Вторник, 16.04.2024, 16:57
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Март » 2 » Газопровод Иран-Армения позволит республике принять участие в Nabucco
Газопровод Иран-Армения позволит республике принять участие в Nabucco
15:16

Analitika.at.ua. Интервью заместителя директора научно-образовательного фонда «Нораванк» Севака Саруханяна информагентству АрмИнфо

 

В первом же своем интервью каналу Россия 24 новоизбранный президент Украины Янукович заявил о приоритетности увеличения объемов транзита российского газа через территорию Украины. Можно ли говорить в этих условиях о начале осуществления российского альтернативного газотранспортного проекта Южный поток?

 

Я не думаю, что с приходом Януковича Южный поток будет свернут. Может быть, Януковичу и удастся восстановить прежние объемы прокачки газа через Украину, однако газопровод будет строиться как минимум 7-8 лет и непонятно, кто будет находиться у власти в Киеве к тому времени. Поэтому строительство Южного Потока по-прежнему диктуется реальной необходимостью, так как избежание украинской территории на пути транзита российского газа по-прежнему необходимо Москве. Дело в том, что кризис и нестабильность на Украине носят долгосрочный характер, потому что страна имеет такую территориальную и идеологическую структуру, которая завтра может привести к власти силы, которые снова пойдут на конфликт с Россией. Запад и восток Украины с их различными политическими взглядами, стремлениями и интересами будут всегда конкурировать, будут вовлечены во внутриполитическую борьбу за власть. То есть, альтернативный газопровод будет строиться так или иначе, хотя объем прокачки через Украину в ближайшие годы и дойдет до прежнего уровня, так как он сократился из-за связанного с кризисом снижения потребления российского газа в Восточной Европе.

 

Принципиальное согласие Анкары на прохождение Южного потока по ее территориальным водам было получено Москвой в ходе недавнего визита Эрдогана в Россию. Какую роль сыграли в этом переговоры по карабахской проблеме?

 

Связывая карабахскую проблему с Южным потоком, Турция в каком-то смысле переигрывает, поскольку эти два вопроса никак не связаны. Эрдоган говорил в Москве о Карабахе, Южном потоке, Иране, Израиле, Азербайджане, однако это вовсе не значит, что все эти вопросы связаны между собой. Я думаю, что попытка Анкары каким-то образом связать Протоколы с Карабахом является попыткой отойти от того проигрышного состояния, в которое сегодня попала Турция. Поэтому Анкара сегодня пытается заручиться поддержкой хотя бы одной из трех держав, являющихся членами МГ ОБСЕ, чтобы найти хотя бы один легитимный повод связать проблемы армяно-турецких отношений и карабахского урегулирования, но до сих пор это Турции не удалось и не думаю, что удастся. Думаю, что и Армения ведет активную работу с РФ, США и Францией по пресечению этих попыток, с другой стороны все эти страны также координируют свои действия, чтобы пресечь попытки Анкары связать себя с карабахским процессом. Они отлично понимают, что такая связка отрицательно скажется как на армяно-турецком процессе, так и на переговорах по Карабаху.

 

Могут ли сосуществовать Набукко и Южный поток в случае их строительства?

 

Да, поскольку Набукко является газопроводом, ориентированным на прокачку в основном иранского, а в перспективе туркменского и узбекского газа, а также азербайджанского, который уже поставляется в Турцию посредством газопровода Баку-Эрзрум. У нас бытует ошибочное мнение, что если Армения разрешит свои проблемы с Турцией и Азербайджаном, то азербайджанский газ сразу пойдет по территории Армении в Набукко и т. д, однако это не так, поскольку газопровод из Азербайджана в Турцию уже построен. Участок газопровода Набукко, который свяжет Азербайджан и Турцию - это Баку-Тбилиси-Эрзрум и никакого нового газопровода построено не будет. Что касается Южного потока, то он рассчитан исключительно на прокачку российского газа. Газа который по Набукко в Европу, естественно, не пойдет, поскольку это значительным образом снизит позиции России, связав ее с новыми странами-транзитерами и лишит значительных политических инструментом. При этом, Набукко все же будет построен поскольку Европе нужен иранский и среднеазиатский газ и для Армении очень важно каким-то образом принять участие в этом проекте.

 

Каким?

