Analitika.at.ua. Я мучительно и настойчиво вглядываюсь в плотную даль:
каким он был, мой прадед тер Алексан, священник в небольшой шушинской
церквушке? А его дочери, мои бабушки? В юности на бабушек оказали огромное
влияние идеи революционера-демократа Микаела Налбандяна. Марксистские кружки
заполнили их юность. Из-за участия в этих кружках им пришлось бежать из Шуши.
Мне нравится, конечно, такая рано проснувшаяся гражданская,
политическая активность бабушек, но лучше бы они поехали учительствовать в
отдаленные карабахские села и остались в родном Карабахе, и тогда я бы стояла
со всеми вместе на площади Степанакерта в 1988 году и в последующие годы,
поднимая ладонь, сомкнутую в кулак, и слезно отстаивала право народа на отчую
землю. Хорошо еще, что я стояла с этим высоко поднятым кулачком на Театральной
площади в Ереване...
Впрочем, им, бабушкам, все равно пришлось бы бежать от
пожаров, погромов, резни Шуши в 1905 году. А выживи они в тот страшный
погромный 1905 год, их ждал бы 1920 год Шуши - убийство тридцати тысяч армян,
уничтожение одного из культурнейших центров Кавказа. Как ни кинь, их ждали
резня и дымы. А не потому ли, собственно, столь рано проснулся в них
неукротимый дух, ведь были еще и погромы конца позапрошлого века, да и в генах
жила память об ужасах и убийствах. И любое насилие заставляло душу вспыхивать с
новой силой.
Уже в Армавире, на Северном Кавказе, бабушки с особой
пронзительной отдачей танцевали танец непокорных горцев: "Встань,
проснись, моя душа, мы станцуем Шамиля". Шамиль - гордость Кавказа. 25
долгих мужественных лет. Не сдаваться! Да, горстка, но гордая, несгибаемая. Это
было близко карабахскому сердцу.
Выгнув тонкий стан, юные бабушки идут по кругу. Выправка в
горском танце - главное. Тонкость силуэта. Клинок, а не профиль танцующего. Мои
бабушки молоды. И они танцуют. Над ними солнце, отличное от армянского солнца.
И их объемлют времена, в которых меня еще нет. Сейчас, когда я пишу это, тоже
хочется встать, выгнуть стан и пойти по кругу. Как вздрогнуло мое сердце от
узнавания, когда я впервые увидела на сцене Махмуда Эсамбаева, шепот ног, почти
не касающихся пола. Не танец - дуновение. Нечто призрачное. Но и огневое и в
высшей степени непокорное. Толчки воинственного ритмического рисунка танца.
Круги, круги быстрого тела. Руки, выразительно меняющие крылатость. Сабля,
шпага, а не рука. Кисти всегда под резким углом. Певучая кисть. Ломкая, гибкая,
пятизвездочная. Певучая мягкая ступня. Пружинисто, по-кошачьи сгибающееся тело.
И темп! Как всадник, как стрела, как пуля. Действительно, как тут не встать,
как не проснуться душе!
В пору моих молодых московских скитаний я как-то увидела
Махмуда Эсамбаева на центральном телеграфе. Он сидел напротив меня, заполняя
какой-то бланк. Вдруг он поднял глаза. Я замерла. Серебряные, лазурные,
изумрудные горные озера лили на меня свой высокогорный свет. Свой поминутно
меняющийся цвет. Вот они серебряные. Теперь зеленые. Минута - и
шелковисто-серые. Но и не без жгучей синевы. Над узким лицом поднималась
высокая шапка крутого лоснящегося каракуля - золотого, медового, орехового,
неописуемых оттенков. Завитки идеальные, один к одному. В меру крупные. Пальто
на танцовщике тоже было из идеально сшитого кремового лоснящегося сукна самой лучшей
выделки. Словом, передо мной сидело совершенство. И, не очень сосредоточиваясь
на мне, это идеальное существо с большими туманами кавказских глаз спросило
вдруг: "Какое сегодня число?" Я ответила машинально, сомнамбулически.
