Analitika.at.ua. Первый раз «железный генерал», как звал его Сталин, погиб
при Гданьске (Польша) 26 марта 1945 года, когда выпущенный из фашистского
корабля артиллерийский снаряд попал в наблюдательный пункт дивизии.
Находившийся там генерал-майор Сабир Рахимов погиб от попавшего в голову
осколка. Во второй раз генерал Сабир Рахимов был убит в Баку, в котором
несколько лет назад разрушили бюсты всех Героев Советского Союза – выпускников
Бакинской объединенной военной школы (впоследствии - Бакинское высшее военное
общевойсковое командное училище). В третий раз генерал Рахимов был убит в
Ташкенте, столице республики, в которой он имел счастье (несчастье?) родиться.
7 января 2011 года в Ташкенте шесть бульдозеров за несколько часов уничтожили
памятник единственному генералу Отечественной войны из Узбекистана.
Итак, вначале горячий осколок снаряда, затем – кувалды в
руках азербайджанских курсантов, наконец – бульдозеры. Судьба, как видим,
оказалась жестока и немилосердна к посмертной славе генерала, защищавшего мир
от коричневой чумы? Или возродившаяся после первой гибели Сабира Рахимова
коричневая чума сегодня мстит ему? За достойно прожитую жизнь, за отвагу и
геройство, за беззаветную преданность идеалам мира.
В самом деле, бюст генерала-героя Сабира Рахимова был снесен
в Азербайджане исключительно в силу неафишируемой ненависти Азербайджана к
советскому прошлому. Тому самому прошлому, что подарило закавказским туркам не
только государственность – Азербайджанскую республику – но и этноним. Ибо до
установления советской власти на территории нынешней Азербайджанской
республики, кроме коренных народов, естественно, проживали разношерстные
тюркские племена, в основном придерживающиеся кочевого образа жизни. Но
благодарность, видимо, является этической категорией, не доступной для
закавказского турка.
В Азербайджане, кроме бюстов Героев Советского Союза –
выпускников Бакинского высшего военного общевойскового командного училища –
были разрушены памятники маршалу Советского Союза И. Баграмяну, летчику –
дважды Герою СССР Нельсону Степаняну и другим. Были снесены памятник
Неизвестному солдату, надгробия советских солдат, умерших в госпиталях
Азербайджана, двухвековое кладбище казаков на острове Сары, монумент 26
Бакинским комиссарам… Словом, несмотря на клятвенные заверения в «вечной
дружбе» с Россией и русским народом, в этой республике планомерно уничтожается
память о советских годах и о вкладе представителей иных национальностей в
становлении Азербайджанской республики. Впрочем, подобная политика Баку
полностью соответствует «Конституционному акту «О государственной независимости
Азербайджанской республики», выдержки из которого, думаю, будут интересны
читателю.
«Но 27-28 апреля 1920 года РСФСР, грубо поправ международные
правовые нормы, без объявления войны ввела в Азербайджан части своих
вооруженных сил, оккупировала территорию суверенной Азербайджанской республики,
насильственно свергла законно избранные органы власти и положила конец
независимости, достигнутой ценой огромных жертв азербайджанского народа.
Вслед за этим Азербайджан, так же как и в 1806-1828 годах,
вновь аннексирован Россией.
Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 года был
призван закрепить эту аннексию. В дальнейшем, на протяжении 70-ти лет против
Азербайджанской республикипроводилась
политика колониализма, беспощадно эксплуатировались природные ресурсы
Азербайджана и растаскивались его национальные богатства, азербайджанский народ
подвергался преследованиям и репрессиям, попиралось его национальное
достоинство».
Таким образом, правомерно утверждать, что Азербайджан просто
методично «стирает следы» своего пребывания в составе Советского Союза, а
генерал Сабир Рахимов оказался невольной жертвой этой политики. Лес рубят,
щепки летят.
«Убийство» Сабира Рахимова в Узбекистане имеет несколько
другой оттенок – национальный. Дело в том, что прославленный генерал был
этническим казахом, что долгие годы замалчивалось в Узбекистане. В годы
«советского интернационализма» упоминать о национальности героя было как-то не
принято: узбекистанец, значит – узбек. А поскольку, как уже было сказано, САбир
Рахимов был единственным генералом из Узбекистана, то и почести, кстати,
залуженные, ему воздавались соответствующие. Проспект, совхоз, ташкентская
средняя школа №18, городской и сельский районы, станция метро… Узбекистан везде
рекламировал своего (без кавычек) генерала.
Однако в годы последовавшей после распада СССР
независимости, отношения между Казахстаном и Узбекистаном никак не
складываются. Тому есть немало объективных и субъективных причин, выходящих за
пределы данной статьи. Достаточно самой констатации факта, вследствие которого
два народа стали тянуть на себя историю и исторических деятелей, в том числе и
недавнего прошлого.
Как на беду, другого генерала – этнического казаха – времен
Отечественной войны нет. С. Рахимов – один герой на две республики, если,
конечно, не считать генералаК.
Семенченко, выходца из Казахстана. И, получив независимость, Казахстан стал все
настойчивее напоминать о том, что С. Рахимов являлся казахом.
Масла в огонь добавила и супруга С. Рахимова, тоже
этническая казашка, дочь культового в Средней Азии героя Гражданской войны
Алиби Джангильдина – Куралай Натуллаева, красочно описавшая сцену знакомства с
будущим мужем. Она с отцом сидела в чайхане в Ташкенте, когда увидели высокого
молодого парня. Джангильдин спросил про него, и когда узнал, что он казах,
приказал подозвать его. «Видишь ее? – спросил он у Сабира Рахимова, - это
самаякрасивая казашка. Ты, как мой
соплеменник, будешь ее опекать». Согласно рассказу, Сабир согласился, но
поставил условие: - «Только пусть она у меня дома живет. А то в общежитии
узбеки ее сразу украдут. Такая коса до пят!»
Трудно сказать, возможно, данный рассказ послужил последней
каплей в «чаше терпения» Ислама Каримова, но нельзя не заметить одной,
простите, грязной тенденции: некоторые бывшие республики СССР ныне проводят
политику отрицания и очернения массового геройства советских людей в годы
Великой Отечественной войны. И относиться к этому как внутреннему делу этих
республик и их фарисействующих руководителей считаю недопустимым.
Прибалтийские страны, Азербайджан, Грузия, Узбекистан… Когда
рушили бюсты и памятники героев в Азербайджане, Кремль не заметил. Когда
переносили памятник Бронзовому солдату в Эстонии, был большой шум и возмущение.
Столь же громко протестовала Москва против уничтожения Мемориала Славы в
грузинском городе Кутаиси. Ныне, когда в Ташкенте разрушен памятник герою
С.Рахимову, Москва опять молчит. Как и год назад, когда в Ташкенте были
демонтированы установленные в Парке боевой славы монументы в честь 30-летия
победы в Великой Отечественной войне.
Откуда такая избирательность к деятельности варваров?
Неужели вновь политические интересыдоминируют над моралью. Или в Москве не знают, что мечущийся между
ГУАМом и ОДКБ обаятельный Ислам Абдуганиевич давно уже мешает созданию КСОР
ОДКБ, задуманного в первую очередь в качестве интеграционного проекта на
пространстве СНГ?
Наконец, не потому ли удается поднимать голову фашиствующей
мрази в России, что сама Москва придерживается политики двойного стандарта по
отношению к политическим манкуртам? Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, Voskanapat.info
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.