Главная » 2010»Июль»3 » Готовность к войне – лучший способ избежать войны
Готовность к войне – лучший способ избежать войны
00:19
Analitika.at.ua. Одним из феноменов перемирия в зоне карабахского
конфликта можно с уверенностью назвать сохранение хрупкого мира вот уже на
протяжении 16 лет при отсутствии здесь международных миротворческих сил.
Сказанное вовсе не означает, однако, отсутствие особых интересов внешних
факторов в зоне карабахского конфликта.
Основные посредники Минской группы ОБСЕ по урегулированию
карабахского конфликта (Россия, США и Франция) прекрасно осознают отсутствие,
во всяком случае, на современном этапе и в обозримой перспективе, политической
формы разрешения данной проблемы. Статус-кво Нагорно-Карабахской Республики
(НКР) хоть и не устраивает Азербайджан и его ближайшего союзника Турцию, тем не
менее, является лучшим средством сохранения политической стабильности в
Азербайджане, властных полномочий правящей администрации и относительно
поступательного развития нефтегазовой отрасли промышленности и трубопроводных
коммуникаций республики. В сложившихся условиях военный путь не может выступить
реальной возможностью разрешения карабахского вопроса в пользу Азербайджана.
Тем не менее, гонка вооружений и сохранение военного паритета является одним из
непременных условий внутриполитического развития как в Азербайджане, так и в
Армении.
Политические элиты в двух республиках вынуждены проводить
последовательную политику гонки вооружений, которая позволяет обеспечивать
устойчивость власти, развивать соответствующую пропаганду и поддерживать
иллюзию патриотизма. Одним из проблемных аспектов этой политики выступает рост
коррупции и, как следствие, обогащение властвующей элиты. Но есть ли другой
выход в сложившихся условиях, когда и основные внешние факторы в лице США и
России – два основных конкурента в регионе Южного Кавказа – заинтересованы в
приобретении новых позиций в военно-политическом присутствии. А это неминуемо
приводит к усилению гонки вооружений как рычага воздействия на регион и
обеспечения баланса сил и безопасности.
Как показал неудачный опыт Грузии, напичканной натовским
вооружением, как, впрочем, и практика вооружений Азербайджана, США крайне
заинтересованы в способности Тбилиси и Баку в отражении попыток внешней
агрессии и защите энергетических коммуникаций и нефтяных промыслов. Последние
годы показали, что те же США пытаются использовать Грузию и Азербайджан для
размещения элементов слежения и контроля (проще говоря, средств технической
разведки), а также в военном транзите и в выполнении ограниченных задач
военного базирования на основе двусторонних соглашений без программы расширения
НАТО на Южном Кавказе.
Так, в рамках программы по охране энергетических
коммуникаций Каспия, получившей наименование «Каспийский страж», предполагается
разместить в АР «мобильные вооруженные группы», а также создать с помощью
современных технических средств систему наблюдения за воздушным и морским
пространством. Программа «Каспийский страж» предусматривает материально-техническое
оснащение и обучение азербайджанских внутренних войск и частей специального
назначения, а также строительство двух американских РЛС. США передали
Азербайджану несколько малых подводных лодок и пограничных катеров.
В свою очередь Россия не может оставаться в стороне от
военной политики на Южном Кавказе. Россия, которая вынуждена была под давлением
США и НАТО убрать свои военные базы из Грузии после Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 г., пока что не
получила возможности активного военного присутствия в Азербайджане (за
исключением Габалинской РЛС) и совместного патрулирования внешних границ СНГ в
этой республике.
Единственная российская 102-я военная база остается в
Армении, которая фактически играет роль балансира в региональном противостоянии,
а после августовского конфликта 2008
г. российские базы появились также во вновь признанных
республиках – в Абхазии и Южной Осетии. Однако роль Армении в региональном
балансе, безусловно, гораздо шире, чем Сухума и Цхинвала, поскольку
боеспособные армянские вооруженные силы обеспечивают баланс сил не только в
рамках Южного Кавказа, но и в формате отношений Турция – Иран – США – Россия. В
Армении заинтересованы, как минимум, три из названной четверки государств, то
есть Россия, США и Иран. Армения призвана выполнять некую роль сдерживания
Турции как в политике России, так и США.
