Главная » 2010»Август»17 » "Global Research": Два года тому назад: нападение Грузии на Южную Осетию
"Global Research": Два года тому назад: нападение Грузии на Южную Осетию
00:03
Analitika.at.ua. Накануне годовщины нападения Грузии на
Южную Осетию международная ассоциация осетинских сообществ провела митинги в
нескольких европейских городах. В Брюсселе, Страсбурге, Берлине и Анкаре,
протестующие требовали признания независимости Южной Осетии, официального
осуждения грузинской политики и освобождения осетинских заключенных.
Представители осетинских сообществ в Европе, правительство Южной Осетии, а
также ряд европейских общественных организаций приложили серьезные усилия для
того, чтобы убедить Европу перестать рассматривать ситуацию в этом регионе
исключительно сквозь призму грузинских аргументов. В частности, осетинские
активисты перевели на английский и французский языки множество исторических
документов, показывающих, как в 1920 году меньшевистская Грузия разгромила
Южную Осетию, а также опубликовали множество ярких докладов, касающихся
трагедии, которую Южная Осетия пережила во время грузинского нападения 2008
года.
Накануне трагической годовщины 08.08.08 прошла международная
конференция под названием «Два года спустя: уроки, реалии и будущее.
Большинство дискуссий на этом форуме касались освещения пятидневной войны в
мировых СМИ и прогнозов для кавказского региона. Представители европейских
неправительственных организаций прочитали занимательные доклады и, время от
времени, даже выражали довольно критические мнения по поводу Грузии. Но правда,
раскрыть которую оказалось нетрудно, заключается в том, что власть принимать
решения в сфере международной политики, если отбросить видимость «общественной демократии»,
сконцентрирована в руках маленькой горстки людей.
Два года назад Россия столкнулась с масштабным медийным и
дипломатическим давлением за свой ответ на нападение Грузии на Южную Осетию.
Давление еще не исчезло и, вероятнее всего, сохранится и в дальнейшем. И это
означает, что в будущем нам предстоит стать свидетелями новой серии споров и
разногласий.
По большей части, европейское восприятие августовской войны
2008 году между Грузией и Южной Осетией остается неизменным. ЕС все еще
поддерживает Грузию и расценивает реакцию России как, по меньшей мере,
непропорциональную. По ряду причин, грузинская тема в отношениях России с США и
ЕС улеглась на дно, но ее всплытия на поверхность можно ожидать влюбой момент. К примеру, это может произойти,
если США и/или Израиль ударят по Ирану и это нападение вызовет крупные военные
провокации на Кавказе. Европа продолжает отказываться признать независимость
Южной Осетии и рассматривает ее как один из районов Грузии. Американские
союзники на Кавказе, и итальянский журналист Джульетто Кьеза (Giulietto
Chiesa), даже полагают, что в результате недавнего кризиса в Секторе Газа,
израильские самолеты, базирующиеся в Турции, могут быть перемещены в Грузию.
Августовские события 2008 года отмечают наступление критической
фазы упадка уже неэффективной системы инструментов международного права, как и
следовало ожидать, уступая главную роль в международных отношениях военным
силам. По сути, общепринятые правовые механизмы предотвращения конфликтов между
этническими группами или странами едва ли заслуживают какого-либо внимания
после того, как Международный суд в Гааге вынес свой печально известный вердикт
о признании независимости Косова. Разрешение этнических конфликтов безвозвратно
перекочевало из правовой сферы в сферу текущей политики, и эта перемена
подвергает существенным рискам всю архитектуру международной безопасности.
С самого начала не было никакой надежды, что российская
дипломатия убедит международное сообщество, к примеру, на уровне ООН, осудить
агрессию Саакашвили или наложить эмбарго на поставку вооружений нынешнему
грузинскому режиму. Несмотря на возражения России, Европа все-таки стремится к
интеграции Грузии, а также Украины, в НАТО. То, что российские дипломаты так и
не сумели заставить мир поверить в то, что за развязывание войны в Южной Осетии
ответственен режим Саакашвили, отнюдь не стало неожиданностью. Безо всяких
сомнений, в обозримом будущем двойные стандарты будут доминировать в глобальной
политике. В этом и заключается причина того, почему российское правительство
захотело юридически зафиксировать новый статус-кво в кавказском регионе,
невзирая на то, какую волну недовольства среди западных (британских и т.п.)
экспертов вызовет это шаг. И гнев их в полной мере выплеснулся на форуме в
Страсбурге...
Со всей очевидностью ясно, что Тбилиси стремится максимально
вовлечь США и ЕС в дела на Кавказе. В особенности ЕС, который со своим
Восточным партнерством и договорами о сотрудничестве, тем не менее, остается
второстепенным по сравнению с США и Россией игроком в кавказском регионе.
