Главная » 2010»Декабрь»14 » Газ иракского Курдистана для Nabucco: турецкий интерес
Газ иракского Курдистана для Nabucco: турецкий интерес
14:52
Analitika.at.ua. В сентябре 2009г. министр энергетики Турции Танер Йылдыз
заявил, что Турция и Ирак обсудили возможность подписания меморандума о
взаимопонимании в вопросе доставки иракского газа в Европу через территорию
Турции — по планируемому газопроводу Nabucco1.
Это прозвучало несколько неожиданно, учитывая, что «газ из
Ирака» подразумевает его добычу на территории Региона Курдистан, что будет
способствовать развитию его экономической самостоятельности и самодостаточности
и, как следствие, работать на укрепление этого региона как независимого
государственного образования, отрицательное отношение к чему Анкары обусловлено
не только историческими, но и геополитическими основаниями.
Поэтому логично было бы предположить, что заинтересованность
Турции в экспорте газа Ирака через свою территорию обусловлена не только
экономическими, но и политическими резонами. Каковы же реальные интересы Турции
и насколько осуществимы совместные планы Анкары и Багдада по превращению
Иракского Курдистана в одного из основных альтернативных поставщиков газа в ЕС?
Разведанные запасы газа на территории Ирака составляют 3,17
трлн. м3, из них около 90% – примерно 2,8 трлн. м3 – в Регионе Курдистан.
Однако в настоящее время добыча природного газа в Ираке не ведется ввиду
отсутствия необходимых производственных мощностей и соответствующей
инфраструктуры. Правда, правительство Ирака активно приступило к заключению
прямых договоров и проведению международных тендеров по привлечению
иностранного капитала и кампаний к созданию в стране, практически «с нуля»,
газодобывающей и газотранспортной отраслей.
Так, в мае 2009г. австрийская энергетическая компания «OMV»
и венгерская «MOL» выкупили по 10% акций «Pearl Petroleum Company», которая
занимается разработкой месторождений Хор Мор (Kor Mor) и Чемчемал (Chemchemal)
на территории Иракского Курдистана, прогнозная мощность которых составит около
85 млн. м3 газа в сутки уже к 2015г., что предполагает начало экспорта газа на
мировые рынки. Этих объемов должно хватить, по крайней мере, на запуск
нефтепровода Nabucco.
Вместе с тем, необходимо отметить, что компании, готовые
инвестировать в нефтегазовую отрасль Ирака, помимо чисто экономических,
поджидает немало трудностей юридического и политического характера, и в
ближайшее время их вряд ли удастся преодолеть и сделать капиталовложения более
защищенными.
Во-первых, в Ираке в настоящее время отсутствует целостная
юридическо-правовая база для привлечения и приложения инвестиций. В частности,
рамочный законопроект об углеводородах, одобренный кабинетом министров Ирака
еще в феврале 2007г., до сих пор так и не принят.
Во-вторых, имеются большие расхождения между Центральным
правительством страны и властями Региона Курдистан по трактовке положений
Конституции Ирака, касающихся правил недропользования.
В основном, споры касаются процедуры заключения соглашений с
иностранными инвесторами и распределения доходов от экспорта энергоносителей.
В соответствие с положениями ст.113 Конституции2 Курдистан
Ирака получил статус федерального района с высокой степенью автономии – вплоть
до права на собственное законодательство, систему законодательной, исполнительной
и судебной власти, собственные силы безопасности и т.п.
Согласно ст.107, в исключительной сфере полномочий
центральной власти остались осуществление внешней и национальной оборонной
политики, организация торговой политики между районами и провинциями Ирака,
разработка государственного и инвестиционных бюджетов, планирование политики,
связанной с водными ресурсами вне Ирака и т.п.
Как следствие, Курдистан стал форсированными темпами
принимать региональные законы об экономической деятельности на своей территории,
не дожидаясь их разработки и принятия федеральным правительством. Уже в 2006г.
был принят региональный закон «Об иностранных инвестициях», а в 2007г. – Закон
об углеводородах, по которому иностранные инвестиции могут быть привлечены не
только в углеводородную отрасль трех провинций – Эрбиль, Сулеймания и Дохук, но
и на территорию вокруг Киркука.
В мае с.г. между центральным и региональным правительствами
было подписано соглашение, юридически закрепляющее право Курдистана на
самостоятельный экспорт нефти на внешний рынок, который курдская сторона до сих
пор осуществляла в неофициальном порядке.
В то же время, не секрет, что из-за контрабанды нефти бюджет
Ирака теряет, по разным подсчетам, от 3 до 5 миллиардов долларов в год. Немалая
часть этих потерь приходится на контрабанду нефти, добытой на Севере страны.