Очевидно, что ни одно государство Запада и Россия совершенно
не заинтересованы в возобновлении конфликтов в масштабном объеме. Между тем,
они одобряют политику гонки вооружений как средство и условие контроля над
регионом. Высокий уровень военного противостояния становится важным фактором
сохранения мирного сосуществования при сохранении, безусловно, определенных
рисков и реальных угроз. Та же стратегия милитаризации Израиля и арабского мира
повторяется в условиях армяно-азербайджанского противостояния.
Готовность к войне – лучший способ избежания войны. В 2008г. военный бюджет Азербайджана
перешагнул отметку в 1,5 млрд. долларов США. Президент АР Ильхам Алиев в 2006г. выдвинул приоритетную задачу
для оборонного ведомства, нацеленную на безудержную гонку вооружений,
приобретение оружия и военной техники как в странах НАТО, так и в СНГ (в
России, Украине, Белоруссии), повышение уровня военной подготовки и
профессионализма армии, а также доведение военного бюджета до уровня,
сопоставимого с государственным бюджетом Армении. В конце 2005 г. было заявлено о
создании Министерства оборонной промышленности АР во главе с Явером Джамаловым.
В 2007 г.
бюджет этого министерства составил примерно 60–70 млн. долл. США.
Одним из внешних экспортеров военной техники для
Азербайджана является Грузия. Важность Грузии для Азербайджана в
военно-техническом плане определяется и транзитной ролью Грузии, через которую
регулярно шли и продолжаются военные поставки в Баку.
С 2001–2002 гг. начинается новый этап активного
военно-технического партнерства Азербайджана и России. С 2002 г. Габалинская РЛС
получила статус военной базы России, которая арендует ее у Азербайджана сроком
на 10 лет. Поскольку Конституция АР запрещает наличие иностранных военных баз
на ее территории, по результатам российско-азербайджанских переговоров
Габалинская РЛС стала функционировать как военный объект, арендуемый Россией у
Азербайджана.
Станция декларирована как собственность Азербайджана и
получила статус информационно-аналитического центра. РЛС «Дарьял»
предоставляется России в аренду с ежегодной оплатой в 7 млн долл.
(первоначально азербайджанская сторона запросила 20–30 млн долл.). Россия
согласилась возместить Азербайджану долг в размере 31 млн долл. за
использование РЛС в 1997–2001 гг. Россия обязалась использовать РЛС только в
информационно-аналитических целях и делиться с Азербайджаном частью полученной
информации.
Проблема эксплуатации станции использовалась в качестве
торга. В частности, Азербайджан потребовал за станцию у России самолеты МиГ-29
и зенитно-артиллерийские комплексы С-300, а также содействие в урегулировании
карабахского вопроса и ограничение военно-технического сотрудничества с
Арменией. Со строительством и введением в эксплуатацию новой российской РЛС в
Армавире в 2008 г.,
Габалинская РЛС теряет некую военно-техническую привлекательность. Однако
российское военное присутствие в Азербайджане в форме РЛС «Дарьял» имеет больше
политическую значимость – подчеркивает военное присутствие России в этой
стране. В июле 2007 г.
Азербайджан заключил договор с «Рособоронэкспортом» о поставках порядка 70
БТР-80А, которые должны поступить на вооружение миротворческих подразделений ВС
Азербайджана. Однако, в случае возобновления войны в Карабахе, вряд ли эти
обязательства перед Россией Азербайджан сохранит.
Азербайджан, будучи не членом ОДКБ, получает возможность
приобретать российское вооружение по тем же ценам, что и члены ОДКБ, в России
по линии ПВО обучаются азербайджанские военнослужащие, так как именно
российско-армянская система ПВО составляет одно из уязвимых звеньев
азербайджанской армии. Россия создает благоприятный режим для военного
партнерства с Азербайджаном.
В области безопасности, как отмечает бакинский политолог
Расим Мусабеков, азербайджанский военный бюджет в 1,5 млрд долл. США
перспективный партнер для российского ВПК, незамерзающие морские порты
Бакинской базы ВМФ Азербайджана могут стать местами базирования Российской
Каспийской флотилии. Азербайджан не исключает возможность развития совместной с
Россией ПВО и координацию борьбы с радикальными исламскими группировками.
