Analitika.at.ua. История армянского народа - это в известной степени
история армянских ожиданий. А история армянских ожиданий предлагает все же
несколько иные средства быть оптимистом и чувствовать себя хозяином своей
земли, нежели многочисленные факты применения к каким-то очень далеким от
Армении политическим субъектам тех или иных правовых постулатов. Причем
международная законодательная база выступает в подобных случаях исключительно в
качестве цивилизованного декора, необходимого обрамления политических идей, но
никак не руководящего ориентира.
Если бы мировое сообщество не жонглировало основополагающими
принципами международного права по траекториям гибких интересов, то и палитра
политической карты мира была бы более насыщенной и разноцветной. Проблема в
том, что ни одна из влиятельных держав не только не заинтересована в
универсальном применении одних и тех же принципов, но и пресекает на корню
любую перспективу трансформации отдельных фрагментарных проявлений их
применения в глобальную тенденцию. Давно пора смириться с мыслью, что двойные
стандарты - это даже не хорошо и не плохо, это просто неотъемлемая составляющая
международной политической жизни, ее важный атрибут.
Можно, конечно, растрачивать драгоценное время на суждения о
несовершенстве миропорядка, недопустимости использования двойных стандартов, но
все это действительно стоит очень дорого. Естественно, надо делать официальные
заявления, естественно, необходимо обогащать карабахскую правовую папку, и в
этом смысле последнее решение по Косово совсем неплохой лист. Но связывать с
ним какие-либо конкретные перспективы не стоит.
Если говорить о перспективах, то следует обратить внимание
на некоторые другие детали. Во-первых, что такое "косовский
прецедент"? Это палка о двух концах: насколько он призван расшатать устои
двойных стандартов, настолько и засвидетельствовать виртуальность международных
гарантий безопасности.
Достаточно вспомнить, в какой атмосфере всеобщего
международного ликования принималась всего четыре года назад новая Конституция
Сербии. Произошло это событие в конце сентября 2006 года, спустя пару месяцев
после отделения Черногории, когда казалось, что дальше уже некуда, тем более
что Сербия лишилась тогда и последнего выхода к морю.
И вот в этой обстановке перманентных уступок и была принята
действующая сербская Конституция, которая призвана была показать и доказать,
что сербские уступки ни в коем случае не являются односторонними. Преамбула
документа гласила: "Граждане Сербии принимают Конституцию Республики
Сербия исходя из государственной традиции сербского народа и равноправия всех
граждан и этнических общин Сербии, а также из того, что край Косово и Метохия
являются составной частью территории Сербии и имеют права существенной
автономии в рамках суверенного государства Сербия".
Это предложение означало, что уже все, Сербию отныне никто
трогать не будет. Что стало с "международными гарантиями", известно
всем: сегодня около семидесяти стран мира уже признали Косово независимым
государством. Таким образом, "косовский прецедент" - это действительно
палка о двух концах, причем рассматриваемый нами второй конец более острый и
более используемый в международной практике. Этот конец "косовского
прецедента" - свидетельство недопустимости односторонних уступок и
нагляднейшая иллюстрация того, что международных гарантий как таковых нет.
Принятая под нажимом "мировой общественности" Конституция сегодня уже
оказалась бумажкой в руках той же общественности.
Соответственно, в контексте карабахского урегулирования само
понятие "косовский прецедент" следует рассматривать не столько на
фоне появления новых правовых предпосылок к самоопределению (их, между прочим,
предостаточно, необходимо лишь последовательно и грамотно представлять
позиции), сколько в аспекте совершенно конкретных вызовов, которые в виде
возможных уступок (в частности, территориальных) реально угрожают армянской
нации, ее перспективам и безопасности. Ценность этого прецедента в том, что
если однажды переговорный процесс по урегулированию вступит в фазу принятия
прикладных решений, то о поэтапном решении вопроса о статусе вообще не должно
быть речи.
Второй аспект более сложный. Дело в том, что если (однажды)
международное сообщество вдруг солидаризируется вокруг вопроса о
безотлагательном применении к Нагорному Карабаху принципа национального
самоопределения, то даже при таком чудесном раскладе возникнут определенные
проблемы. Все новые политические субъекты, в том числе признанные,
непризнанные, "полупризнанные" (Эритрея, Восточный Тимор, Косово,
Абхазия, Южная Осетия), провозгласили государственный суверенитет в пределах
сложившихся к моменту конфликтов административных границ, тогда как в нашем
случае понятия "нынешняя НКР" и "бывшее НКАО" весьма
различны.
Иными словами, когда сегодня наши политики и политологи
(кстати, вполне обоснованно) говорят о необходимости применения
"косовского прецедента" в отношении прав армянского населения
Нагорного Карабаха, они сами толком не представляют "географию" его
применения. Между прочим, неопределенность в этом вопросе - одна из главных
причин непризнания независимости НКР со стороны самой Республики Армения.
Трудно сказать, насколько нынешнее состояние армянского
общества позволяет вести дискуссии на эту деликатную тему, однако ясно одно:
рано или поздно вопрос "географии" станет главным вопросом нашей
"истории". Не уверен, что именно сегодня самое подходящее время для
дальнейшего развития этой темы, так как республика в силу разных причин (о
которых пишется уже почти два десятилетия) объективно не готова к решению
проблем несколько более серьезных, нежели распределение мест в парламенте. В
любом случае, до наступления (в неопределенной перспективе) момента готовности
международного сообщества применить принцип национального самоопределения в
отношении народа Нагорного Карабаха нам еще предстоит преодолеть некоторые преодолимые
барьеры, в том числе внутренние.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.