Analitika.at.ua. Павел Николаевич Милюков был ученым-историком (учеником
Ключевского), редактором крупнейших газет, лидером кадетов
(Конституционно-демократическая партия), депутатом Государственной Думы, главой
парламентской оппозиции (Прогрессивного блока), министром иностранных дел
Временного правительства. После Октябрьской революции - активный участник
Белого движения, после поражения которого эмигрировал во Францию. Милюков
обладал поразительной памятью – владел чуть ли не 20 языками.
"Воспоминания" Милюкова содержат много интересных
сведений об эпохе и ее деятелях, затронута и тема угнетенных народов. Он был
очень почитаем в Болгарии, на его 70-летие болгарское правительство вместе с
поздравлением послало ему довольно крупную сумму (270 тысяч левов), что стало
большим подспорьем в его более чем скромном эмигрантском существовании. Он был
другом финского народа. Вот как описывает сам Милюков трогательную сцену
благодарности простых финских крестьян (Милюков в Финляндии купил простую
крестьянскую избу, которую позже перестроил): "...проснувшись раз утром в
своей еще не перестроенной крестьянской избе, услышал за окном пение толпы. Это
крестьянские парни из соседних ферм пришли меня приветствовать домодельной серенадой
как защитника их родины... Никакие приветствия и выражения благодарности не
могли бы меня так порадовать, как этот простой отклик из недр народной
массы". Интересны наблюдения Милюкова за ходом первой и второй балканских
войн.
ВО ВРЕМЯ ОДНОЙ ИЗ ПОЕЗДОК НА БАЛКАНЫ МИЛЮКОВ СЛУЧАЙНО
ПОЗНАКОМИЛСЯ С ТАЛААТОМ. Милюков был удивлен воодушевлением народа
младотурецким переворотом, у него появились сомнения в целях младотурецкого
движения. "Восстание шло из Салоник, где находились главные вожди младотурок.
Побывав в редакции оппозиционной турецкой газеты – где меня встретили как
собрата по оружию, известного русского радикала и разговор велся в повышенном
тоне, – я на другой день выехал в Салоники. В отделении вагона против меня
сидели два пассажира: один оказался турком, другой – болгарином. Скоро
завязался оживленный разговор, который для меня послужил прекрасной
интродукцией к пониманию турецкой новой эры. Турок был одет в поношенный серый
костюм; но скоро я заметил, что на каждой остановке поезда его ожидали
депутации, к которым он выходил для краткой беседы. Его неважный французский
язык не свидетельствовал о высокой культуре, но это, очевидно, не мешало ему
играть какую-то важную роль среди своих.
Постепенно я узнал, что его профессия – почтовый чиновник, а
имя Талаат. Это был один из главных младотурецких вождей – свой среди местного
населения. Болгарин был, очевидно, членом македонского революционного движения.
Он в восторженных выражениях, безоговорочно, приветствовал младотурецкий
переворот. Кончены теперь наши распри: кончена борьба, мы все теперь равны, мы
все – "оттоманы", равноправные граждане, без различия рас и религий!
Это было для меня непривычно и неожиданно. Передо мной сидели вчерашние
господин и раб, палач и жертва, и я думал про себя: куда же делись привычки
векового владычества, с одной стороны, и замкнутость христианской
"райи" - с другой?
Талаат расспрашивал меня о русской революции и о борьбе с
самодержавием, а я его – о причинах и ходе турецкого движения... Их партия
называлась "Единение и прогресс", "Иттихад ве теракки", их
лозунг – единая оттоманская нация. Этот лозунг, впрочем, уже начал принимать,
сколько можно было понять, узкий национальный оттенок: "Турция для
турок"... Но это могло значить также: преобладание господствующей расы".
ЕСТЬ СВИДЕТЕЛЬСТВА ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ СУДЬБОЙ ЕЩЕ ОДНОГО
УГНЕТЕННОГО НАРОДА – АРМЯН. Этой теме посвящены следующие строки из
"Воспоминаний", которые говорят о хорошем знании жизни и судеб
армянского народа. "Фамилия бабушки по отцу – Азигильдова... осанка, бюст,
даже черты лица бабушки скорее напоминали Екатерину Великую, а ее брат,
пожалуй, мог сойти скорее за армянина".
