Analitika.at.ua. Вероятность применения военных действий против Ирана со
стороны Тель-Авива и Вашингтона. Каким образом возможная агрессия в отношении
нашего южного соседа может отразиться на Армении?
Неоднократно анонсируемое намерение расчленить это
государство по "национальным квартирам" и учредить в тюрконаселенных
северных провинциях некую модель "южно-азербайджанской
государственности" чревато полной изоляцией Армении, если даже в обмен на
столь лакомый "азербайджанский кусок" иранского пирога армянам
пообещают признание Нагорного Карабаха в границах, подконтрольных Армии обороны
НКР. Вполне допустимо, что урегулирование карабахской проблемы рассматривается
западными аналитиками именно в плоскости иранского передела. Это в худшем
случае.
Что касается, менее радикальных сценариев развития, то любая
агрессия против Ирана чревата замораживанием жизненно важных для армянской
государственности проектов и блокировкой уже существующих. Что это за проекты?
К моменту установления в феврале 1992 г. дипломатических
отношений между Арменией и Ираном в регионе сложилась сложнейшая обстановка. Распад
СССР сопровождался также боевыми действиями на Кавказе, в том числе
кровопролитной Карабахской войной. Москва тогда оказалась несостоятельной на
предмет предотвращения войны, и в целом складывалось впечатление, что после
200-летнего политического присутствия Россия постепенно покидает регион. Турция,
которая столетиями воевала с Персией и Россией за контроль над Кавказом, резко
активизировала свои усилия с целью занять "опустевшее", казалось бы,
место.
Положение отягощалось блокадой армянских железнодорожных
выходов со стороны Турции и Азербайджана и полным обесточиванием республики. В
этих условиях и были установлены дипломатические отношения между Ереваном и
Тегераном. Едва ли подлежит сомнению тот факт, что если бы не сбалансированная
политика Ирана в регионе, то новая армянская государственность столкнулась бы с
несопоставимо более тяжкими проблемами. Достаточно отметить, что Исламская
Республика Иран воспрепятствовала усилиям Азербайджана и Турции объявить на
весь мусульманский мир джихад армянам и придать Карабахской войне религиозный
окрас.
На изначально сбалансированную позицию Тегерана указывает и
факт подписания в 1992 году первого документа о поставках иранского газа в
Армению, хотя активные боевые действия, которые велись тогда по всему периметру
фронта, не позволили согласовать некоторые важные вопросы, в том числе маршрут
прокладки трубопровода.
Тем не менее уже после приостановления активных боевых
действий Ереван и Тегеран подписали в 1995 году новое межправительственное
соглашение, представляющее собой доработанный вариант прежнего, с уточненным
маршрутом перспективного газопровода (впрочем, и этот текст остался лежать в
архиве, в том числе и по причине того, что предметом внешнеполитического торга
в переговорном процессе по карабахскому урегулированию стал приграничный с
Ираном Мегринский район Армении, по которому и должна была пролегать труба).
Огромное значение в процессе обеспечения стабильного выхода
Армении во внешний мир имело строительство моста на приграничной реке Аракс. Работы
были начаты еще в 1994 году, в завершающий период активной фазы Карабахской
войны. Открытие этого важнейшего коммуникационного коридора в 1996 году стало
первым крупным и вместе с тем реализованным совместным проектом, призванным
смягчить жесточайшие реалии блокады и найти просвет в темных коридорах
армянского "геополитического лабиринта".
Немаловажное значение имела и первая линия электропередачи
Иран - Армения, введенная в эксплуатацию в 1995 году. Она способствовала выходу
армянской энергосистемы из состояния паралича и полной изолированности. Эта
линия была построена еще до запуска в ноябре того же года второго блока
Мецаморской атомной станции, приостановленной в феврале-марте 1989г. после
Спитакского землетрясения.