Однако схожая ситуация с контролем нефтедобывающей и перерабатывающей отраслей
наиболее крупными родовыми кланами Ирака (и курдскими, и арабо-шиитскими) и
государственно-партийными структурами Центра и Региона Курдистан, привели к
тому, что сложившийся status-quo более-менее удовлетворяет всех, за
исключением, пожалуй, арабов-суннитов Ирака, исторический ареал проживания
которых обделен запасами нефти и газа. Однако перспективная газовая инфраструктура,
требующая привлечения крупных иностранных инвестиций, будет обладать большей
финансовой и коррупционной прозрачностью. Возможности получения прибыли от
контрабанды газа в этом случае будут практически сведены к нулю. Это заставляет
региональное правительство РК ожесточенно отстаивать свои интересы еще на
стадии юридического определения доли прибыли, которые будут оставаться в
бюджете Курдистана. Кроме того, схема и степень транспарентности в
распределении доходов от добычи и экспорта газа рано или поздно будет
распространена и на нефтяную отрасль. А это напрямую затронет интересы курдских
кланов и способно привести к перераспределению влияния как между ними, так и
между двумя ведущими курдскими партиями Ирака – Демократической партией
Курдистана (лидер – глава РК Масуд Барзани) и Патриотическим Союзом Курдистана
(лидер – президент Ирака Джалаль Талабани).
Вместе с тем, положения Конституции, согласно которым
прибыль от недропользования3 распределяется между всем народом Ирака по
пропорциональному принципу и которое превращает РК в донора по отношению к
остальной части страны, никто не отменял. И наличие юридических коллизий между
региональным и центральным правительствами имеет немаловажное значение в
подпитке конфронтационных процессов между этническими и конфессиональными
группировками в стране, и предоставляют дополнительные возможности для
реализации своих собственных интересов соседними государствами и в первую
очередь Турции.
Однако проблемы в добыче и реализации нефти, а в
перспективе, и газа Северного Ирака не ограничиваются комплексом проблем между
Регионом Курдистан и Центром.
Наиболее крупное нефтяное месторождение, приносящее в бюджет
РК основную часть доходов, расположено в окрестностях города Киркук, который
является спорной территорией между курдами, арабами и туркоманами. Зарождение
проблемы относится к 20-м годам прошлого века, когда Мосульский вилайет был
передан от Турции Ираку.
Перспектива создания в результате войны 1991г. независимого
государства Курдистан или хотя бы образование региональной курдской автономии с
высокой и реальной степенью самостоятельности (какую сейчас и имеет РК)
заставили Анкару активизировать свою внешнюю политику в иракском направлении.
Не без ее давления в так называемую «зону безопасности» на
Севере Ирака вошла только часть Иракского Курдистана – без городов Киркук и
Ханекин – то есть в урезанных границах провозглашенной Саддамом Хусейном в
1974г. в одностороннем порядке Курдской автономии.
К этому же периоду относится и наращивание помощи –
материальной, финансовой, организационной, а по некоторым данным, и
военно-технической – этническому тюркскому туркоманскому (туркменскому)
меньшинству, численность которого составляет, по разным оценкам, от 500 тысяч
до 2,5 миллионов человек и которое компактно проживает на территории так
называемого «туркоманского пояса» – регионе, разделяющем преимущественно арабо-
и курдонаселенные районы.
Параллельно Турция инициировала и начало «демографической
войны» – документальную регистрацию курдского населения как туркоманского –
используя в качестве стимула распределение Турцией по этническому принципу
гуманитарной помощи. А в 2004г. были зафиксированы попытки финансирования
Турцией процесса «перехода в туркоманы» иракских арабов, проживающих в регионе
Киркука.
Постепенное накопление политического, а скорее всего и
военно-политического потенциала туркоманами, превратило это этническое
меньшинство в один из важнейших инструментов оказания Анкарой давления на
руководство Иракского Курдистана.
То, что рано или поздно Турция может предъявить претензии на
свой бывший Мосульский вилайет, хорошо понимал С.Хусейн, когда в рамках
политики арабского национализма санкционировал выселение из нефтеносных районов
севера страны не только курдов, но и туркоманов – этнических тюрок4.
Сейчас в границах Региона Курдистан туркоманов насчитывается
примерно 100 тысяч человек из более чем 4-милионного населения, большая часть
из которых проживает в провинции Эрбиль. Организационно туркоманы объединены в
ряд общественно-политических организаций, самой заметной из которых является
Иракский туркоманский фронт, который, однако, традиционно не получает на
выборах всех уровней какой бы то ни было ощутимой поддержки.