Сами конфликтующие стороны — Грузия с одной стороны, Южная
Осетия и Абхазия с другой — в равной степени твердо придерживаются мнения, что
справедливая резолюция может только быть принята только при участии внешних
сил. Грузия приглашает на эту роль США и ЕС, тогда как Абхазия и Южная Осетия
взывают к России. Консультации в Женеве ни к какому прорыву не привели, да и не
приведут, пока их план заключается лишь в формулировке юридически обязывающего
соглашения по уходу от применения силы. Грузия наотрез отказывается от этого,
заявляя, что может подписать подобное соглашение только непосредственно с
Россией. Геополитические расчеты и смутные надежды на то, что стратегический
баланс в регионе наконец даст крен, берут верх над намерениями создать
общеевропейскую архитектуру системы безопасности.
Нынешний – и, увы, временный — спад накала антироссийской
риторики, может оказаться прологом к новой волне давления на Москву. Но все
может ухудшиться, если США вдруг займут воинствующую позицию (к примеру, из-за
прихода нового правительства или триумфа республиканцев на ближайших выборах в
Конгресс). В таком случае,мы наверняка
столкнемся с полномасштабной реанимацией всех недавних критических стереотипов.
«Мягкая» версия, по существу, того же самого варианта развития событий,вероятнее всего, найдет воплощение в виде
«перезагрузки», которая уже подтянула Москву поближе к Вашингтону по ряду
вопросов, в число которых входит и Иран.
С точки зрения Абхазии и Южной Осетии, Россия, как страна,
заинтересованная в поддержании своего влияния в регионе в долгосрочной
перспективе, должна распространить на них гарантии безопасности, за которую им
пришлось заплатить немалую цену, и намертво закрепить их в правовой форме
государственной независимости. Абхазия и Южная Осетия надеются, что, исходя из
собственных геополитических интересов, Россия создаст с ними альянс и больше
никогда не станет возвращаться к своей пораженческой политике 1990-ых. Согласно
прогнозам, стратегическая позиция России по отношению к Грузии будет оставаться
последовательной и ее не смогут поколебать мелкие планы достичь соглашения с
Грузией, пожертвовав тем, что Россия получила по итогам пятидневной войны.
Битва за Кавказ между Россией и Западом, несмотря на
обещанную «перезагрузку», будет продолжаться. Наряду с целым диапазоном других
событий, визит американского вице-президента Дж. Байдена (J. Biden) в Тбилиси,
а также состоявшееся через год после этого турне госсекретаря США Х. Клинтон
(H. Clinton) в Баку, Ереван, и, опять же, Тбилиси, ясно показали, что
интенсивность соперничества между Вашингтоном, Брюсселем, и Москвойна Кавказе спадать не собирается. У США нет
намерения оставлять Южный Кавказ России, а ЕС в ближайшем будущем будет
неспособен одержать победу в этом регионе по следующим причинам:
1) ЕС, как посреднику, не достает единства базовой
политической линии.
2) У ЕС хватает с избытком своих собственных проблем.
3) ЕС не рискнет нарушить баланс на Кавказе за счет
противодействия Москве по ряду сравнительно мелких проблемам.
4) ЕС, вероятнее всего, выберет вспомогательную роль в
осуществлении новой американской стратегии, нацеленной на максимально возможное
отдаление кавказских республик, в особенности Абхазии, от российской орбиты.
5) Нет никакой ясности касательно будущей Европейской
интеграции Грузии и других кавказских республик.
В то же время, Южная Осетия и Абхазия надеются, в конечном
счете, установить нормальные отношения с ЕС и начать двигаться в сторону
Евроинтеграции, хотя последняя задача стоит в списке их приоритетов ниже, чем
развитие отношений с Россией, выступающей гарантом их безопасности. Позиция
Брюсселя делает бессмысленными любые разговоры о европейском будущем региона,
как о средстве урегулирования тамошних конфликтов — что ЕС полагает, что Грузия
должна сохранить свои границы, установленные еще в советские времена. В
среднесрочной перспективе, ситуация вокруг Южной Осетии наверняка будет оставаться
антагонистической игрой, в которой выгоды одной стороны, эквивалентны потерям
другой.
Интерпретации событий, произошедших в Абхазии два года назад
и видение отношений Грузии с ее бывшими автономными регионами, будут оставаться
сферой идеологической борьбы на различных уровнях. Многое зависит от ясности и
последовательности позиций Москвы, Южной Осетии, а также осетинских сообществ,
которые становятся все более и более заметными в Европе и других частях мира. В
таком свете митинги, проведенные в начале августа, можно рассматривать, как
прививку оптимизма.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.