Пятница, 26.04.2024, 20:39
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Декабрь » 15 » Грузия–Азербайджан: Монастырь преткновения
Грузия–Азербайджан: Монастырь преткновения
01:02

Analitika.at.ua. Лелеемая М.Саакашвили грузино-азербайджанская «конфедерация» столкнулась с серьезной проблемой: два государства никак не могут определиться с границами. Как сообщил председатель госкомитета земли и картографии Азербайджана Гариб Мамедов: «При общей протяженности государственной границы между Азербайджаном и Грузией в 480 километров до сих пор не уточнены 180 км.». Камнем преткновения стал монастырский комплекс Давид Гареджи, часть которого в советское время была по чьей-то прихоти передана Азербайджанской ССР. Но если в советские годы посещение монастыря грузинскими верующими и паломниками не представляло особой сложности, то ныне, в условиях независимых государств, проблема начинает приобретать глобальный характер. Обе стороны оказались в условиях, когда отказ от монастыря грозит серьезнейшими последствиями, как во внутренней политике, так и во взаимоотношениях Баку с Тбилиси. А для Грузии монастырь Давид Гареджи становится еще и показателем дееспособности государства и гарантией его будущего.

 

Азербайджан, уже успевший провозгласить комплекс Давид Гареджи «памятником албанской архитектуры», загнал себя в этико-правовой тупик. В самом деле, представим на миг, что монастырь действительно является творением рук албанских племен. В этом случае отказ Баку от Давида Гареджи создаст серьезный прецедент, лишающий смысла притязания Азербайджана на культурно-историческое наследие кавказских албанцев. В Баку понимают: после того, как они согласятся вернуть Грузии Давид Гареджи, Азербайджан, и то с серьезными оговорками, сможет претендовать лишь на наследие принявших ислам и отуреченных албанцев.

 

В Баку понимают и то, что уступка в данном вопросе неминуемо приведет к череде претензий на расположенные на территории Азербайджана многочисленные христианские храмы. В частности, северные районы современной Азербайджанской республики буквально усеяны памятниками христианской храмовой архитектуры, в числе которых и всемирно известная церковь святого Егише (Елисея), возведенная IV веке в селе Киш недалеко от Нухи (ныне – Шеки). На севере Азербайджанской республики расположены и другие шедевры христианской культуры: Мамрухский монастырь в Закатальском районе и комплекс Охты ехеци в Гахском районе, церковь Лекит в Гахском районе и другие.

 

Наличие этих и многих десятков других христианских храмов на приграничных территориях Азербайджанской республики создает для ее руководства определенные трудности на переговорах с Грузией. Но главным препятствием для Азербайджана в проблеме делимитации границы с Грузией является даже не это обстоятельство, а стремление к сохранению возможности предъявить в будущем территориальные притязания к Грузии. Собственно говоря, эти претензии, пока еще в научных изданиях, а также устами отдельных ангажированных политологов и даже в религиозных публикациях, уже высказываются. Так, на сайте бакинской епархии утверждается, что «Для нынешней исторической географии нет сомнения в том, что Кавказская Албания в период средневековья охватывала почти всю территорию современной Азербайджанской Республики, Южный Дагестан и Алазанскую долину Восточной Грузии».

 

На том же сайте говорится, что «В качестве архитектурных памятников Албанской Церкви логично рассматривать и ряд церквей, расположенных в исторической области Камбисена, сохранившихся на территории современной Грузии». А вот что утверждают Историки Д. и М. Ахундовы в монографии «К вопросу о «спорных» моментах в истории и культуре Кавказской Албании»: «Кавказская Албания занимала значительно большую территорию по сравнению с современным Азербайджаном, поэтому ее города, храмы и некрополи находятся в настоящее время в Дагестане, Грузии и Армении, а ее стелы, надгробные памятники и произведения декоративного искусства украшают музеи Махачкалы, Тбилиси, Эчмиадзина и др.».

 

Подобными «результатами научных изысканий» полна вся современная азербайджанская историческая наука. Более того, они уже «перешагнули» академическую трибуну и выплеснулись в статьи политологов. Азербайджанский политолог Лейла Алиева: «Мы прекрасно знаем, что было такое государство Албания Кавказская, которое покрывало значительную часть Азербайджана, нынешней Армении и востока Грузии». О «грузинской части» Кавказской Албании писали и другие известные и не очень азербайджанские журналисты и политологи, в том числе дослужившийся до депутата Милли меджлиса Р.Мусабеков. Если учесть, что Азербайджан давно уже старается представлять закавказских турок в качестве потомков кавказских албанцев и приватизировать их наследие, то станет понятно: публикации о том, что Кавказская Албания занимала часть территории Грузии, являются предвестниками территориальных притязаний. Подкрепленных наличием огромной массы проживающих в Грузии закавказских турок.

 

Логично считать, что отношения между закавказскими турками и грузинами на несколько десятков отстают от отношений между армянами и закавказскими турками. Когда в шестидесятых годах прошлого века в Баку стали появляться пока еще редкие публикации, называющие армянскую храмовую архитектуру правобережья Куры албанскими, реакция армянской стороны была насмешливо-пренебрежительной, мол, нечего обижаться на всякие больные выдумки неучей. Впоследствии выяснилось, что эти «неучи» выполняли госзаказ, готовящий жителей Азербайджана вначале к духовной, а затем и военной экспансии против Арцаха.

 

Грузинская сторона пока еще выказывает большую, чем в свое время армяне, решимость в отстаивании своей позиции, и не соглашается на то, чтобы монастырский комплекс Давид Гареджи контролировался Азербайджаном. На днях замминистра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе довольно жестко заявила, что «вопрос уступки Азербайджану монастыря Давида Гареджи никогда не встанет в повестку дня». О том, насколько внимательно отслеживают в Баку ситуацию вокруг Давида Гареджи, свидетельствует тот факт, что уже на следующий день МИД Азербайджана устами своего пресс-секретаря Полухова заявил, что «Азербайджан не проводит обсуждений по территориальному обмену в связи с участком Кешикчи дагы». Между тем, в данном ответе грузинам (да и не только грузинам) следует обратить внимание еще и на использование Азербайджаном топографического подлога: гора, на которой расположен Давид Гареджи, закавказскими турками издавна называлась Кешиш даг, что в переводе с тюркского означает Гора священников. «Кешикчи» дагы – не имеющий смысла политический «неологизм» последних лет, призванный предать забвению укоренившееся в сознании закавказского турка название горы, связанной с христианством.

 

В свою очередь Грузия – если, она, конечно, желает иметь будущее – также не вправе отказаться от национальной святыни, ибо единственным и неизбежным последствием этого «взаимопонимания» может быть лишь полная потеря региона Квемо Картли. Красноречивым подтверждением сказанному являются не только все нарастающие претензии азербайджанских историков и политологов, но и гораздо более убедительный «аргумент»: количество тюркоязычного населения Квемо Картли с 76 тысяч 664 человек в 1923 году (Статистический сборник ЗСФСР, 1927г.) увеличилось до более 500 тысяч в наши дни. Трудно сказать, насколько глубоко это осознают в Тбилиси, но спор о монастырском комплексе Давид Гареджи лишь внешне имеет религиозно-этическую подоплеку. Однако надо сказать, религия и этика в территориальных претензиях закавказских турок никогда не имели значения, и тысячи уничтоженных в Нахиджеване армянских хачкаров тому свидетельство. Впрочем, почему только армянские хачкары?

 

Как в начале текущего года сообщил грузинский историк Александр Элердашвили, «азербайджанские пастухи на территории монастырского комплекса Давид Гареджи в Бертубани (Кешиш даг. – Л.М.-Ш) уничтожают фрагменты фресок с помощью кинжалов». Пояснив, что Бертубани расположен на контролируемой Азербайджаном территории, он добавил, что «совместно с пастухами фрески уничтожают и азербайджанские пограничники». А. Элердашвили назвал поведение пастухов и пограничников «вандализмом». Наивный. Это не вандализм, а начало наступления вандалов. И Давид Гареджи – первый бастион на их пути. Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, Voskanapat.info

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 709
Календарь новостей
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru