Главная » 2011»Январь»27 » Георгий Гаранян – главный символ советского джаза
Георгий Гаранян – главный символ советского джаза
00:35
Analitika.at.ua. Вот уже год, как российский джаз и все его поклонники на
всем пространстве СНГ живут без Георгия Гараняна. Именно в эти морозные
январские дни 2010 года Георгий Арамович Гаранян приехал в Краснодар, чтобы
выступить 13 января в ежегодном традиционном концерте в память о своем друге,
народном артисте России Леонарде Гатове. Там же 15 и 16 января Гаранян должен
был выступить вместе с прославленным французским маэстро Мишелем Леграном. Но
не смог. За два дня до выступления его не стало - сердце отказалось работать
дальше. Но в память о легенде советского и российского джаза, народном артисте
России Георгии Гараняне оркестр и Мишель Легран решили не отменять концерты, а
посвятить их его памяти.
Несмотря на то, что Гараняна с нами нет, активная джазовая
жизнь, так или иначе связанная с именем этого замечательного музыканта и
жизнерадостного человека, не затихает и сегодня - проводятся фестивали и
концерты, посвященные Гараняну, издаются книги и нотные сборники его
произведений с его же аранжировками. Ну, собственно, так и должно было быть -
Георгий Арамович оставил большое и богатое творческое наследие, которое еще
долго будет доставлять удовольствие сотням тысяч поклонников его таланта.
Гаранян обожал жизнь. Если ему желали жить до 90, он всегда
обижался: "Меньше чем на 100 я не согласен". Жизнь обожала его. И его
очень любило время. Он успевал все и всюду. А смерть подкралась незаметно и
неожиданно. Он ее не ждал. Да и никто не ждал. Всем были розданы обещания. Всем
были назначены встречи, намечены записи и обговорены выступления. Но все или
почти все пришлось отменить... За пару месяцев до своей кончины Георгий
Арамович вышел к зрителям Большого зала Московской консерватории простуженным.
Поздоровался и сказал: "Разная бывает работа у людей. Иногда они
заболевают. А знаете, какая единственная уважительная причина для артиста,
чтобы не выйти на сцену? Смерть". Так вот, теперь у Георгия Гараняна
уважительная причина, из-за которой он больше не сможет выйти на сцену. Но,
честно говоря, это "смерть" не подходит ему и его светлому образу. И
поэтому семья Георгия Арамовича, его близкие друзья решили никогда не
употреблять это слово рядом с именем Гараняна. Они договорились считать, что
Георгий Гаранян, их любимый Жора, или Арамыч, как его называли близкие, просто
уехал на гастроли.
Говоря о советском джазе, невозможно не упомянуть о том, что
Гаранян был одной из тех ведущих фигур жанра, кто продвигал вперед джазовое
искусство, кто (пусть зачастую и невидимо для основной части мировой джазовой
аудитории) делал что-то необычное, искал новые пути, экспериментировал, хотя
народу (тут имеются в виду не те два-три процента любителей музыки, которые
действительно знают джаз) эти поиски, как правило, оставались неизвестными. Но
тем не менее самым узнаваемым саксофонным звуком для всего советского народа,
безусловно, были характерные широкие "подтяжки", "подъезды"
и чуть рыдающая интонация альт-саксофона в песне "Остров невезения"
из кинофильма "Бриллиантовая рука", которую исполнял Андрей Миронов.
Что было волне закономерно - ведь кино в СССР было куда популярнее джазовой
музыки. Партию альт-саксофона в этой песенке исполнял Георгий Гаранян. В то
время он еще не был народным артистом Российской Федерации, лауреатом
Государственной премии, не был руководителем популярных оркестров - он только
играл на альт-саксофоне и писал аранжировки. Но уже был известен в стране и
далеко за ее пределами.
Гаранян действительно был символом советского джаза - не в
меньшей, а может, и в большей степени, чем Олег Лундстрем и Юрий Саульский (да
простят меня поклонники и специалисты джаза России). То, что Гаранян сделал для
советского джаза, переоценить трудно. Бесконечные изматывающие гастроли по всей
стране с самыми разными оркестрами, ансамблями, проектами наверняка были важны
для него самого, но гораздо важнее для публики были не ноты, которые звучали со
сцены, а любовь к джазу, которая стояла за этими нотами, которую он излучал.
Главной в его музыке была невероятная харизма, умение создать на сцене и
передать слушателю ощущение джазового счастья, музыки, рождающейся прямо на
глазах у публики.