"Прежде чем закончился 1913 год, мне пришлось еще раз
побывать за границей – в связи с тем же вопросом об освобождении еще одной христианской
народности от турецкого ига. Речь на этот раз шла об армянах. 18 ноября 1913г.
в Париже собралась конференция комитетов друзей армянского народа, чтобы
обсудить проект армянских реформ и обратить внимание европейского общественного
мнения на ужасное положение армянского народа. Я был там представителем
русского комитета и имел для этого и принципиальные, и личные причины.
Из всех кавказских народностей армяне, несмотря на жестокие
обиды, наносившиеся старой русской администрацией их национальному сознанию,
остались наиболее верны России. Они участвовали активно во всех русских войнах
с Турцией, да это и понятно, так как в восточной половине Малоазиатского
полуострова добрая половина населения была армянская и вообще христианская.
Армяне были нам ближе других и в политическом отношении; армянская
интеллигенция разделяла тогда в большинстве убеждения к.-д. (кадетов), и ее
представители, как Аджемов, Пападжанов, даже входили в думскую фракцию, а
городской голова Тифлиса, А.И.Хатисов, представлял то же направление на
Кавказе.
В противоположность европейским христианам Турции, турецкие
армяне жили далеко от глаз Европы, и их положение было сравнительно мало
известно. А между тем в течение сорока лет турки и в особенности курды, среди
которых они жили, - дикая народность, жившая в примитивном быту, подобно
албанцам в Европе, - систематически громили их, как бы проводя принцип, что
решение армянского вопроса состоит в поголовном истреблении армян. Английские
филантропы и консулы тщательно подводили цифровые итоги армянских погромов –
после того как они совершались, а английское правительство в своей политике
покровительства Турции смотрело на эти погромы сквозь пальцы и тем как бы их
поощряло.
В ПОСЛЕДНЕЙ ФАЗЕ ЭТОГО СТРАДАЛЬЧЕСКОГО ПУТИ РОССИЯ ВМЕШАЛАСЬ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИМ ПУТЕМ (1912), И В 1913г. Я был свидетелем в Константинополе
разработки секретарями русского посольства проекта объединения шести вилайетов,
населенных армянами (Эрзерум, Ван, Битлис, Диарбекир, Харпут и Сивас), в одну
автономную провинцию. Со своей стороны армянский католикос, живший в русской
Армении (Эчмиадзин), назначил особую национальную комиссию под
председательством видного египетского армянина Богос-Нубара паши. Державы, в
особенности Германия, вмешались, и началась обычная переделка русского проекта
в духе, которого желала Турция, заговорившая опять о введении своего закона о
вилайетах 1880г.
С другой стороны, представители семи держав, собравшихся в
Париже 17 ноября при комитете Asie Francaise, обсуждали вопрос о давлении на
Турцию путем отказа в займе. Наша конференция под председательством Богоса
должна была разобраться во всем этом материале. На этой почве созрела идея о
создании "Великой Армении" из шести вилайетов – за исключением
северных, западных и южных отрезков, населенных по преимуществу турками. Эта
идея и пропагандировалась среди прогрессивных кругов Европы.
Теперь с трудом верится в возможность защиты этого плана.
Начавшаяся война с Турцией, казалось, облегчала его осуществление; но Турция
предупредила его ужасным погромом 1915г. Значительная часть армянского
населения шести вилайетов была истреблена курдами; остальных – стариков, женщин
и детей – турки решили выселить в Месопотамию. Дошли туда жалкие остатки;
большинство перемерло в дороге от голода и утомления, болезней, южной жары и
сырости. Из всего миллиона населения лишь несколько сот тысяч спаслось в
пределах русской Армении. Сама идея "Великой Армении" скрестилась с
претензиями великих держав на части малоазиатской территории, а исход великой
войны поставил крест на армянском вопросе". А.ГЮЛЬБУДАГЯН, доктор
физ.-мат. Наук. «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.