Главная » 2011»Апрель»11 » Гайк Котанджян: Армении не дано проиграть ни в одной войне!
Гайк Котанджян: Армении не дано проиграть ни в одной войне!
11:38
Analitika.at.ua. Гайк Саргисович
Котанджян родился в 1945 году в г. Ленинакане (ныне – Гюмри, Республика
Армения), доктор политических наук, генерал-майор вооруженных сил Республики
Армения (РА), военный дипломат. Основатель отдела военной политики МО РА и
военного представительства РА в США. Работал в области кризисного управления,
стратегических аспектов национальной безопасности, политологии межнациональных
и межрелигиозных отношений, кибернетической психологии. Научный руководитель
проекта «Стратегии национальной безопасности Армении». Президент Ассоциации
политической науки Армении – АПНА, доктор политических наук (РФ).
Г-н Котанджян, Вы стали первым армянским доктором политических наук
после введения во время Перестройки в ВАК-овский перечень СССР и далее РФ
специальности "Политические процессы и институты”, а также прошли подготовку в
авторитетных безопасностно-политологических центрах Европы и США. Пожалуйста,
расскажите о недавно зарегистрированной Ассоциации политической науки Армении и
Вашей роли в ней.
Учредителями Ассоциации являются ведущие политологи Армении,
в основном, имеющие опыт научного сотрудничества с наиболее продвинутыми
политологическими школами России, Америки и Европы. Для моих коллег, среди
которых преобладают специалисты молодого поколения, представляет актуальность
разграничение профессиональной политологической среды и сферы активности
самодеятельных политических комментаторов.
В соответствии с этим, основными целями организации в ее
Уставе определены: способствование формированию научных основ и традиций
армянской политологии, развитию политологического образования и обучения,
укоренению профессиональных и этических норм деятельности политологов, развитию
экспертного потенциала политической науки, а также расширению эффективного
сотрудничества с аналогичными организациями за рубежом.
Я являюсь Президентом, председательствующим на заседаниях
Совета Ассоциации, – по американским стандартам – Чэйрмэном организации. Исполнительным
директором избран молодой кандидат наук из выпускников Флэтчеровской Школы
Дипломатии Тафтского университета США Бениамин Погосян.
На митинге Армянского национального конгресса его лидер Левон
Тер-Петросян заявил, что действия АНК будут разворачиваться таким образом,
чтобы исключить провоцирование внутренней нестабильности в Армении, дабы не
дать Азербайджану шанс, воспользовавшись этим, развязать новую войну. Каково
Ваше отношение как профессионального политолога и Президента Ассоциации
политической науки к данному заявлению?
Заявление Левона Тер-Петросяна достойно высокого призвания и
общественного статуса Первого Президента Республики Армения. Оно отражает
возможность формирования консенсуса между властвующей элитой и оппозиционными
контрэлитами вокруг неоспоримой приоритетности интересов национальной
безопасности Армении, Нагорного Карабаха и Всемирного Армянства в целом.
На мой взгляд, возможность выстраивания диалога на основе
стратегических приоритетов Республики Армения в полной мере отражает позицию Действующего
Президента РА Сержа Саргсяна, придающего первостепенное значение безопасностным
интересам армянского народа.
Как бы Вы оценили прошлую деятельность Первого Президента Армении?
Неоднозначно!
Заслуги Первого Президента в создании основ новой
независимой армянской государственности неоспоримы. При нем в сотрудничестве с
лидерами Карабахского национально-освободительного движения во главе с Робертом
Кочаряном и Сержем Саргсяном была достигнута общая политическая победа в
проведении легального референдума в Нагорном Карабахе и создании
Нагорно-Карабахской Республики. При нем были созданы Вооруженные Силы
Республики Армения. Военная победа на фронтах Карабаха была также достигнута во
время каденции президентства Левона Тер-Петросяна.
Вместе с тем следует указать и на допущенные Первым
Президентом серьезные ошибки в национально-государственном строительстве,
заложившие основу сегодняшних трудностей в экономической, социальной и
политической жизни Армении и Нагорного Карабаха.
При всех недостатках советского доктринально-ограниченного
образа жизни Армения лидировала в ряде областей точного машиностроения и
электроники, в том числе и в составе военно-промышленного комплекса СССР. Столь
технико-технологически продвинутой экономике соответствовала развитая
социально-профессиональная структура армянского общества. Симптоматической
иллюстрацией этому может служить тот факт, что в 1980-ые годы Армения по
удельному весу специалистов высшей квалификации – докторов и кандидатов наук –
на 1000 человек занимала первое место среди союзных республик СССР.
В годы же властвования Первого Президента, приведшего к управлению
государством, наряду с рядом молодых творчески одаренных личностей, множество
бездарных криминальных популистов, из-за принципиальных ошибок в реформировании
экономики и социальной политики Армения стала превращаться в государство, в
экономике которого практически прекратили функционировать наукоемкие
производства. Здесь необходимо сделать оговорку и указать на существование
некоторых объективных причин упадка технологически продвинутых отраслей
производства на всем постсоветском пространстве после упразднения СССР. Например:
разрыв цепи поставок, прекращение дотационной поддержки Москвы, низкая
конкурентоспособность некоторых сфер индустрии в связи с медленным внедрением
компьютерных систем в 1980-ые годы и т.д.
