Главная » 2010 » Ноябрь » 22 » Гайк Котанджян: Баку использовал идею повторного референдума в Карабахе не по назначению
Гайк Котанджян: Баку использовал идею повторного референдума в Карабахе не по назначению
00:07
Analitika.at.ua. На вопросы корреспондента Regnum.ru отвечает руководитель Института
национальных стратегических исследований Министерства обороны Республики
Армения, доктор политических наук (РФ), научный эксперт по контртерроризму
(США), действительный член Российской Академии военных наук, член
Научно-экспертного совета ОДКБ генерал-майор Гайк Котанджян.
- Господин генерал, в докладе на VI Конвенте Ассоциации международных
исследований в Москве, с целю выведения процесса карабахского урегулирования из
тупика, вы выдвинули предложение о необходимости перезарядки Мадридских
принципов. В чем суть и каково обоснование вашего предложения?
В 2005 году в портфель Минского процесса по Карабаху был
привнесен новый фактор - предложение по проведению повторного референдума в
Нагорном Карабахе, несмотря на легальность и легитимность референдума,
проведенного там 10 декабря 1991 года в полном соответствии с действовавшим в
то время законодательством СССР. Это предложение по пролонгации процесса
разрешения конфликта Сопредседатели Минской группы тогда обосновали
необходимостью предоставления дополнительного времени для подготовки сторон
конфликта к миру. Однако мировое сообщество стало свидетелем использования
предоставленного времени Азербайджаном для интенсивной подготовки не к миру, а
к войне. Этот известный международному сообществу факт обосновывает оценку
контрпродуктивности привнесения в портфель Минского процесса предложения по
повторному референдуму. Об этом свидетельствует многократное увеличение с 2005
года азербайджанского военного бюджета для развязывания на Южном Кавказе гонки
вооружений с многократным превышением с его стороны потолков, установленных
договором ДОВСЕ, и увеличением в структуре вооружения удельного веса
наступательного оружия.
Итак, привнесение в Карабахский процесс идеи повторного
референдума вместе с демонстративной подготовкой новой войны на Кавказе
позволило властям Азербайджана перенести свое толкование компромисса в наиболее
опасный для процесса урегулирования формат - в плоскость угрозы возобновления
войны. Данный контрпродуктивный способ подготовки азербайджанской стороны к
миру отражается в ставшей привычной для международного сообщества
милитаристской риторике главы Азербайджанского государства, обычно предваряемой
дежурными выражениями приверженности принципам мирного разрешения конфликта в
соответствии с нормами международного права.
Итак, необходимость перезарядки Мадридских принципов
обосновывается использованием азербайджанской стороной предложения о повторном
референдуме, являющегося одной из базовых составляющих Мадридского портфеля,
для подготовки к новой войне - вопреки урокам военной катастрофы, произошедшей
на Южном Кавказе в 2008 году.
- Гайк Саргисович, как вы оцениваете возможность рассмотрения на
Саммите ОБСЕ в Астане задачи возобновления действия механизмов по контролю за
уровнем обычных вооружений - до достижения нового консенсуса по обновленному
ДОВСЕ?
На мой взгляд, принятие в Лиссабоне новой Стратегии
коллективной безопасности НАТО с возобновлением полномасштабного диалога между
НАТО и Россией, а также разворачивающаяся перезарядка отношений между США и РФ
являются хорошей стратегической основой для модернизации системы контроля за
гонкой вооружений в Европе, в том числе в нашем регионе. Обновление системы мер
по укреплению доверия и безопасности в Европе предполагает их отражение в
повестке Саммита ОБСЕ в Астане. И в данном контексте обсуждение мер по
эффективному контролю за обычными вооружениями в Европе, до заключения
пересмотренного ДОВСЕ, с возобновлением практики использования механизмов
контроля за гонкой вооружений представляется одним из стратегических
приоритетов ОБСЕ.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.