 

Существует газопровод Иран-Армения. А Набукко - это проект, который очерчен довольно неопределенно. Определенно одно - газ будет собираться в Эрзруме и прокачиваться в Европу, при этом газ может доходить до Эрзрума самыми разными путями. Поэтому увеличение объема действующего между Ираном и Арменией газопровода с дальнейшей протяженностью в Турцию может стать одной из веток, снабжающих Набукко иранским газом. С этой точки зрения, у Армении есть перспективы, но самые важные перспективы в армяно-турецком процессе для Армении связаны с возможностью экспорта электроэнергии в Турцию. В Армении скоро начнется постройка нового блока АЭС мощностью в 1060 мегаватт, АрмРосгазпром скоро введет в строй крупнейший в регионе теплоэнергетический реактор мощностью около 450 мегаватт на Разданской ТЭС. В Армении также начнется строительство новой крупной ГЭС на границе с Ираном, есть возможности для развития гидроэнергетики. То есть, с открытием турецкого рынка у Армении появятся хорошие возможности для того, чтобы сделать энергетику одним из локомотивов армянской экономики, со всеми сопутствующими факторами.

 

Можно ли отметить, что объемы российских инвестиций в энергопроекты, о которых Вы упомянули, вкупе с инвестициями в развитие ЮКЖД, позволяют Москве считать вопрос открытия армяно-турецкой границе для себя решенным?

 

Думаю, что этот вопрос решен не только для России, он решен для всех. Другое дело, что граница может открыться через три месяца, а может через 5 лет, но она все равно откроется. Соответственно, все российские инвестиции в Армении носят долгосрочный и стратегический характер. То же касается и АЭС: строительство нового энергоблока в Мецаморе займет 6 лет, так что если граница откроется не завтра, а через 5 лет, все равно российские инвестиции в армянскую атомную энергетику будут оправданы. Кроме того, даже в случае если граница не откроется, что я исключаю, у Армении есть возможности наращивания экспорта электроэнергии в Иран, где очень сильно растут объемы потребления электроэнергии. На протяжении последних 20 лет рост потребления электричества в Иране составил 8,5% в год, - это катастрофически большой показатель. Происходит этот рост параллельно с увеличением населения и электрификацией этой страны. Как бы это странно не звучало, но в 1979 году 40% территории Ирана вообще не было электрифицировано. Энергетические мощности Армении принадлежат российским компаниям, но при этом они все равно остаются армянскими, потому что энергетика - сфера очень тесно связанная с географией и все эти мощности русские никуда и никогда не перенесут со всеми вытекающими из этого последствиями. Так что российские инвестиции в армянскую энергетику являются стратегически важным процессом для нас, отвечающим нашим национальным интересам.

 

Соединенные Штаты, чьим проектом, по сути, является Набукко, заинтересованы в Набукко без Ирана, каким образом иранский газ может стать его частью?

 

Это действительно так, но при этом даже министр энергетики США на прошлогоднем саммите в Софии отметил, что Вашингтон с пониманием относится к стремлению Евросоюза получить иранский газ, и США не имеют аргументов в противовес этому стремлению. При этом, я думаю, что сегодня Набукко стал более европейским чем американским проектом.

 

Получается, что сегодня США могут напасть на Иран, лишь наступив на европейские интересы?

 

США вполне могут это сделать, поскольку все эти проекты питают Европу, но

не США, и Вашингтон вполне может проигнорировать интересы Европы. Ближний Восток и Персидский залив, подпавшие в 60-е под влияние США, постепенно на протяжении последних 10 лет выходят из-под этого влияния во многом благодаря европейским и китайским инвестициям. Некоторые тенденции, имеющиеся у Вашингтона в отношении Тегерана и Пекина прямым образом взаимосвязаны, и обусловлены крупными инвестициями Китая в иранский энергетический комплекс и поставками энергоресурсов в Поднебесную.

 

Каким образом им это удастся в случае Ирана, если им не придется рассчитывать на поддержку союзников по Альянсу?

 

Дело в том, что войну в том виде, в котором она идет в Ираке и Афганистане, американцы в отношении Ирана вести не будут. Я сам считаю, что сегодня завершение иранской ядерной программы созданием ядерного оружия более реалистично, чем американское вторжение в Исламскую республику.

 

Давид Степанян

Источник: АрмИнфо

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 788
Календарь новостей
«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru