Analitika.at.ua. В «Московской правде» от 16 февраля с. г. был опубликован
большой материал «Как же погиб автор «Горя от ума»?» Суть материала, даже
отдаленно не претендующего не то чтобы на научность, а даже на наукообразность,
очевидна: в гибели поэта и дипломата виновны неблагодарные «лица армянской
национальности». Которых-де по своей наивности Александр Грибоедов переселял из
Персии на… «азербайджанские земли», на которых, по логике г-на Ахундова и его
высших руководителей, и была основана Армения.
При этом автора материала, Фуада Ахундова, выступающего в
качестве «политолога» (является заведующим сектором политических исследований
администрации президента Азербайджанской Республики), ничуть не смущает тот
факт, что в отличие от Азербайджана, впервые появившегося на политической карте
мира в 1918 году, Армения известна со времен Геродота, Страбона, Клавдия
Птолемея и других древних историков. И что расположенная на Армянском нагорье
Армения – опять-таки в отличие от имеющей менее чем столетнюю историю
закавказской Азербайджанской Республики – фигурирует на известных картах мира
древности и средневековья.
Между прочим, византийский император Константин
Порфирородный (913 – 959 годы), направляя письмо на имя князя Хачена (одно из
средневековых княжеств Нагорного Карабаха), адресует его «в Армению».
Побывавший в начале XV века в Карабахе немец Ганс Шильтбергер отмечал, что
равнинный Карабах «лежит в Армении». А персидский анонимный географ начала XIII
века отмечал, что население этих краев «есть армянское» – «армани анд». О том
же говорят и грузинские источники.
Г-н Ахундов, не ведая сих вышеозначенных истин, известных
любому студенту-историку (не двоечнику, разумеется), голословно утверждает, что
«Грибоедов часто посещал Тифлисское армянское училище, периодически встречался
с обученными армянами, которые привлекали его к чтению искусно
сфальсифицированных «фундаментальных» трудов по истории Армении». Надо
полагать, маститые древнегреческие ученые, писавшие об Армении задолго еще до
нашей эры, также были введены в заблуждение коварными армянами, взявшимися
невесть откуда.
Исторической науке хорошо известно, что на протяжении XVI и
XVII веков сотни тысяч армян были насильственно выселены из Закавказья в Иран,
главным образом для развития ремесел, земледелия, строительства и торговли.
Особенно широкие масштабы этот процесс приобрел в начале XVII века при шахе
Аббасе Великом. В шахской Персии появились целые города и множество поселений
армян. После вхождения Закавказья в состав России в 1813 – 1828 гг. потомки
этих людей частично вернулись обратно в Армению в конце 1820-х – начале 1830-х
годов XIX века.
В 1831 году в Москве была издана книга известного тогда
русского писателя-публициста Сергея Глинки «Описание переселения армян
аддербиджанских в пределы России с кратким предварительным изложением
исторических времен Армении».
Сам факт переселения примерно 40 тысяч армян из Персии в
Закавказье, таким образом, действительно имел место, однако суть этого процесса
представлялась и представляется совсем иначе, нежели сегодня пытаются его
представить современные фальсификаторы истории.
Последние полностью сфальсифицировали вектор переселения.
Армяне никогда не переселялись в никогда не существовавший в Закавказье
«Азербайджан». Они возвращались на свою родину, в Восточную Армению из
Азербайджана, то есть из северной провинции Персии, расположенной к югу от
ставшей российско-персидской границей реки Аракс. То есть из персидской
провинции Азербайджан христиане-армяне переселялись на отошедшие к России
вчерашние закавказские территории Персии, никакого отношения к Азербайджану
вовсе не имевшие.
А если бы грамотному дореволюционному россиянину кто-либо
сказал, что Азербайджан расположен в российском Закавказье, он просто посчитал
бы своего визави выжившим из ума! Ибо заявить такое было аналогично тому, чтобы
сказать, что Афганистан находится в российском Туркестане…
Так как же случилось, что юго-восточный угол Закавказья в
1918 году получил название «Азербайджан», коим до того называлась исключительно
северная провинция Персии? Ведь ни в одном историческом источнике, ни на каком
языке вплоть до начала XX в рамках Закавказья (т. е. севернее Аракса) не
упоминается о существовании «второго» Азербайджана. Возьмем, например, изданный
в 1936 году сборник документов «Колониальная политика российского царизма в
Азербайджане в 20 – 60-х гг. XIX в.», посвященный территориям, вошедшим после
советизации Закавказья в АзССР. К удивлению человека непосвященного, в
460-страничном сборнике, в который включены архивные документы русской администрации
Закавказья, слово «Азербайджан» («Азербиджан») упоминается лишь единожды. И,
разумеется, в отношении персидской провинции Азербайджан.
Прекрасно известно, что название «Азербайджан» применительно
к территориям, вошедшим в 1920-е годы в АзССР, стало использоваться лишь после
1918 года. А именно после установления на части этих территорий турецкого
оккупационного режима в последний год Первой мировой войны и провозглашения
марионеточной «Азербайджанской Демократической Республики».
Искусственность и политическая ангажированность этого были
очевидны современникам. Вот что писал о создании этого образования великий
русский патриот, лидер Белого движения генерал Антон Деникин в своих «Очерках
русской смуты»: «Все в Азербайджанской республике было искусственным,
ненастоящим, начиная с названия, взятого заимообразно у одной из провинций
Персии. Искусственная территория, обнимавшая лезгинские Закаталы,
армяно-татарские Бакинскую и Елизаветпольскую губернии и русскую Мугань и
объединенная турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма и панисламизма
на Кавказе. Искусственная государственность, так как на этих землях, лежавших
на пути великого переселения народов и подвергавшихся воздействию разнообразных
культур сменявшихся завоевателей, жили всегда разрозненные мелкие племена,
враждовавшие друг с другом и доныне еще сохранившие черты кочевого быта».
Историкам прекрасно известно и то, что большая часть
тюркоговорящего населения новоявленной республики перекочевала и переселилась в
Закавказье из Персии, из собственно Азербайджана. И это не скрывалось даже в
советское время.
В 3-томной «Истории Азербайджана», изданной в АзССР в 1960-х
гг., читаем, что по далеко не полным данным, с 1880 года число отходников лишь
с северо-западных районов персидского Азербайджана на закавказские земли России
составляло 30 – 35 тыс. человек в год. «В действительности их было значительно
больше: многие отходники не брали консульских приходных свидетельств и
паспортов, переходили границу нелегально. Только районы Велькидж и Ардебиль
выделяли почти по 20 тыс. отходников в год, т. е. в среднем по одному человеку
от каждого крестьянского двора. Большинство отходников оседало на предприятиях
в Баку».
Таким образом, из миллиона с лишним «кавказских татар»,
проживавших в Бакинской и Елизаветпольской губерниях в начале XX века, по
крайней мере 600 тыс. (то есть 50%) прибыли в Закавказье с территории Персии
всего за какие-то двадцать лет! И по далеко не полным данным, а на деле
численность переселенцев была больше, как то и подтверждали сами советские
азербайджанские академики, после того как в апреле 1920 года в Баку вошли
большевики.
Аппетиты последних распространялись далеко за границы бывшей
Российской империи. То есть не только на настоящий Азербайджан, но на
территорию Персии в целом. Туда уже направлялись военные экспедиции с целью
«экспорта мировой коммунистической революции». Сохранялась и надежда на
советизацию постосманской Турции. В этих условиях «Азербайджанская
Демократическая Республика» оказалась, как нельзя кстати, в качестве плацдарма
для распространения коммунистической экспансии на юг и восток.
Тот же прием использовался и впоследствии. И не только вновь
в северном Иране, где после Второй мировой войны уходящие из Ирана советские
войска создали и вооружили провозгласившие себя независимыми от Тегерана
буферные Азербайджанскую и Мехабадскую республики. Другой яркий пример –
создание Сталиным накануне войны с Финляндией 16-й союзной республики –
Карело-Финской ССР.
Известный историк академик В. В. Бартольд уже в советское
время писал: «…термин Азербайджан избран потому, что когда устанавливалась
Азербайджанская республика, предполагалось, что персидский и этот Азербайджан
составят одно целое… На этом основании было принято название Азербайджан, но,
конечно, теперь, когда слово Азербайджан употребляется в двух смыслах – в
качестве персидского Азербайджана и особой республики, приходится путаться и
спрашивать, какой Азербайджан имеется в виду, Азербайджан персидский или этот
Азербайджан…»
Соответствующими методами пытались и экстраполировать на
прошлое подмену географической идентификации «юго-восточного угла» Закавказья.
Все государственные и полунезависимые образования, когда-либо существовавшие в
этом регионе Закавказья, произвольно объявлялись «азербайджанскими». Все
государственные деятели, так или иначе связанные с современной территорией
АзССР, в большинстве своем также объявлялись «азербайджанскими». Равным образом
объявлялось «азербайджанским» и все культурное наследие, когда-либо
существовавшее на этой территории.
Именно так всемирно известный персидский поэт Низами,
никогда не живший в Азербайджане (реальном, расположенном южнее Аракса), был в
советское время одним росчерком пера объявлен «азербайджанским». Древняя поэзия
его спешно была переведена на современный азербайджанский язык, не имевший до
начала 1920-х годов собственной письменности. Курдский поэт Физули, живший… в
Северном Ираке, также объявлен «азербайджанским», и в честь него в конце 1950-х
годов был переименован основанный веком раньше русскими казаками карабахский
городок Карягино.
Сегодняшние фальсификаторы пошли дальше: они объявляют
«азербайджанской» всю территорию современной Республики Армении, включая ее
столицу Ереван. Это ли не является подтверждением территориальных претензий,
озвучиваемых на уровне администрации президента Азербайджана?
Завсектором администрации президента АР Фуад Ахундов следует
«мудрым заветам» фактически бессменного лидера бывшей Азербайджанской ССР и
постсоветской Азербайджанской Республики Гейдара Алиева, который в одной из
своих речей сказал: «И в дальнейшем надо создавать такие произведения, чтобы
они постоянно, в последовательной форме доказывали принадлежность Азербайджану
земель, где ныне расположена Армения. Мы должны сделать это. Мы должны открыть
дорогу будущим поколениям».
Очевидно, что подобные вещи именуются экспансионизмом, и до
добра они не доводят. Арсен Мелик-Шахназаров, по материалам: Московская правда,
2012 – 25 февраля
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.