Суббота, 20.04.2024, 01:52
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Март » 15 » Готовы продолжить освобождение остальных наших территорий
Готовы продолжить освобождение остальных наших территорий
00:12

Analitika.at.ua. В годы Движения множество молодых армян без раздумий взяли в руки оружие, чтобы защитить и освободить родную землю. «Это было не решение. Вопрос самолюбия!» Эти слова принадлежат Гнелу (Гагику) Манукяну, командиру отряда «Зоравар Андраник». Формировался отряд в селе Мармарашен Масисского района. Свои подразделения у него имелись на всей территории Армении - в Арарате, Ереване, Иджеване, Кировакане, Шамшадине, Варденике. Отряд всегда с честью носил имя полководца Андраника, не проиграв ни одного боя и одерживая победы даже в самых сложных ситуациях. 56 бойцов отряда награждены медалью «За мужество», еще четверо - орденом «Боевой крест».

 

По словам командира, трудными были все дни и ночи. Война действительно была нелегкой. Но всего важнее были два вопроса. Первый - вооружить парней настоящим боевым оружием, второй - чтобы рядом был верный и надежный друг. «Случалось, что несколько раз попадали в окружение, но выходили без погибших и раненых. Если друг ненадежен, если не доверяешь ему, то не следует идти с ним - бессмысленно. Потому что если ты идешь умирать, то должен знать, с кем будешь умирать»,- убежден Г. Манукян.

 

После войны у него была возможность найти работу получше, но он отказывался. Был даже депутатом Верховного Совета, а потом и Национального Собрания. И все же он считал, что его место - армия. «Или я должен был стать директором завода или начальником цеха ради того, чтобы моя семья жила получше? А что бы я тогда ответил тем женщинам, чьи мужья погибли? Разве не сказали бы они мне: ты воевал ради того, чтобы работать на этом месте и хорошо жить?»

 

Сегодня Г. Манукян - военный комиссар Масисского территориального военного комиссариата. Полковник.

 

***

Хороших воспоминаний от войны остаться не может. Война - это погибшие, раненые друзья, взрывы, крик детей. А победа - это стратегия. В любой войне один побеждает, а другой проигрывает. Нашу победу выковали добровольцы-азатамартики. Правда, командиры руководили, но основную работу сделали азатамартики.

 

В 1989-м мы создали отряд самообороны. А в 1990-м по предложению Военного совета, в который входили академики Геворг Гарибджанян и Парис Геруни, а также Ильич Бегларян, Жора Манукян и Баграт Гарибджанян, мы назвали отряд «Зоравар Андраник». Мы сражались всей нацией, как фидаины. Естественно поэтому, что отряд должен был носить имя героя - чтобы освежить память, чтобы народ крепко стоял на ногах. Кроме этого, имя Андраника многое говорило и неприятелю. Слава Богу, мы не посрамили имя Полководца.

 

Между прочим, освобождение Ходжалу мы посвятили Андранику, поскольку 25 февраля - день его рождения. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года мы освободили этот населенный пункт. Даже договорились с генералом Далибалтаяном переименовать Ходжалу в Андраникаван.

 

***

Военный совет по многим вопросам оказывал нам поддержку. Помогали нам и отдельные люди. Всемирно известный тяжелоатлет Юрий Варданян оказал отряду помощь на многие миллионы. Помогал и оружием, и обмундированием, и деньгами. Он не только спортсмен, но и великий патриот. Другие друзья отряда также помогали чем могли.

 

Особо хочется отметить помощь ученых. Я встречался с сотрудниками Института физики, которые предлагали производить новые виды оружия. Были созданы 63-миллиметровый миномет с дальностью стрельбы 4, 5 и 8 км, мини-автоматы, оружие типа карабина. Было разработано и секретное оружие.

 

Все, что тогда имелось, все было очень важным. Я очень благодарен всем. Без их помощи отряд не мог бы существовать.

 

***

Самым воодушевляющим мигом стало подписание перемирия: это означало, что больше уже не будет жертв, мы больше не будем терять товарищей, родных. Нет ничего превыше мира!

 

А вообще-то запомнились все эти 4-5 лет. Командиру же вообще не могло быть легко. Труднее всего ведь приходится ему: надо было нести ответственность за каждого бойца отряда, обеспечивать их оружием, питанием, обмундированием и снаряжением, выбирать наиболее выигрышную тактику, освобождать, защищать… Командир должен иметь холодный ум и уметь быстро ориентироваться в любой обстановке. И не должен делать разницы между воинами - мол, это мой родственник, а это простой боец. При захвате горы Гочаз на моих глазах погиб мой родной племянник, сын моей сестры,- он упал, но я приказал продолжить наступление, потому что если б нам пришлось во второй раз штурмовать гору, то потери могли бы быть вдвое или даже втрое больше. Командиром быть легко, а вот руководить - трудно. Да еще таким неопытным, как мы.

 

Еще одна проблема - многие бойцы отряда были плохо знакомы с военным делом. Но что касается дисциплины, то это дело в нашем отряде было на высоте. Каждый шаг совершался только с ведома и разрешения командира. Хорошо была поставлена и разведка. Начальником разведки был Мисак Саакян. Правда, он был уже человек в возрасте, но разведчиком был умелым, поскольку отлично владел азербайджанским и турецким. Я тоже ходил с ними в разведку - мне тоже было интересно. В конце концов, мне нужно было этому научиться, ведь если ты командир, то должен уметь все.

