Analitika.at.ua. Не последним по важности аспектом "арабской
весны" является переосмысление господствовавших до недавних пор принципов
внешней политики.
Сворачивая военные операции в Ираке и Афганистане, начатые
из соображений национальной безопасности (при всей спорности этого
обоснования), Соединенные Штаты принимают участие в делах ряда других стран
региона (хотя и неуверенно) во имя гуманитарной интервенции. Станет ли
восстановление демократии новой путеводной звездой политики в отношении
Ближнего Востока взамен национального интереса? И действительно ли
"арабская весна" представляет собой восстановление демократии?
ПОСТЕПЕННО ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ КОНСЕНСУС, СОГЛАСНО КОТОРОМУ
Соединенные Штаты морально обязаны поддерживать революционные движения на
Ближнем Востоке в качестве своего рода компенсации за внешнеполитический курс
эпохи холодной войны, неизбежно характеризуемый как "ошибочный",
когда Америка сотрудничала с недемократическими правительствами региона ради
достижения целей в сфере безопасности. Утверждается, что тогда поддержка
хрупких правительств во имя международной стабильности породила долгосрочную
нестабильность. Но даже если допустить, что в некоторых случаях эта политика
продолжалась и после того, как перестала быть целесообразной, структура,
созданная в годы холодной войны, продержалась 30 лет и вызвала важнейшие
стратегические преобразования, такие как отход Египта от альянса с Советским
Союзом и подписание Кэмпдэвидских соглашений. Структура, возникающая сейчас,-
если не сможет выработать надлежащие средства для достижения поставленных
целей, рискует стать внутренне нестабильной с самого начала, что может
обессмыслить провозглашаемые ею ценности.
"Арабскую весну" принято преподносить как
революцию, совершаемую молодежью региона во имя либеральных демократических
принципов. Однако в Ливии к власти пришли иные силы; сегодня ее трудно назвать
государством. То же касается и Египта, где электоральное большинство
поддерживает исламистов (и, возможно, эта ситуация будет сохраняться
перманентно). Непохоже, что демократы преобладают и в сирийской оппозиции. В
Лиге арабских государств консенсус относительно Сирии формируется не
государствами, известными приверженностью демократии или ее защитой. Скорее он
отражает тысячелетний конфликт между шиитами и суннитами и попытку суннитов
отобрать власть у шиитского меньшинства. Именно поэтому столь многие меньшинства,
в том числе друзы, курды и христиане, обеспокоены перспективой смены режима в
Сирии.
Совокупность множества разрозненных претензий под общими
лозунгами - это еще не демократия. Победа означает потребность в
демократической эволюции и создании нового средоточия власти. Чем более
сокрушительный удар был нанесен существующему порядку, тем более трудным,
скорее всего, окажется установление власти в стране и тем более вероятно
использование силы или навязывание идеологии. Чем более фрагментированным становится
общество, тем сильнее искушение добиться единства, прибегая к смеси
национализма и исламизма под лозунгами противостояния западным ценностям. Нам
нужно быть начеку, ибо в эпоху сокращенной продолжительности концентрации
внимания революции для внешнего мира превращаются в мимолетное онлайновое
переживание - публика внимательно следит за ключевыми моментами, но теряет
интерес после того, как проходит событие, считающееся главным. О революциях
будут судить по финишу, а не по старту, по итогам, а не по декларациям.
ДЛЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ ДОКТРИНА ОБЩЕЙ ГУМАНИТАРНОЙ
ИНТЕРВЕНЦИИ В БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ будет неработоспособной, если не
удастся привязать ее к концепции национальной безопасности Америки. При
интервенции необходимо принимать в расчет стратегическую значимость и
социальную сплоченность той или иной страны (в том числе возможность нарушения
целостности сложной этноконфессиональной структуры) и реалистически
просчитывать, что может быть построено на месте старого режима. Когда пишутся
эти строки, традиционные фундаменталистские политические силы, укрепленные
альянсом с радикальными революционерами, угрожают подчинить себе процесс, а
представители социальных сетей, стоявшие у его истоков, постепенно
маргинализуются.
Общественное мнение США имело возможность ужаснуться
масштабу усилий по трансформации Вьетнама, Ирака и Афганистана. Действительно
ли мы считаем, что менее ярко выраженное стратегическое вмешательство, не
служащее реализации национальных интересов США, упростит процесс государственного
строительства? Есть ли у нас предпочтения, касающиеся того, какие группы мы
хотим видеть у власти? Или нас это не волнует в той мере, в какой механизмы
являются выборными? Если справедливо последнее, то как избежать возникновения
нового абсолютизма, который легитимируется управляемыми референдумами и
постоянным большинством, формируемым по этноконфессиональному признаку? Какие
из возможных результатов соответствуют жизненно важным стратегическим интересам
Америки в регионе? Можно ли совместить стратегический уход из ключевых стран и
сокращение военных расходов с доктринами универсальной гуманитарной
интервенции? Обсуждение этих вопросов практически отсутствует в дебатах о
внешней политике США в отношении "арабской весны".
Более полувека политика США на Ближнем Востоке определялась
несколькими ключевыми целями в сфере безопасности: не позволить ни одной
державе региона стать гегемоном; обеспечить беспрепятственное движение
энергетических ресурсов, по-прежнему жизненно важных для мировой экономики; способствовать
заключению прочного мира между Израилем и его соседями, в том числе
палестинцами. В последние десять лет основной помехой на пути достижения всех
трех целей является Иран.
Процесс, завершающийся приходом к власти правительств либо
слишком слабых, либо слишком антизападных для того, чтобы оказывать содействие
США в достижении этих целей; процесс, в ходе которого партнерство с США более
не считается желательным, должен вызывать у США стратегическую озабоченность -
независимо от того, сколь совершенными являются выборные механизмы, посредством
которых эти правительства приходят к власти. В этих более широких рамках у США
остается достаточно пространства для продвижения гуманитарных и демократических
ценностей. Соединенные Штаты должны быть готовы иметь дело с исламистскими
правительствами, избранными демократическим путем. Но ничто не препятствует им
следовать стандартному принципу традиционной внешней политики - обусловливать
свою позицию соответствием шагов того или иного правительства собственным интересам.
Действия США во время потрясений в арабских странах пока еще не сделали Америку
препятствием на пути революционной трансформации. Это немаловажное достижение.
Но оно представляет собой лишь одну из составляющих успешного подхода. В
конечном итоге и о политике США будут судить по тому, станут ли государства,
преображенные "арабской весной", более ответственными перед лицом
международного порядка и повысится ли качество их гуманитарных институтов. The
Washington Post, США, "Голос Армении"
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.