Какие плюсы и минусы Вы видите в двусторонних
Протоколах, подписанных 10-го октября в Цюрихе?
Как и любой процесс, имеющий глубокие исторические корни,
нормализация армяно-турецких отношений требует длительного времени, и ожидать
скорых позитивных изменений не следует. Подписание Протоколов – это только
первый шаг в установлении добрососедских отношений между двумя государствами.
При этом Турция переформатирует всю свою южнокавказскую политику, и намерена
утвердиться в роли региональной державы. В случае нормализации отношений с
Арменией, Турция становится единственным государством пространства Южного
Кавказа, не имеющего или минимизировавшего свои противоречия с соседями, что
дает ей большое преимущество.
После августовской войны 2008 года и установления нового
status quo в регионе Армения, с одной стороны, получила возможность повысить
уровень своей значимости в региональных процессах. С другой стороны, подписав
Протоколы, она оказалась в прямой зависимости от дальнейших шагов Турции,
заметно сузив возможности в давлении на Турцию в вопросе признания Геноцида
армян в Османской империи, а также уменьшив свою маневренность в урегулировании
нагорно-карабахского конфликта. Кроме того, подписание Протоколов без
консультаций с Диаспорой увеличило разрыв между различными сегментами армянской
Диаспоры, осложнило отношения по оси «Армения – Диаспора» и подлило «масла в
огонь» армянской оппозиции. В этом я вижу основные минусы.
Что касается плюсов, то они все начинаются со слова «если»…
Как скоро, на Ваш взгляд, будут ратифицированы армяно-турецкие
Протоколы, учитывая, что в Армении, и, тем более, в Турции существует множество
противников этих соглашений?
Не думаю, что ратификация Протоколов – дело ближайшего
будущего. Проблема не только в противниках соглашений в обоих государствах, но
и в неготовности обществ в целом к, подчеркну, ускоренной нормализации
отношений. Кроме того, ратификация Протоколов потребует уже осуществления
конкретных шагов навстречу друг другу в режиме реального времени, последствия
которых неоднозначны для обеих – и армянской, и турецкой – сторон. В этом
контексте затягивание процесса ратификации в целом выгодно и Армении, и Турции,
демонстрирующих «добрую волю» с целым рядом оговорок.
Какие интересы преследуют крупные мировые игроки в процессе
армяно-турецкого сближения, в частности, США, ЕС и РФ?
Начну с того, что все и США, и ЕС, и Россия в гораздо большей
степени заинтересованы в Турции, чем в Армении.
В течение двух сроков пребывания Дж.Буша-младшего на посту
президента Соединенные Штаты оказались вовлечены в Ирак, втянуты в затяжную
войну в Афганистане, отношения США – Иран балансировали периодически на грани
фола, отношения с государствами Западной Европы, в частности, Германией и
Францией были напряженными, а с Россией неуклонно ухудшались. В совокупности,
происходили три параллельных процесса: шло снижение восприятия роли США в
мировых процессах, Европа стала проводить более активную политику в отдельных
регионах, позволяя себе даже вступать в противоречия с США, а Россия, наращивая
свой экономический потенциал, заявила о себе как о «полюсе силы».
В «треугольнике» США – ЕС – Россия Турция, как евразийская
держава, оказалась в фокусе интересов всех трех акторов. Каждый из них
преследует свои цели: для США необходимо восстановить уровень стратегического
партнерства с Турцией, в первую очередь, в связи с ситуацией на Ближнем Востоке
и усилить ее позиции в расширенном регионе, включающем также
Каспийско-Черноморский бассейн. Для ЕС важно переключить Турцию на тот же
регион с целью сохранения ее функции энергетического концентратора,
обеспечивающего в некоторой степени диверсификацию поставок энергоресурсов; к
тому же, подталкивание Турции «на восток» создает иллюзию возможного снижения
давления со стороны Турции на ЕС в вопросе ее членства в этой организации.
В целом, можно говорить о том, что и ЕС, и США способствуют
усилению роли Турции в качестве своего стратегического союзника на евразийском
пространстве.
Несколько иные подходы к Турции у России. Для обоих
государств Южный Кавказ является "front yard;” оба государства заинтересованы в
форсировании развития отношений в экономической, политической сферах, а также в
вопросах борьбы с неконвенциональными угрозами, в частности, терроризмом.
Фактически Россия и Турция начали гонку за влияние в регионе Южного Кавказа.
Достигнув понимания в вопросе путей доставки энергоресурсов
в Европу (в частности, по прокладке газопровода «Южный поток»), не вынося на
обсуждение в двустороннем формате вопрос о территориальной целостности Грузии,
оба государства, заявляющие о необходимости широкоформатного регионального
сотрудничества по формуле «3+2» (Армения, Азербайджан, Грузия, Россия и
Турция), вплотную занялись проблемой урегулирования Нагорно-Карабахского
конфликта, который рассматривается как самое серьезное препятствие на пути к
этому сотрудничеству.
Субъективной же причиной подталкивания Турции и Армении друг
к другу является то, что для США, ЕС и России после череды провалов и проколов
во внешней политике армяно-турецкое урегулирование является своего рода
«историей успеха».