Важнейшим событием для Армении стала и наметившаяся в
1997-1998гг. тенденция постепенного возвращения России в регион. Именно в этот
период Москва подписала с Ираном контракт на строительство АЭС в Бушере и
обратилась к коммуникационным вопросам. Благодаря этому Ереван и Тегеран
вернулись к старому газовому проекту, причем это сопровождалось появлением
нового игрока - российско-армянского предприятия "АрмРосгазпром". Тогда
же стали анонсироваться сообщения о других совместных проектах, в том числе
строительстве ГЭС на приграничной реке Аракс.
Однако новые санкции в отношении Ирана вынудили на
неопределенное время "заморозить" большинство разработок. Сложность
ситуации обуславливалась высокой вероятностью американской агрессии против
Ирана, параллельным использованием азербайджанского фактора в северных
провинциях страны и очередной попыткой расчленения Ирана. Именно тогда Москва и
Тегеран предприняли попытку вывести Баку из возможной игры,
"привязав" Азербайджан к своим геополитическим проектам.
В мае 2004 года в Москве была достигнута договоренность
между Россией, Ираном и Азербайджаном о строительстве железнодорожного полотна
Астара-Решт-Казвин (предусматривающего выход российских грузов в акваторию Индийского
океана) и о продлении железнодорожного участка Нахиджеван-Тебриз до Тегерана.
Вместе с тем необходимо отметить, что именно в 2004 году
Тегеран и Ереван наконец-таки подписали основной контракт о поставках газа и
договор о строительстве газопровода, тогда же состоялась официальная церемония
закладки новой трубы на армянской территории и началось строительство первого
армянского участка газопровода Мегри - Каджаран протяженностью в 40 километров.
Это свидетельствует о сбалансированной политике Тегерана в регионе.
Уже в марте 2007 года в приграничном городе Агараке в
присутствии президентов Роберта Кочаряна и Махмуда Ахмадинежада состоялась
церемония запуска первого армянского участка (Мегри-Каджаран) газопровода
Иран-Армения. Значение этого события трудно переоценить, если вспомнить, какой
долгий путь с 1992 года пришлось пройти этому проекту, позволяющему свести к
минимуму армянскую зависимость от единственного источника поступления
природного газа - из России по территории весьма далекой от стабильности
Грузии.
Исключительное значение для Армении имеет и перспектива
строительства железной дороги, связывающей республику с Ираном и портами
акватории Индийского океана. Иран вообще готовится стать главным
железнодорожным перекрестком в центре Азии. За последние пятнадцать лет он
вдвое увеличил свою железнодорожную сеть. Сегодня в стране более 9 000 км
стальных магистралей европейского стандарта. Ежегодно вводятся 300 - 500 км
новых железных дорог, перестраиваются и модернизируются старые линии. Мощный
сырьевой комплекс страны заинтересован в развитой внутренней логистике и
обеспечивает щедрое финансирование. Планируется, что к 2020г. протяженность
сети Ирана достигнет 25 000 км.
Окончательная договоренность о строительстве железной дороги
Иран-Армения была достигнута между президентами Армении и Ирана Кочаряном и
Ахмадинежадом 19 марта 2007 года. Уже подготовлено технико-экономическое
обоснование проекта по прокладке железнодорожного полотна (протяженность
составит около 540 км, из которых более 460 км приходится на территорию Армении;
вероятнее всего, он будет проложен по маршруту Гагарин – Гавар – Мартуни –
Джермук – Вайк – Сисиан – Капан – Мегри, а иранская часть будет пролегать до
станции Мерант). Армения и Иран приступили также к реализации еще одного
крупного проекта - строительства нефтепровода от иранского города Тебриза до
армянской станции Ерасх.
Таким образом, любая форма агрессии против Ирана способна
заморозить все проекты, не говоря уже о тех политических последствиях, которые
могут иметь место в случае развития более радикальных сценариев. Арис КАЗИНЯН, «Голос
Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.