Азербайджан пытается оказывать определенное давление на
российскую сторону в плане резкого сокращения военно-политического партнерства
Москвы с Ереваном и смены акцентов в карабахском вопросе в пользу Баку. За это
Азербайджан обещает активизацию военно-технического и энергетического
сотрудничества с Россией. Что же касается борьбы с радикальными исламскими
группировками, то Азербайджан сам страдает от распространения ваххабизма и
расширения базы присутствия исламских организаций Саудовской Аравии и Ирана на
своей территории. Это также никак не устраивает Турцию. Вместе с тем, нередко в
сводках правоохранительных органов России и в одном из интервью главы Ингушской
Республики Юнус-Бека Евкурова отмечались случаи появления на территории
Северного Кавказа представителей Азербайджана, которые участвуют в деятельности
бандитских формирований.
Особым объектом внимания военно-политического руководства
Азербайджана выступает карабахское направление и Нахичевань, где соответственно
сосредоточены 1–3-й и 5-й армейские корпуса ВС АР. В Нахичевани Азербайджан
рассчитывает на активную поддержку Турции и турецких советников. Фактически,
Анкара оказывает активное покровительство 5-му армейскому корпусу
азербайджанской армии в Нахичевани.
Удар по Нахичевани способен повлечь вступление в войну
против Армении Турции, которая имеет определенные международно-правовые
обязательства о гарантии нахичеванской автономии в составе Азербайджана
согласно Карсскому договору 1921г.
Если предположить, что ныне действует секретный азербайджано-турецкий договор,
заключенный в 1996 г.,
который предусматривает участие турецкой армии на стороне Азербайджана в случае
войны, то вступление натовской Турции в войну может стать реальностью.
Вместе с тем, оккупация чрезвычайно важной в стратегическом
отношении Нахичевани войсками Турции – страны-члена НАТО – способна вызвать
ответную реакцию Ирана и России. Трудно предсказать каким может оказаться ответ
Ирана в случае начала крупномасштабного военного конфликта: прямое участие в
войне, удар с воздуха по азербайджанским нефтепромыслам на Каспии, развязывание
вооруженного конфликта в талышском регионе или комбинация всех трех вариантов.
Ясно одно, что войны на два фронта Азербайджан не вынесет.
Россия, которая имеет соответствующие военно-политические
договоренности с Арменией в рамках ОДКБ и на двусторонней основе, также не
сможет обойти стороной внешнюю агрессию Турции против ее союзника. Более того,
если Турция так часто ссылается на Московский и Карсский договоры 1921 г., то нелишне
напомнить, что одним из участников этих соглашений выступала Россия. Та же
Нахичевань передавалась под протекторат, а не в состав Азербайджанской ССР.
Следовательно, у России есть все правовые, политические, военные и
экономические основания для вмешательства в конфликтную ситуацию по Нахичевани
и пересмотра статуса этого анклавного субъекта. Тем более, все попытки Турции в
1992–1994 гг. вмешаться в карабахский военный конфликт на стороне Азербайджана
однозначно и жестко пресекались позицией МИД и Генерального штаба ВС России.
Азербайджан в сравнении с Арменией и НКР имеет мощную боевую
авиацию. Очевидно, что Баку делает ставку на современную тактику боевых
действий, копируя американский сценарий ведения «блицкрига» в Югославии и
Ираке. Иными словами, Азербайджан рассчитывает мощной бомбардировкой линий
оборонительных укреплений Армии обороны НКР и мирного населения Карабаха
принудить Степанакерт к капитуляции. При этом укрепление системы ПВО призвано
дополнить ударную авиацию.
Однако ставка Азербайджана на концепцию «блицкрига» или
«ограниченного реванша» может провалиться, поскольку ВС Армении и Армия обороны
НКР достаточно боеспособны, компактны и мобильны, технически оснащены и
модернизированы, обладают профессиональным офицерским корпусом, среднее и
высшее звено полностью состоит из ветеранов боевых действий 1992–1994 гг.
Результаты регулярно проводимых в НКР учений показывают
высокую слаженность действий Армии обороны НКР, а в случае войны уровень
мобилизации мужского населения Карабаха составит практически 100%.
Взаимодействие ВС Армении и НКР на самом высоком уровне, об этом говорят
результаты проводимых учений и кадровый состав. Не следует также забывать о
мощной мировой армянской диаспоре, которая в ходе боевых действий 1992–1994 гг.
самым непосредственным образом участвовала в защите своей исторической Родины,
оказывая ей материально-техническую, финансовую, информационную, политическую и
военную помощь. И в допустимой войне армянский Спюрк будет более организованно
и активно участвовать в составе Армии обороны НКР для отражения внешней
агрессии со стороны Азербайджана.