Несколько дней назад завершился визит турецкого премьера Эрдогана в
США. Как известно, турецкий лидер вновь заявил, что прогресс в армяно-турецких
отношениях возможен только после реальных подвижек в вопросе Карабаха. Кому, на
Ваш взгляд, в первую очередь, адресован данный мэссидж и могут ли эти заявления
затормозить или «заморозить» процесс нормализации, учитывая ответ Эрдогану
официального Еревана?
Заявления о взаимозависимости процессов нормализации
двусторонних армяно-турецких отношений и ситуации по урегулированию
нагорно-карабахского конфликта турецкой стороной делались со времени начала
этого конфликта. Адресатами являются, во-первых, Азербайджан, во-вторых,
определенные националистически настроенные сегменты турецкого общества,
в-третьих, ЕС и США, которым Турция, таким образом, доказывает свою способность
проводить самостоятельную политику на Южном Кавказе. Адресатом является и
Армения, которая оказалась втянутой в «игру на нервах».
В то же время, мне кажется, что выбранная Турцией модель
поведения рассчитана на «замораживание» ситуации, поскольку для самой Турции,
имеющей множество серьезных внешних и внутренних проблем, дополнительные
проблемы (которые, безусловно, повлекут за собой установление дипломатических
отношений с Арменией и разблокирование границы) не нужны.
В контексте вышесказанного, насколько вероятно открытие двусторонней
границы без реальных подвижек в вопросе Карабаха?
Мне кажется, маловероятно.
Как в контекст армяно-турецкого сближения вписывается проблема
признания Геноцида армян? Может ли нормализация отношений между странами
поспособствовать процессу признания этого преступления, в том числе и со
стороны Турции?
Армяно-турецкое сближение – процесс, который оказался в
определенном смысле неожиданным для внешнего мира. Я бы обратила внимание на
то, что в контексте армяно-турецкого сближения проблема Геноцида армян и все,
что связано с нею, вызывает меньшую напряженность, чем проблема Нагорного
Карабаха. Думаю, на этом фоне волна международного признания Геноцида армян в
Османской империи, скорее всего, на какое-то время спадет, и для нового подъема
нужны скоординированные усилия Армении и Диаспоры.
Однако я бы не ставила вопрос признания Геноцида армян
Турцией и нормализацию армяно-турецких отношений на одну плоскость. Новое
поколение турок, которое прагматично готово подойти к вопросу о нормализации
отношений с соседним государством, в то же время не хочет нести ответственности
за события почти столетней давности и морально не готово признать эту
ответственность. Однако оно начало обсуждение трагических страниц своего
прошлого, и может быть, спустя годы, будет готово к покаянию, но не признанию
этого преступления.
Каким Вам видится развитие турецко-азербайджанских отношений на фоне
армяно-турецкого примирения? Учитывая сложившиеся реалии, насколько, на Ваш
взгляд, актуален сегодня тезис – «Одна нация – два государства»?
Определяющими в турецко-азербайджанских отношениях являются
этническая, культурная, лингвистическая и конфессиональная составляющие
самоидентификации как турок, так и азербайджанцев. К кураторской миссии Турции
в отношении Азербайджана следует добавить ее стремление играть роль
энергохранилища и страны-транзитера для поставок на Запад энергоресурсов из
зоны Каспия.
В свою очередь, Азербайджан на начальном этапе своего
независимого существования всячески стремился к максимальному вовлечению Турции
во внутриполитические процессы, а также к интенсификации ее роли в процессах,
идущих вокруг урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. Стоит отметить,
что в стране усиливается роль суннитского ислама, особенно в столице и в
северных регионах; армия Азербайджана строится по турецкому образцу, и в целом,
азербайджанское руководство старается приспособить турецкую модель
государственного устройства к азербайджанской действительности.
Несмотря на кажущееся совпадение стратегических интересов, в
отношениях двух государств есть проблемы в экономической сфере, к которым
добавились достаточно серьезные политические проблемы, связанные со сменой
status quo в регионе по итогам войны августа 2008 года.
Можно было бы говорить о том, что Турция в вопросе
налаживания добрососедских отношений с Арменией оказалась заложницей
Азербайджана, однако, вышеотмеченные составляющие самоидентификации двух
народов создают мощное поле притяжения. А это значит, что принцип «два
государства – один народ» на уровне обществ (в большей степени) и элит (в
меньшей степени) все еще актуален.
Как Вы оцениваете прошедший год с точки зрения урегулирования
нагорно-карабахского конфликта? Привнесли ли участившиеся встречи на высшем
уровне активизацию в этот процесс, и каков Ваш прогноз касательно перспектив
его урегулирования в ближайшее время?
Во-первых, урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта
оказалось «вплетено» в армяно-турецкое сближение;
Во-вторых, заметно активизировались все нерегиональные
акторы – США, Россия, ЕС.
В-третьих, частота встреч в обоих форматах – на уровне
встреч президентов и министров иностранных дел Армении и Азербайджана не
сблизила позиции сторон и не сняла противоречий, существующих между ними.
Так что, в количественных показателях активизация процесса
есть, в качественных – скорее всего, нет.
Что касается прогнозов: пытаться что-либо прогнозировать –
занятие крайне неблагодарное, а прогнозировать в создавшейся ситуации по
урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта – тем более. Однако я не вижу
пока реальных сдвигов в переговорном процессе, и не думаю, что в обозримом
будущем следует ожидать прорыва, поскольку он будет означать кардинальное
изменение позиции одной из трех сторон конфликта, что маловероятно.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.