Он был одним из тех самых первых, с кого начиналось рождение
и становление джаза в стране Советов. Это таким, как он, достался беспощадный
разнос от газеты "Советская культура", которая откликнулась статьей
"Музыкальные стиляги" на успех молодых советских джазменов на
Московском международном фестивале молодежи и студентов в 1957 году:
"...Пагубный пример утери самостоятельности являет собой молодежный
эстрадный оркестр ЦДРИ. Мы с отвращением наблюдаем за длинноволосыми стилягами
в утрированно узких брюках и экстравагантных пиджаках".
Это про него в 1983 году в своей книге "Красный и
Горячий: Судьба джаза в СССР" написал знаменитый американский специалист
джаза Фредерик Старр: "Вечно беспокойный и нетерпеливый музыкант, Гаранян
сначала эволюционировал в сторону амбициозно аранжированных дивертисментов для
джаз-оркестра, а затем - джаз-рока и фьюжн с собственным ансамблем
"Мелодия". Он никогда не был большим новатором, но его высокий
профессионализм аранжировщика, организаторские способности и добродушная натура
позволили ему делать много хорошего джаза". Хотя с этим утвержденьем можно
и поспорить - важнейшую роль в развитии советского джаза сыграл
"Лабиринт", альбом, выпущенный в 1974г. ансамблем "Мелодия"
п/у Гараняна. Работа эта носила лабораторный характер: осваивались новые
ритмические схемы, новые типы композиций. Это был джаз, подружившийся с ритмами
бита, с ладовой импровизацией, с синтезированным звуком, с электроникой.
Его уважали и любили все - от маститых джазменов до простых
неискушенных в джазе слушателей. Говорят, во время одного из концертов Гаранян,
предваряя исполнение знаменитой джазовой темы "Караван",
проскандировал в микрофон зачин классической музыкантской шутки: "Какая
песня без баяна, какой концерт без...?". Публика в один голос ответила:
"...Гараняна!". Все правильно - Гараняна знали и любили больше, чем
Эллингтона и Дэвиса и тем более какой-то там "Караван" Хуана
Тизола...
14 января 2010 года в Концертном зале им. Чайковского,
прощались с артистом, затем его отпевали в храме Воскресения в Ваганькове и
похоронили на Ваганьковском кладбище. Через месяц должен был состояться
абонементный концерт Георгия Гараняна, и большая часть билетов была продана еще
за много месяцев вперед. Друзья Георгия Гараняна сыграли концерт вместо него, а
гонорары передали на строительство его памятника на Ваганьковском кладбище.
В эти дни во многих российских городах проходят мероприятия,
посвященные Георгию Арамовичу. Его помнят и отдают должное оставленному
наследию. И только у нас в этом контексте полная тишина. Как была тишина в
период его жизни. Может ли кто-нибудь объяснить, почему чуть ли не
единственному российскому артисту, который всегда, везде и при любых
обстоятельствах громко заявлял о том, что он армянин, и при этом ссылался на
свой нос, громко рассказывал о тех мучениях, которые пришлось пережить семье
его отца во время Геноцида в Турции, очень тепло относился к армянским
музыкантам, оказывавшимся в Москве, и всячески проявлял свое доброе отношение к
своей исторической родине, эта самая родина не отвечала ему взаимностью?
Неужели нельзя было его как-то выделить из общей массы артистов, вручив
какой-нибудь знак уважения и любви армянского народа?
Почему эта самая родина никак не отметила его 70-летний
юбилей? Вся Россия поздравляла Маэстро в Кремле, но на концерте не прозвучало
ни одного поздравления из Армении. Что, трудно было послать если не группу
музыкантов для приветствия и выступления на юбилейном концерте, то хотя бы
кого-нибудь из наших ветеранов, хорошо знавших его, с поздравительным адресом
от имени Армении? А почему никто с родины не поехал на его похороны? В стране
не нашлось полторы сотни тысяч драмов на билет, чтобы засвидетельствовать
уважение родины к человеку, достойному его намного больше, чем к тем, кому
такие почести воздаются? И, наконец, неужели в годовщину его кончины, когда,
повторюсь, Россия вспоминает своего славного сына, Армения никак не реагирует
на это? Неужели невозможно организовать концерт памяти музыканта, пригласив его
супругу или дочку? Неужели нельзя создать фестиваль его имени? Насколько мне
известно, в эти дни имя Гараняна в нашем медиа прозвучало лишь однажды на
волнах одной из ФМ-радиостанций, и сделано это было лишь силами энтузиастов. А
вот профессиональный союз, чиновники от культуры, телеканалы палец о палец не
ударили. Обидно и стыдно. Армен МАНУКЯН, golosarmenii.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.