В случае возобновления войны в зоне карабахского конфликта
боевые действия, скорее всего, будут вестись в основном на земле с участием
сухопутных сил противостоящих сторон, оснащенных большим количеством
бронетехники и артиллерии. Это повышает эффективность фортификационных оборонительных
линий карабахской армии вдоль нынешней линии фронта. Безусловно,
фортификационные линии в Нагорном Карабахе не могут являться панацеей в случае
начала масштабных боевых действий, и карабахская армия не сможет всю войну
«отсидеть» в этих сооружениях, которые позволяют значительно снизить эффект
внезапности и выиграть время для мобилизационного развертывания армии. Но кто
сказал, что Армия обороны НКР в случае войны будет держать только оборону и
откажется от мощного контрудара с применением всей силы армянской ПВО и
авиации? Умелое сочетание укрепленных полевых и долговременных сооружений с
ведением активной обороны и контрнаступления не дает шансов и надежды на успех
азербайджанской армии ни в плане «блицкрига», ни «затяжной войны».
Что касается концепции «ограниченного реванша» в качестве
ведения военных действий против Карабаха, которая сводится к перевесу баланса
сил в военной технике в пользу Азербайджана и вероятной способности
азербайджанской армии освободить хотя бы ряд равнинных районов Карабаха,
находящихся ныне под контролем Армии обороны НКР (например, Агдамский и
Физулинский районы), что может позволить Баку получить ощутимое психологическое
и военно-политическое преимущество перед Степанакертом и Ереваном и продолжить
переговорный процесс в более выгодных условиях, то здесь не стоит так рано
обольщаться.
Дело в том, что если Баку рассчитывает получить, как
минимум, Агдамский и Физулинский районы, входящие ныне в зону безопасности НКР,
то Степанакерт может планировать освобождение, как минимум, Шаумяновского
района и Геташенского подрайона в случае возобновления войны. Армения же не
сможет долгое время удерживать свои ВС от ответа на провокации Нахичевани, и
вопрос этой республики может перейти в формат военно-политической коллизии с вхождением
армянской армии на территорию Нахичевани, что приведет к сокращению армянской
линии обороны на нахичеванском направлении от 150 км до 8 км по границе с Турцией.
Итогом такого конфликта станет затяжная
«окопно-дистанционная война» на истощение. Мощь армянской армии способна
нанести Азербайджану ответные и сокрушительные удары, включая и по столице
Баку. Армения – не Россия, и она не будет задумываться о последствиях реакции
США и Европы по поводу разрушения трубопроводных коммуникаций и объектов добычи
нефти и газа на территории Азербайджана, как этого не допустила Москва в
конфликте с Тбилиси в августе 2008
г. Война будет губительна не только для властвующей
элиты (клана, семьи или режима), но, прежде всего, для самого азербайджанского
государства. Вместе с тем, вряд ли новая карабахская война будет продолжаться
только между Азербайджаном и Арменией. В ней будут опосредованно участвовать
мировые центры силы (включая Россию, США, страны Западной Европы, Турцию и
Иран).
Сегодня лучшие умы армянского народа, его передовая научная
мысль и финансовые возможности должны и обязаны помогать укреплению
обороноспособности Армении. Высокий профессионализм офицерского корпуса,
техническое переоснащение армии и органов национальной безопасности, постоянная
боеготовность вооруженных сил – есть главные стратегические задачи армянского
политического руководства. Боеспособность в Арцахе может позволить дипломатам и
политикам продолжить уверенный курс на независимость Карабаха и разрешение
других ключевых вопросов Ай-Дата. Причем периодически угрожающая
азербайджанская сторона должна учитывать, что новая война для Карабаха будет в
большей мере не оборонительной, а наступательной с целью возвращения под
юрисдикцию Степанакерта оккупированных Азербайджаном территорий Арцаха.
Относительно перспектив возможного появления иностранных
военных баз на территории Азербайджана в последние годы появилось немало
оценок. Основными прецедентами отмечаются Турция и США, есть рассуждения и по
поводу нового российского военного присутствия.
Политическая направленность Турции может вынудить власти
Азербайджана на новый роман с Россией. Но есть ли такие возможности у натовской
и зависимой от Запада (прежде всего, от США) в военном и
финансово-экономическом отношении Турции вести независимую от
военно-политических интересов того же Запада политику на Южном Кавказе? Да и
Россия пока что вряд ли может планировать вхождение в Азербайджан, чтобы
принудить своего союзника Армению к отказу от военно-стратегического
партнерства с Москвой.