Однако просчеты в стратегии и тактике приватизации, а также
недальновидное замораживание контактов с партнерами из бывших советских
республик в тот период стали куда более значимыми факторами в деле развала
высокотехнологичной экономики и подрыва ресурсов национальной безопасности. Доступ
к приватизации получили случайные люди, которые зачастую были заинтересованы
только лишь в продаже приобретенных производственных активов в качестве
металлолома. Другим серьезным упущением приватизации стало неправильное
реформирование сельского хозяйства в условиях малоземельной Армении, в
результате чего произошло неэффективное дробление земельного фонда и средств
механизации – с последующей деградацией отрасли. Данные процессы усугубились
из-за трудностей ведения навязанной со стороны Азербайджана войны в Карабахе и
на границах Армении – с попыткой блокады коммуникаций..
Особое место среди ошибок пришедшего к власти Армянского
Общенационального Движения, на мой взгляд, занимали просчеты в налаживании
сбалансированного общенационального диалога между наиболее влиятельными
группами интересов и политическими партиями Армении и Диаспоры. Преследования
АРФД и арест его руководителей, попытки ослабления другой авторитетной
политической силы Диаспоры – либерально-демократической партии
Рамкавар-Азатакан и ряд подобных шагов на этапе становления национальной
государственности привнесли в зарождающуюся политическую культуру Армении
конфронтационность во взаимоотношениях между основными субъектами политики
Армении и Всемирного Армянства в целом.
Каковы, на Ваш взгляд, причины высокого уровня социальной напряженности
в армянском обществе?
С приобретением независимости хозяйство Армении не было
своевременно переориентировано на сотрудничество со странами ближневосточного
региона, который являлся и ныне служит рынком для реализации продукции
модернизированной оборонной промышленности России-преемницы
оборонно-промышленного комплекса СССР, частью которой являлись частично
разграбленный в те годы комплекс точного машиностроения и в известной мере
ослабленное в тот период научно-техническое сообщество Армении.
Развал производственных мощностей Советской Армении в
результате профессиональной некомпетентности государственного руководства,
злоупотребления и коррупция во властных структурах – под прикрытием
популистской имитации демократии – стали причиной массовой безработицы,
катастрофического трансформирования социально-профессиональной структуры и
поляризации армянского общества, трудовой эмиграции специалистов, монополизации
и олигархизации бизнеса, трудностей в планировании устойчивого развития
экономики, системы рабочих мест, а также подготовки и трудоустройства
специалистов.
Подобными ошибками и злоупотреблениями в прошлом и
настоящем, в конечном счете, и обусловлена социальная напряженность в армянском
обществе.
Как Вы относитесь к недавней голодовке лидера партии "Наследие” Раффи
Ованесяна?
Раффи является одним из наиболее образованных и патриотичных
представителей армянской Диаспоры, которые предпочли риски политической
деятельности в Армении предсказуемой профессиональной карьере в США.
Вместе с тем следует отметить неконфронтационный,
интеллигентный характер политической акции Раффи Ованесяна, укладывающейся в
систему международных норм в области гражданских и политических прав человека,
прав и свобод, отраженных в Основном законе нашего национального государства. У
меня как политолога нет оснований для оспаривания его выбора ненасильственных
средств политической борьбы за продвижение демократии и прогресса в Армении.
Что бы Вы сказали о приглашении Левона Тер-Петросяна играть в политике
в шахматы?
Разумеется, это фигуральное выражение калибра политических
предпочтений. Здесь уместно вспомнить, на мой взгляд, политологически
безукоризненное изречение одного из корифеев политической стратегии
современности Уинстона Черчилля: - «Государственных мужей волнует судьба
следующего поколения. Политиков волнует исход следующих выборов».
Важно то, что власти и оппозиция, в данном случае - в лице
Действующего и Первого президентов, каждый в отдельности, публично высказались
о совпадении одного из стратегических интересов возглавляемых ими сил -
приоритетности продолжения политической борьбы без угрозы подрыва
внутриполитической стабильности в Армении как одного из главных приоритетов
нашей национальной безопасности. В этом смысле шахматы в политике обоих лидеров
символизируют приоритет Стратегии и долгосрочных национальных интересов в
отношении Тактики и политиканской коньюнктуры.
С точки зрения интересов обогащения нашей национальной
политической культуры при развитии наметившегося диалога среди всех участников
политического процесса в качестве одного из стратегических приоритетов
национальной безопасности могла бы быть рассмотрена возможность легализации
исполнения особо важных и почетных ролей в политической жизни Республики
Армения ушедшими в отставку президентами – с творческим осмыслением положительного
опыта многих государств мира.
Как бы Вы охарактеризовали приглашение президентов Армении к
ответственному за национальную безопасность диалогу?
В качестве стратегической цели, отражающей приоритеты
обеспечения национальной безопасности нашего государства, исходя из сделанного
приглашения к общенациональному диалогу и консолидации, может быть взят
следующий фундаментальной принцип:
"Армении не дано проиграть ни в одной войне!”
Этот принцип объединяет Всемирное Армянство и получает
особую актуальность в связи с угрозой возобновления войны со стороны
Азербайджана – в преддверии 100-летия Геноцида армян, в котором наряду с
Османской Империей определенную роль сыграл также самопровозглашенный в 1918-ом
году Азербайджан.
Данный безопасностный принцип общенационального калибра
может стать основой для достижения стратегического консенсуса в сетевой
консолидации совокупной мощи Армении, Нагорного Карабаха и Диаспоры. PanARMENIAN.Net
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.