Analitika.at.ua. На днях президент Грузии Михаил Саакашвили выступил с
заявлением о необходимости создания Общекавказского дома – некоего объединения
кавказских государств, которое минимизировало бы российское влияние в регионе и
способствовало разработке концепции общего политического курса, в наибольшей
степени соответствующей интересам всего региона.
14 февраля грузинский президент обсуждал этот проект вместе
с прибывшим в Тбилиси главой турецкого внешнеполитического ведомства Ахметом
Давутоглу. "Объединенный Кавказ - моя давняя мечта. Лидеры стран региона,
в частности лидеры Азербайджана и Армении, согласны со мной в этих
устремлениях",- подчеркнул Саакашвили. Он признал, что на пути реализации
этой идеи есть, конечно, еще много трудностей, в том числе неурегулированные
конфликты, "например, между Азербайджаном и Арменией", однако, по его
убеждению, такие конфликты легче будет решать "внутри объединенного
Кавказа".
НАПОМНИМ, ЧТО ЕЩЕ В НОЯБРЕ ПРОШЛОГО ГОДА, ВЫСТУПАЯ С ТРИБУНЫ
ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН, Саакашвили озвучил идею о создании "единого,
свободного и стабильного Кавказа", причем говоря о Кавказе, он упоминал
тогда не только три признанные республики Южного Кавказа, но и северокавказские
российские автономии. "Мы можем жить в разных государствах и представлять
различные этнические группы по разные стороны Кавказских гор. Но в человеческом
и культурном плане не существует разделения между Южным и Северным Кавказом.
Есть единый Кавказ, который принадлежит мировой цивилизации и Европе".
Эксперт в вопросах Кавказа Мамука Арешидзе, комментируя
"общекавказскую политику" Саакашавили, отмечает, что подобные
предложения не новы для грузинских политиков. Он напомнил, что с такой
инициативой в 1990-е годы выступал первый грузинский президент Звиад
Гамсахурдиа, а позже в несколько измененной форме ее предлагал и Эдуард
Шеварднадзе. "Ни у Гамсахурдиа, ни у Шеварднадзе, ни тем более у
Саакашвили не было и нет отлаженной концептуальной базы о будущем Кавказа и
даже о сегодняшнем дне. Какая роль уготовлена таким большим игрокам, как Россия
и Турция? Какие будут следующие шаги? Красивая, интересная идея, но сам процесс
каким должен быть, я не знаю", - признал Арешидзе.
Вместе с тем надо отметить, что идея о создании
Общекавказского дома именно как механизма минимизации российского влияния в
регионе не является грузинской инициативой. Другое дело, что ее озвучивают
именно грузинские лидеры. Сам проект в тех или иных вариациях разрабатывался
отдельно турецкими, британскими и американскими политическими кругами начиная
еще с позапрошлого столетия.
ТУРЕЦКИЙ ИНТЕРЕС ТРАДИЦИОННО ОСНОВАН НА НЕОБХОДИМОСТИ
вовлечь Кавказ в зону своего безоговорочного влияния. С этой целью еще в конце
Первой мировой войны турецкие власти провозгласили в регионе ряд марионеточных
государств, таких как Араксинская Республика, Юго-Западная Тюркская республика,
Азербайджанская Демократическая Республика, Горская республика. Из них до наших
дней сохранилась лишь Азербайджанская Республика. С распадом СССР турецкий
интерес к подчинению региона актуализировался, и вся кавказская политика Анкары
ныне подчиняется именно этому стремлению. Неудивительно, что и последнее
"всплытие" данного вопроса состоялось в ходе визита в Тбилиси
турецкого министра иностранных дел Давутоглу.
Британская политика в свою очередь ориентирована на усиление
собственных позиций в стратегически важном регионе, конечно, за счет ослабления
российского влияния. После распада СССР британский интерес представляла
неправительственная организация "Линкс", которая лоббировала идею
создания единого Южнокавказского парламента. В феврале - апреле 2003 года в
тбилисском отеле "Марриотт" был даже подписан меморандум о
взаимопонимании между парламентариями Грузии, Азербайджана и Армении. К этому
времени "Линкс" уже по меньшей мере два года организовывала встречи
южнокавказских парламентариев в Лондоне и Тбилиси. 5 апреля 2005 года тогдашний
спикер Национального Собрания Армении Артур Багдасарян открыто заявил:
"Армения надеется на создание парламента южнокавказских государств".
Американский интерес также базируется на ослаблении
российских позиций в регионе и, соответственно, усилении влияния Вашингтона. С
этой целью Госдепартамент США вместе с Европейским центром исследований по
вопросам безопасности имени Джорджа Маршалла разработал проект "3+3",
предусматривающий "кураторство" трех бывших советских прибалтийских
республик над тремя бывшими советскими закавказскими республиками.
Специально для повышения "армянского доверия" к
этому проекту литовский Сейм в 2005 году признал даже Геноцид армян, сразу
после чего президент этой республики Адамкус посетил Ереван. Важно отметить,
что "западный" и "британский" проекты хотя и являлись
отдельными, однако развивались в едином идеологическом русле. 10 июня 2005 года
в ходе переговоров с главой литовского Сейма тогдашний спикер НС Артур
Багдасарян заявил, что "Армения является сторонником развития отношений со
всеми соседями, более того, выступает за преобразование южнокавказской
парламентской инициативы в ассамблею".
ПОСЛЕДУЮЩАЯ ОТСТАВКА СПИКЕРА И ЕГО УХОД В ОППОЗИЦИЮ
отразились и на общих настроениях в армянском парламенте, в результате чего
активизация деятельности "Линкс" постепенно пошла на убыль, как и
проект "3+3". Вместе с тем отметим, что, несмотря на различия в
стратегических курсах каждой из заинтересованных сторон, их объединяют и
некоторые важные детали. Это не только очевидное стремление минимизировать
российское влияние в регионе, но и подчеркнутое игнорирование армянских
интересов (например, 26 февраля 2003 года во время подписания в Тбилиси
трехстороннего меморандума руководитель азербайджанской парламентской делегации
Сиавуш Новрузов призвал присутствующих почтить минутой молчания память
"невинных жертв ходжалинской трагедии 1992 года", что и было сделано
участниками, кроме членов армянской делегации. Возглавляемая вице-спикером НС
РА Тиграном Торосяном группа покинула конференцию, после чего грузинские
парламентарии проводили переговоры по отдельности с каждой делегацией).
Так или иначе, в ноябре прошлого года грузинский президент
попытался с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН привлечь внимание западных стран
к необходимости реанимации замороженного проекта. Тем не менее в нынешних
условиях именно Турция активнее всех выступает в этом направлении,
свидетельством чего является нынешний визит Давутоглу в Тбилиси и обсуждение
вопроса о Кавказском доме. Соответственно армянским парламентариям и
официальным лицам стоит крайне осмотрительно подходить к идее реанимации
проекта. Видимо, есть и необходимость прокомментировать заявление Саакашвили
(от 14 февраля) о том, что президент Армении согласен с этой инициативой. Арис
КАЗИНЯН, golosarmenii.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.