В 1993 г.
Азербайджан формально вступил в ДКБ, но так и не ратифицировал это решение и
вышел из Организации в 1999 г.
Азербайджанская конституция провозглашает внеблоковую республику. Хотя, как не
раз убеждаешься, конституция может меняться с учетом изменившихся обстоятельств
и интересов государства, да и само государство меняется, куда уж до документа.
Под воздействием США, Великобритании и Турции Азербайджан все эти годы
отказывался от военного вхождения России, от совместного с Россией
патрулирования внешних границ с Ираном и Турцией.
Заигрывание с Москвой по вопросу военно-технического
партнерства и размещения базы на Каспии происходит в плане урегулирования
карабахского конфликта в пользу Баку, но это вряд ли укрепит позиции России в
этом регионе.
Что касается возможности турецкого военного базирования в
пределах Азербайджана, полагаю, что формально-юридическое решение вряд ли
состоится, так как Турция – член НАТО, а США и та же Великобритания с Францией
и Германией не желают столь активного регионального присутствия Турции.
Фактическая же сторона вопроса позволяет отметить, что Турция уже имеет военное
присутствие в Азербайджане через призму двусторонних соглашений и
военно-технического партнерства, а также через форму военных советников и
инструкторов. Турецкая 3-я полевая армия полностью патронирует 5-й армейский
корпус Азербайджана в Нахичевани.
Возможно ли вступление Азербайджана в НАТО на данном этапе?
Скорее всего вряд ли, поскольку, во-первых, НАТО уже на примере Грузии и
Украины получил горький урок российского сопротивления; во-вторых, США ныне не
рассматривают особых задач на Южном Кавказе, их главным приоритетом остается
азиатское направление – Афганистан и Китай, следовательно, на данном этапе
более интересна Центральная Азия, на Кавказе же решена задача энергетического
транзита; в-третьих, есть возможность наращивать военное партнерство со
странами Южного Кавказа на основе двустороннего соглашения, что гораздо
эффективнее, чем блоковый кисель.
Остается иранский фактор в плане использования территории
Азербайджана в качестве плацдарма для размещения военных баз США и возможного
геостратегического влияния на Иран. Намерение Вашингтона разместить военную
базу в Азербайджане может быть связано не только с подготовкой иранской военной
кампании, но и с обеспечением полного контроля над основным экспортным
трубопроводом БТД и военно-транзитными задачами регионального характера.
Пентагон, конечно, имеет военные планы боевых действий против Ирана. Но
администрация Барака Обамы будет продолжать политическое и экономическое
давление на Тегеран, не исключая военный метод в перспективе. Втягивание
Азербайджана в конфликт с Ираном чревато региональной катастрофой. Ведь всегда
легче начать войну, но гораздо сложнее ее завершить. Вряд ли самому Баку
необходим конфликт с Тегераном. Поэтому Азербайджан будет использоваться США в
рамках технической разведки, военного транзита и решения ограниченных военных
задач. И крайне отрицательно Вашингтон отнесется к размещению военной базы в
Азербайджане для давления, а тем более войны с Арменией. Районом повышенного
военного внимания США к территории Азербайджана может оставаться Нахичевань,
неслучайно одним из территориальных коридоров разблокирования Армении и
установления отношений с Турцией США предлагали маршрут Карс – Нахичевань –
Евлах.
Скорее американцы могут договориться с Арменией о размещении
военной базы локального значения (например, авиабазы) при сохранении 102-й
российской военной базы в Гюмри. Если американцы всерьез намерены утвердить
свое военно-политическое присутствие в регионе Южного Кавказа, Малой Азии,
Ближнего и Среднего Востока, то лучший сценарий этого процесса может состояться
через признание геноцида армян в 2015
г. и реализацию арбитражного решения президента США
Вудро Вильсона по Армении. Речь может идти об образовании Западно-Армянской
Республики и размещении на ее территории сроком на 50 лет мощной американской
военной группировки (включая сухопутные войска, авиацию, морские силы и
десант).
Что касается России – единственной державы, которая может
составить геостратегическую конкуренцию США в названном регионе, то, во-первых,
Россия уже не советская, а политически обновленная, сконцентрированная на
прагматичных национальных интересах; во-вторых, Россия и США могут стать по
Армении не конкурентами, а партнерами.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.