Главная » 2012 » Июнь » 26 » Геноцид топонимов и репрессии в отношении коренных народов не приведут Азербайджан к добру
Геноцид топонимов и репрессии в отношении коренных народов не приведут Азербайджан к добру
14:41
Analitika.at.ua. Об отношении бакинского режима к коренный народам
Азербайджанской Республики и имеющих место в связи с этим историко-культурных
явлениях корреспондент Panorama.am провел
интервью с экспертом по Азербайджану, кандидатом филологических наук Саргисом
Асатряном.
– Известно, что в Азербайджанской Республике уже много лет проводится
политика ассимиляции коренных народов страны. Причем, в рамках этой «программы»
идет также и умышленная тюркизация древних топонимов автохтонных народов
Азербайджана.
– Этот процесс начался еще давно – с советских времен.
Известно, что каждый так называемый титульный народ в СССР должен был иметь
свою историю и культуру, «не худшую», чем у соседнего. Естественно, что в
Азербайджане для этих целей должны были просто выдумать историю и присвоить
культурное наследие других народов. Наглядный пример абсурдные заявления о том,
что великий персидский поэт 12-го века Низами Гянджеви – азербайджанец, причем
фальсификаторов не останавливает тот факт, что Низами писал исключительно на
персидском. Не будь у армян Григора Нарекаци, а у грузин Шота Руставели, в Баку
вряд ли замахнулись бы на Низами. Что касается умышленной тюркизации древних
топонимов на территории страны, то это часть той же «программы» по присвоению
истории и культуры древних автохтонных народов региона, в частности талышей,
лезгин, татов, удин, цахуров, армян и т.п. Умышленное изменение исконных
топонимов в специальной литературе называется «топоцид», то есть уничтожение
топонимов, по аналогии с термином геноцид – уничтожение народов. Скажем, не
случайно, что тюркский слой топонимов преобладает именно в северной части
Талыша, который в 19-м веке был присоединен к Российской Империи, а впоследствии
вошел в состав новообразованной Азербайджанской Республики, тогда как в Иране
такого явления в талышенаселенных районах не наблюдается.
- А какие именно топонимы были тюркизированы? Можно привести примеры?
- Искусственная тюркизация прослеживается почти во всех
топонимах северного Талыша, в частности в этнотопонимах. Некоторые из них
просто переведены с талышского или персидского на тюркский. Многие топонимы
«сформированы» с тюркскими суффиксами -лар, -лы, -ли, -лу. Например, довольно
известный скандал вызвало переименование названия талышского села Озобижон в
Гюняшли, и таких примеров много. Другой способ топоцида – написание многих
исконно талышских топонимов на тюркский лад, например, название районного
центра Ленкорань (по-талышски – Ланкон) официально пишут как Лянкяран. Абсурд с
запретом талышского написания этого топонима дошел до того, что несколько лет
назад интерактивный азербайджанский портал Day.az ввел запрет на его
использование, и при попытке написать Ланкон он автоматическим скриптом заменяется
на «общеазербайджанcкий» вариант. Само географическое название «Талыш»
находится под полным запретом, и для него используется ничего не говорящий
пресловутый «Южный регион». Несколько лет назад депутат азербайджанского
парламента Сабир Рустамханлы совершенно серьезно предложил переименовать
Талышские горы в Лерико-Ярдымлинские. Кстати, подобная политика проводится и в
отношении всех без исключения не тюркских топонимов, например, армяно-удинское
название Варташен было переименовано в Огуз, татский Шеш Деряхт в Алты Агач,
армянский Геташен в Чайкянд и т.д.
- Раз разговор пошел о Талыше, как Вы оценивайте ситуацию талышей в
Азербайджанской республике сегодня?
- Ситуация талышей и многих других автохтонных народов в
соседней республике действительно незавидная. Еще с советских времен
представители многих коренных народов насильно были записаны в азербайджанцы.
После распада Союза и неудачной попытки создания Талыш-Муганской республики в
1993г. ситуация более усугубилась. Новое пантюркистское правительство
Азербайджана начало преследовать талышских национальных лидеров. Дошло до того,
что талышам запретили разговаривать на собственном языке, а этнониму талыш был
придан оскорбительный оттенок. Талышам и по сей день фактически запрещают
преподавание родного языка в школах, нет талышских теле- и радиопередач.
Транслируемая 15-миунтная радиопередача в стиле «песен и плясок» не в счет.
Многих лидеров и представителей интеллигенции этого древнего народа либо
сослали, либо посадили, либо убили. Репрессии продолжаются и сегодня, последний
пример – похищение и арест талышского политического деятеля Гилала Мамедова. В
целом ситуация плачевная, но талыши – пассионарный народ (термин «пассионарный»
означает выражающий специфическое для каждого этноса и внутренне присущее ему и
отдельным его представителям стремление к обновлению и развитию, осуществляемое
независимо от внешних обстоятельств. – Примеч. ред.) и не смиряются с этим.
Трудно предсказать, чем все это закончится... Во всяком случае, к добру
Азербайджанскую Республику все это не приведет.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.