Существо проставило что-то на телеграфном бланке и пошло к дальнему окошечку
походкой рыси. Серебряное видение погасло. Я очнулась от блестящего сна,
привычно перейдя в более плотные слои повседневности - уже не серебряной, а
серой.
Но за много, за много десятилетий до этого вспыхнувшего
передо мной видения на центральном московском телеграфе мои музыкальные бабушки
(еще бы - дочери священника! От этой семейной музыкальности и мне, поэту,
кое-что перепало) кружатся в танце. Армянские глаза горят. Это кровь творит их
танец. Танец чужой, но непокорность гордых поз родная. Покинутая земля Карабаха
зовет их.
Вот бы и вернуться и не отнимать у меня, писателя, родной
язык. Не творить мою зигзагообразную биографию. Но память об ужасах сидит
глубоко в подсознании. К тому же быт, семья, врастание в среду. Словом, тысяча
и одно препятствие. Вечная доля, вечное армянское вынужденное странничество.
Андраник э кач
юр ынкернеров
гнум э патеразм,
кспасе гарнан, -
громко распевала в детстве мама вместе с другими армянскими
детьми на улицах Армавира. Чумазая, хорошо говорившая на языке нового
окружения, но еще близкая к родным истокам.
Интересно, была ли бабушка в Армавире на чествовании
Андраника летом 1918 года? Читала ли статью в местной газете, где его называли
"армянским Гарибальди"? А как она могла эту статью не прочесть и на
чествование не пойти?
Ростов, Нахичеван-на-Дону, Армавир, Екатеринодар,
Владикавказ, Пятигорск. Вечера, вечера, вечера. Сколько прошло перед Андраником
богатых армян с их украшенными драгоценностями женами. Это, обращаясь к
сверкающему великолепию рядов, сказал он в сердцах в Екатеринодаре:
"Конечно же, мне очень приятно слышать здесь воодушевленные
"Ура!" "Да здравствует!" и др. Я видел много подобных
банкетов и слышал овации, красивые речи, трескучие фразы... Но какая польза от
этого моему измученному народу... Я недостаточно образован, я - сын народа,
воин и не могу произносить красивых речей, но обращаюсь к вам, милостивые дамы
и господа: исповедуйтесь перед собой и собственной совестью без священника и
спросите себя, что сделали вы для улучшения жизни измученного и истерзанного
народа Западной Армении. Я надеюсь на вас, армянские матери, вы должны
воспитать и дать образование вашим детям, вдохнуть в них героический дух,
любовь к армянским братьям..."
Завет, который моя мама, распевавшая в детстве песнь об
Андранике, выполнила, безусловно, не полностью. К моему вящему огорчению. Да,
она воспитала меня и дала мне образование, даже вдохнула в меня героический
дух. Но обучила ли она меня армянскому языку? Нет. И никакая чужбина не может
оправдать этой ее странной "забывчивости". Я бы тоже хотела расти,
распевая песни об Андранике на родном языке, а не в поздние годы писать о нем
эссе на языке чужом. Но моим детством распорядились по-иному. Впрочем, в пору
моего детства петь песни об Андранике было уже небезопасно... Как и о Шамиле,
последней и самой любимой женой которого была армянка Анна, дочь Моздокского
армянского купца. Она разделила с немолодым Шамилем все - и блеск запредельной
славы, и последнее горькое изгнание. В изгнание с ним из всех его жен поехала
она одна. Об этом замечательно написал Расул Гамзатов в книге "Мой
Дагестан". Армянка Анна, ставшая Шуайнат. Восхищенная мужеством Шамиля,
она сама пришла к нему, ее никто не неволил, никто не похищал. И как же любил он
ее! А когда она, единственная из всех его жен, поехала с ним в изгнание, он
понял, что она - ровня ему: больше всего он ценил в людях верность, преданность
и стойкость. Он, которого столько раз предавали... Нелли СААКЯН, golosarmenii.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.