Принадлежность Киркука и других спорных территорий, согласно
статье 140 Конституции Ирака, должна была быть определена на местном
референдуме, сроки которого были установлены не позднее 31 декабря 2007г.
Поскольку курды в регионе Киркука в результате активной репатриационной5
переселенческой политики, проводимой РК, в то время уже составляли большинство
населения, перспектива исхода референдума и отход этого богатого нефтью региона
к Курдистану вызвали серьезную озабоченность и резкую реакцию Анкары, которая
потребовала перенести его проведение как минимум на 5 лет. 15 января 2007г.
премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган открыто пригрозил, что референдум в
Киркуке может стать началом регионального конфликта.
О том, что такое развитие ситуации вполне вероятно, свидетельствовали
как его заявление: «В настоящее время Ирак для нас приоритетнее переговоров о
вступлении в Евросоюз»6, так и сообщения турецких СМИ о концентрации на
иракской границе не менее 240-тысячной армейской группировки, усиленной
бронетехникой и артиллерией.
В целом, Турция преследует следующие стратегические цели:
Сохранение Региона Курдистан в составе единого Ирака с
надеждой на укрепление в будущем роли Центра в делах региона.
Недопущение де-юре присоединения нефтеносного региона
Киркука к РК.
Инициация и поддержка противоречий, вплоть до инспирирования
межфракционных и межклановых столкновений между основными силами Курдистана –
ДПК, ПСК, а также КРП.
Создание и\или поддержка новых политических партий и
движений, ослабляющих и вносящих раскол в традиционно действующие в Курдистане.
О том, что такой процесс партийного строительства после приобретения
фактической независимости РК уже идет, свидетельствует образование группой
бывших членов Патриотического Союза Курдистана партии «Горан» («Перемены»), отобравшей
у ПСК 11% голосов избирателей на местных выборах.
Введя в рассмотрение вопрос о привлечении газа иракского
Курдистана к проекту Nabucco, Турция не только превентивно лоббирует
направление его экспорта через свою территорию, но преследует и ряд сугубо
политических целей. При достаточно призрачных перспективах осуществления
проекта газопровода Nabucco в его нынешней конфигурации, уже одно введение в
повестку дня вопроса о привлечении многомиллиардных инвестиций способно
инициировать формирование у определенной части общества и властных структур РК
более выгодной для Турции позиции по целому ряду вопросов – от отношений с
Центром и с Курдской Рабочей партией до политики по вопросу принадлежности
Киркука. В данном случае Nabucco является хорошим предлогом, вне зависимости от
реальных перспектив его осуществления, вмешательства фактически в политические
процессы, идущие в Ираке.
В случае успеха в реализации этой экономико-политической
интервенции:
Турция фактически получит еще один повод, а именно – обеспечение
гарантии бесперебойного функционирования критически важной для Европы
инфраструктуры – для осуществления операций против активистов Курдской Рабочей
партии, под возможным ударом которой может оказаться газопровод – как на
территории самой Турции, так и сопредельного Ирака.
Внесет дополнительный аспект разногласий и силового
противостояния как между властями и кланами Региона Курдистан с боевиками КРП,
так и между основными партиями Курдистана по вопросу распределения доходов от
добычи и экспорта газа.
Простимулирует снижение сепаратистских настроений в РК,
поскольку привлечение многомиллиардных инвестиций возможно, скорее, в единое
государство Ирак, а не в отделившуюся от него часть, тем более что это
отделение чревато резкой эскалацией напряженности вдоль всех его границ, вплоть
до начала боевых действий.
По той же причине – снизит накал борьбы вокруг Киркука и
будет содействовать сохранению status-quo.
В среднесрочной перспективе Турция продолжит попытки не
только экономического проникновения в РК (на сегодняшний день около 70%
инвестиций в Регион имеет турецкое происхождение), но и создания политического
пространства, ориентированного на Анкару – в частности, как вариант – создание
туркомано-арабских партий и движений. Модель и технологии трансграничного
проецирования влияния протурецкой, наиболее активной части туркоманского
движения на все политическое поле деятельности туркоманских партий и
организаций Региона Курдистан, большинство из которых остаются лояльными
региональной власти, могут быть с успехом применены и в других регионах
приложения внешнеполитического интереса Анкары, в частности, в Джавахке – при
конструировании внешнего управления всем движением турок-месхетинцев из центров
ахыскинских турок, расположенных в Турции.
В целом, новая политика Турции в отношении Региона Курдистан
укладывается в рамки концепции активного неоосманизма, ставшей в настоящее
время стержнем внешней политики Анкары. Недаром в научных кругах Турции
серьезно рассматривается перспектива присоединения к ней северных районов Ирака.
Сергей Саркисян, noravank.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.