 

***

Не было случая, чтобы мы начали какую-либо операцию и провалили ее. Были очень тяжелые операции, но мы все равно одерживали победы. Случалось, находили выход даже из, казалось бы, безвыходного положения. Вот, скажем, надо было решить важную стратегическую задачу - занять гору Гочаз, расположенную в Лачинском коридоре, у дороги к Кельбаджарскому туннелю. Это была третья или четвертая попытка штурма горы. Командиром этого участка фронта был генерал Саргсян. Я сказал: разрешите нам штурмовать гору. Он сказал, что это невозможно: 500 человек не смогли ее взять, а вы и подавно не сумеете! Но я все-таки настоял. Ночью выслали разведчиков, они осмотрели все, принесли сведения. Мы решили не вступать с врагом в открытый бой: они окопались на высоте, имели технику - танк, пулеметы. И хотя их было всего 30-40 человек, но позицию они занимали очень удобную - сверху могли легко перебить всех нас. И мы решили обойти гору. Всего два выстрела мы и сделали. Как только они поняли, что мы у них в тылу, тут же спустились с горы и удрали. Мы взяли гору фактически без выстрелов. В тот день мы освободили Гочаз, село Маис, Сонасар и Мишни, а также захватили большое количество горючего и боеприпасов. И все это - всего за полтора дня. А было нас 170 человек.

 

***

Что и говорить, по численности враг намного превосходил нас, но было тут одно обстоятельство: мы сначала думали, потом стреляли, а они сначала стреляли, потом думали. Мы пошли воевать добровольно, их же пригнали насильно. Мы освобождали свою землю и должны были продолжать это дело. И сегодня тоже мы не можем удовлетвориться достигнутым. В любой момент, как только поступит приказ верховного главнокомандующего, мы будем готовы продолжить освобождение остальных наших земель. И пусть не разоряется там Алиев: «Война, война!» Один раз они испытали судьбу, что ж, пусть попробуют во второй раз. Мы поможем ему вспомнить его прошлое. Он еще явится к нашему президенту просить политического убежища! Пусть только попытается начать - сразу убедится, как близок этот день.

 

***

Сегодня наш отряд действует. И увеличился еще больше. К нам присоединились 28 больших и малых отрядов. Все остальные отряды тоже сегодня существуют. Может быть, кое-кто малость разочарован, может заявить: все, мол, во второй раз не пойду. Но это не так: кто же тогда защитит его дом, семью? Может быть, не пойдут воевать денежные мешки, потому что им есть что терять, но те парни, кто воевал, снова возьмут в руки оружие.

 

88 человек из наших уже нет. А почему? Наступил момент, мы взяли автоматы и пошли - то был наш долг, и мы обязаны были его выполнить. А многие другие этого не поняли, разбежались по россиям, а потом вернулись и заняли должности. Вот поэтому-то многие и разочаровались.

 

Сегодня очень актуальны социальные проблемы азатамартиков. Азатамартик обязательно должен иметь место в этом мире, потому что если вдруг начнется война, то воевать опять же пойдет он. А то что же это такое - кое-кто наел шею аж в 46 сантиметров и разъезжает на десяти машинах… Где же они были тогда? Хоть бы помогли сегодня семьям погибших и раненых…

 

Опыт азатамартиков нужен молодым. Пусть организуют курсы, занятия - я попрошу ребят, они поделятся опытом. Давайте готовить для завтрашнего дня профессиональную армию. Мы страна воюющая, а перемирие - явление временное. Так о чем же думают некоторые? Только о том, чтобы набить карманы! Ума хватает только на то, чтобы зарабатывать деньги. А все остальные вопросы?..

 

***

21 сентября мы были на Ераблуре. Смотрю, в каком положении ребята, прямо плакать хочется! А генералы приезжают и поздравляют друг друга. Можно подумать, что это они одержали победу! Творцы победы - это голодные и нищие сегодня простые бойцы - подойдите же к ним, обнимите, поздравьте!..

 

Несколько раз в год организую ребят, ездим на Ераблур, приводим территорию в порядок, чистим, сажаем деревья, обрезаем ветви. Так что же, мы можем это делать, а они - нет? Или их погоны блестят иначе? Есть генералы, которым можно только поклониться - они были в одних окопах с бойцами, настоящие герои. Но что сказать о тех, кто тогда просто слонялся по улицам, а теперь стал генералом? Даже Карабах на карте показать не могут! За что я уважаю Сейрана Оганяна? За то, что превосходно командует армией, знает всех - от солдата до генерала! Всю войну прошел, прекрасно знает психологию солдата. Солдат ведь даже полученной в награду простой ручке радоваться готов, а кое-кому, черт знает до каких высот случайно добравшемуся, хоть из золота ручку отлей - все равно мало будет…

 

***

В последнее время много говорится об уступках на переговорах по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, о сдаче каких-то территорий. Ни один руководитель не готов отдавать территории. Если же собираются уступать, то пусть сначала повернутся лицом к Ераблуру, взглянут на могилы парней и только потом подписывают, если надо. Но я не думаю, что повидавший войну президент или министр отдадут территории. Да и какие могут быть разговоры о сдаче земли? Такого не может быть! В те времена я говорил ребятам: где убьют, там меня и похороните, не увозите домой. Придет время, говорил я, и возникнут связанные с землей проблемы. А если вы верные товарищи, то эти территории станут для вас священными. Вы вынуждены будете защищать ее. Не отдадите!

 

Арпи СААКЯН

Источник: Собеседник Армении

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 791
Календарь новостей
«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru